Логотип журнала Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология.
ISSN 0137-0936 (Print)
ISSN 2309-9852 (Online)
En Ru
ISSN 0137-0936 (Print)
ISSN 2309-9852 (Online)
Компьютеризированный качественный анализ текста

Компьютеризированный качественный анализ текста

Аннотация

Актуальность. В прикладной психологии перед исследователем все чаще встает задача анализа больших массивов текста, как вербального, так и визуального. Для этих целей разработаны различные методы анализа и созданы различные компьютерные программы.

Цель. Проанализированы возможности компьютеризированного качественного анализа текста. Рассмотрен спектр задач, решаемых различными методами качественного анализа текста.

Методы. Проведен теоретический анализ классических методов качественного анализа текста. Проанализирована специфика метода компьютеризированного дискурс-анализа. По Интернету выполнен поиск наиболее популярных программ качественного анализа текста, рассмотрены основные опции и требования к работе в программе.

Результаты. Кратко охарактеризованы методы контент-, дискурс-, интент-анализа, конверсационного и нарративного анализа. Описан подход компьютеризированного дискурс-анализа (CMDA). Изложен подход к решению задач различных методов качественного анализа текста в компьютерном анализе качественных данных (Computer Assisted Qualitative Data Analysis; CAQDAS). Рассмотрены возможности некоторых пакетов программного обеспечения, разработанного в рамках подхода CAQDAS. 

Выводы. Показаны преимущества использования компьютеризированного дискурс-анализа. Очерчена тематика исследований методологических проблем, сопровождающих использование CAQDAS.

Полная версия статьи доступна по ссылке РИНЦ.

Литература

  1. Богомолова Н.Н., Стефаненко Т.Г. Контент-анализ. М.: МГУ, 1992.

  2. Большакова Е.И., Воронцов К.В., Ефремова Н.Э., Клышинский Э.С., Лукашевич Н.В., Сапин А.С. Автоматическая обработка текстов на естественном языке и анализ данных. М.: НИУ ВШЭ, 2017.

  3. Брокмейер Й., Харре Р. Нарратив: проблемы и обещания одной альтернативной парадигмы // Вопросы философии. 2000. № 3. С. 29–42.

  4. Бусыгина Н.П. Феноменологическое описание и интерпретация: примеры анализа данных в качественных психологических исследованиях // Консультативная психология и психотерапия. 2009. № 2 (17). С. 52–76.

  5. Ван Дейк Т.Д. Язык. Познание. Коммуникация. М., Благовещенск: БГК им. И.А. Бодуэна де Куртенэ, 2000. 

  6. Качественный контент-анализ в Atlas.ti. Обзор программы. [Электронный ресурс] // URL:https://content-analysis.ru/index.php/soft/kontent-analiz-v-atlas-ti/ (дата обращения 13.11.2019)

  7. Квадратура смысла. Французская школа анализа дискурса / Под ред. Серио П. М.: Прогресс, 1999. 

  8. Мельникова О.Т., Хорошилов Д.А. Стратегии валидизации качественных исследований в психологии // Психологические исследования. 2015. № 44 (8). [Электронный ресурс] // URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 01.02.2021).

  9. Митина О.В., Евдокименко А.С. Методы анализа текста: методологические основания и программная реализация // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия Психология. 2010. № 40 (216). С. 29–38.

  10. Неретина С.С., Огурцов А.П., Мурзин Н.Н., Павлов-Пинус К.А.Апории дискурса. – Коллективная монография. М.: Институт философии РАН, 2017. 

  11. Павлова Н.Д., Гребенщикова Т.А.Интент-анализ: основания, процедура, опыт использования. М.: Институт психологии РАН, 2017.

  12. Рюмин А. Блог о контент-анализе. Блог практических знаний о контент-анализе [Электронный ресурс] // URL:http://content-analysis.ru/ (дата обращения 13.11.2019).

  13. Сакс Х., Щеглофф Э.А., Джефферсон Г. Простейшая систематика организации очередности в разговоре. Пер. с англ. А. М. Корбута // Социологическое обозрение. 2015. № 1 (14), С. 142–202.

  14. Сарна А. Я. Дискурс-анализ / Гуманитарная энциклопедия: Концепты. Центр гуманитарных технологий, 2002–2021. Под ред. Агеева А. В. [Электронный ресурс] // URL: https://gtmarket.ru/concepts/7232 (дата обращения 14.02.2021).

  15. Улановский А.М. История и векторы развития качественных исследований в психологии// Методология и история психологии. 2008. № 2. С. 129–139.

  16. Ушакова Т.Н. Понятие языкового сознания и структура рече-мысле-языковой системы // Языковое сознание: теоретические и прикладные аспекты. Сборник статей. Под ред. Н.В. Уфимцевой. М. – Барнаул. Изд-во Алт. гос. ун-та, 2004. C. 6–17.

  17. AQUAD (English) Analysis of qualitative data [Electronic resource]. URL: http://www.aquad.de/en(date of retrieval 14.01.2020).

  18. Berelson B. (1952). Content Analysis in Communication Research, Glencoe: The Free Press. 

  19. Dedoose: Home. [Electronic resource]. URL:https://www.dedoose.com/ (date of retrieval 12.01.2020).

  20. Herring, S.C. (2001). Computer-mediated discourse. In D. Tannen, D. Schiffrin, H. Hamilton (Eds.), Handbook of Discourse Analysis (pp. 612–634). Oxford: Blackwell.

  21. HyperRESEARCH – Researchware. [Electronic resource]. URL: http://www.researchware.com/products/hyperresearch.html (date of retrieval 14.01.2020).

  22. Lasswell, H.D. (1948). The structure and function of communication in society. In L. Bryson (Ed.), The communication of ideas (pp. 37–51). New York: Harper and Row. [Electronic resource]. URL: https://pracownik.kul.pl/files/37108/public/Lasswell.pdf (date of retrieval 14.01.2020).

  23. MacMillan K., Koenig T. (2004). The Wow Factor: Preconceptions and Expectations for Data Analysis Software in Qualitative Research. In: Social Science Computer Review 22 (2): 179–186. [Electronic resource]. URL: http://www.researchware.com/products/hyperresearch/download.html (date of retrieval 14.01.2020).

  24. MAXQDA | All-In-One Tool for Qualitative Data Analysis. [Electronic resource]. URL:https://www.maxqda.com/ (date of retrieval 12.01.2020). 

  25. NVivo Software downloads | NVivo [Electronic resource]. URL:https://qsrinternational.com/nvivo/support-overview/ (date of retrieval 10.01.2020).

  26. OpenCode 4.03.[Electronic resource]. URL:https://www.umu.se/en/department-of-epidemiology-and-global-health/research/open-code2/ (date of retrieval 12.01.2020).

  27. Osgood, C.E. (1974b). Probing subjective culture: Part 2. Cross-cultural tool using. Journal of Communication, 24 (2), 82–100.

  28. Package‘qdap’ [Electronic resource]. URL:https://cran.r-project.org/web/packages/qdap/qdap.pdf (date of retrieval 28.08.2020).

  29. ProSuite Text Analytics Tools – Provalis Research. [Electronic resource]. URL:https://provalisresearch.com/products/prosuite-text-analytics-tools/ (date of retrieval 13.09.2021).

  30. Sidnell J. (2010) Conversation Analysis. An Introduction. Malden, Massachusetts: Wiley-Blackwell.[Electronic resource]. URL: https://oxfordre.com/linguistics/view/10.1093/acrefore/9780199384655.001.0001/acrefore-9780199384655... (date of retrieval 14.09.2019).

  31. The Handbook of Discourse Analysis (2015). Second Ed. D. Tannen, H.E. Hamilton, D. Schiffrin (Eds). Vol. I. Chichester: John Wiley & Sons Ltd. [Electronic resource]. URL: www.philsci.univ.kiev.ua/UKR/courses/asp/asp-lit/tannen_d_hamilton_h_e_schiffrin_d_eds_the_handbook_...
    (date of retrieval 27.08.2021).

  32. Transana.com | Qualitative Analysis Software For Researchers. [Electronic resource]. URL:https://www.transana.com/ (date of retrieval 10.01.2020).

  33. Van Leeuwen Т(2008). Discourse and Practice: New Tools for Critical Analysis. Oxford: Oxford Univ. Press.

  34. Willig C. (2008). Introducing qualitative research in psychology. Maidenhead: Open Univ. Press.

  35. Woods M., Macklin R., Lewis G. (2016). Researcher reflexivity: exploring the impacts of CAQDAS use. International Journal of Social Research Methodology,19 (4), 385–403.

Статья на сайте ELibrary.ru

Поступила: 29.12.2020

Принята к публикации: 20.01.2021

Дата публикации в журнале: 30.03.2021

Ключевые слова: качественный анализ текста; контент-анализ; дискурс-анализ; интент-анализ; конверсационный анализ; нарративный анализ; компьютеризированный дискурс-анализ; CMDA; компьютерный анализ качественных данных; CAQDAS; исследовательская рефлексия

Доступно в on-line версии с: 30.03.2021

Номер 1, 2021