Логотип журнала Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология.
ISSN 0137-0936
eISSN 2309-9852
En Ru
ISSN 0137-0936
eISSN 2309-9852

Психологические детерминанты успешной адаптации студентов-мигрантов

Аннотация

Актуальность. Исследования психологических особенностей студентов-мигрантов в разной степени адаптации к культуре российского вуза позволяют установить факторы, влияющие на уровень адаптации для выработки стратегий, позволяющих снизить уровень накопительного стресса и, как следствие, повысить уровень усвоения знаний студентами и сохранить физическое и психологическое здоровье студента.

Цель работы. Изучить уровень стресса и факторов, его формирующих, у студентов-мигрантов в разной степени адаптации к культуре российского вуза.

Методика. Исследование включало группу 109 студентов-мигрантов 1–3 курса обучения в юношеском возрасте от 17 до 20 лет (17,81±0,90), из них 76 (69,72%) мужчин, 33 (30,28%) женщин; этнический состав: 45 (41,28%) — таджики, 38 (34,86%) — киргизы и 26 (23,86%) представителей казахского этноса. На исследовательском этапе применена анкета на определение уровня принятия российской культуры и использованы следующие методики: шкала воспринимаемого стресса-10, опросник повседневных стрессоров, методика «Индекс жизненного стиля» и опросник «Копинг-стратегии» Лазаруса.

Результаты. У студентов-мигрантов выявлен уровень стресса, превышающий норму, и в процессе адаптации он увеличивается, формируя накопительный стресс. Иерархизация студентов-мигрантов по критерию осведомленности о российской культуре влечет за собой разный уровень применения адаптированных к российскому социуму совладающих стратегий. Эмпирически выявлено доминирование таких копинг-стратегий, как «планирование решения проблемы», «принятие ответственности» и «положительная переоценка» в выборке более адаптированных студентов-мигрантов.

Выводы. Полученные данные свидетельствуют, что адаптация по типу интеграции приводит к реализации дополнительных ресурсов и повышению уровня воспринимаемого стресса.

Благодарности: Авторы выражают признательность руководству федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Новосибирский государственный аграрный университет» за оказанную помощь при проведении данного исследования.

Литература

Абабков В.А., Барышникова К., Воронцова Венгер О.В., Горбунов И.А., Капранова С.В., Пологаева Е.А., Стуклов К.А. Валидизация русскоязычной версии опросника «Шкала воспринимаемого стресса-10» // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2016. № 2. С. 16–26.

Бохан Н.А., Воеводин И.В. Микросоциальные факторы риска аддиктивного поведения у студентов ВУЗов // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. 2009. № 1 (52). С. 37–40.

Кабрин В.И., Мацута В.В, Березина Е.М. Позитивные и проблемные компоненты в образовательных коммуникативных мирах студентов различных университетов в кросскультурном постсоветском пространстве // Вестник Томского государственного университета. 2011. № 345. С. 177–182.

Киселева Е.В. Стресс у студентов в процессе учебно-профессиональной подготовки: причины и последствия // Молодой ученый. 2017. № 6. С. 417–419.

Крюкова Т.Л., Куфтяк Е.В. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) // Журнал практического психолога. М., 2007. № 3. С. 93–112.

Кружкова О.В., Шахматова О.Н. Психологические защиты личности: учебное пособие. Екатеринбург: Издательство Росгоспрофпедуниверситет, 2006.

Маликова Т.В. Психологическая защита: направления и методы. СПб.: Речь, 2008.

Овчинников А.А. Особенности психологической адаптации студентов-мигрантов: психосоматические проблемы // Медицина и образование в Сибири: сетевое научное издание. 2014. № 3. [Электронный ресурс] // URL: http://ngmu.ru/cozo/mos/article/text_full.php?id=1439 (дата обращения: 7.03.2021).

Петраш М.Д., Стрижицкая О.Ю., Головей Л.А., Савенышева С.С. Опросник повседневных стрессоров // Психологические исследования. 2018. Т. 11, № 57. [Электронный ресурс] // URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 20.03.2019)

Султанова А.Н. Расстройства адаптации у мигрантов // Психическое здоровье семьи в современном мире: сборник тезисов II Российской конференции с международным участием / Под ред. Н.А. Бохана. Томск: Иван Федоров, 2014.

Султанова А.Н., Тагильцева Е.В. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и академической успеваемости студентов // Актуальные вопросы психиатрии, неврологии и клинической психологии. 2019. С. 151–153.

Суханов А.А. Понятие адаптации: два дискуссионных вопроса // Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, психология. 2015. № 1 (41). С. 104–110.

Bataineh, M.Z. (2013). Academic stress among undergraduate students: the case of education faculty at King Saud university. International Interdisciplinary Journal of Education, 2(1), 82–88.

Coetzer, G.H. (2016). Emotional versus cognitive intelligence: Which is the better predictor of efficacy for working in teams? J. Behav. Appl. Manag, 16, 116–133.

Choi, Y., Park, M., Lee, J.P., Yasui, M., Kim, T.Y. (2018). Explicating acculturation strategies among Asian American youth: subtypes and correlates across filipino and Korean Americans. J Youth Adolesc, 47 (10), 2181–2205.

Datta, J., Chetia, P., Soni, J.C. (2016). Academic achievement, emotional maturity, and intelligence of secondary school students in Assam. Int J Sci Res, 5 (7), 59–71.

Yeager, D.S., Dahl, R.E., Dweck, C.S. (2018). Why Interventions to influence adolescent behavior often fail but could succeed. Perspect Psychol Sci, 13 (1), 101–122.

Wilson, M, Thayer, Z. (2018). Impact of acculturation on depression, perceived stress and self-esteem in young Middle Eastern American adults. Ann Hum Biol. 45 (4), 346–353.

Статья на сайте ELibrary.ru Скачать в формате PDF

Поступила: 14.03.2021

Принята к публикации: 05.05.2021

Дата публикации в журнале: 15.09.2021

Ключевые слова: стресс; студенты-мигранты; совладающие стратегии; адаптация

DOI: 10.11621/vsp.2021.03.07

Доступно в on-line версии с: 15.09.2021

Номер 3, 2021