Логотип журнала Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология.
ISSN 0137-0936 (Print)
ISSN 2309-9852 (Online)
En Ru
ISSN 0137-0936 (Print)
ISSN 2309-9852 (Online)
Феномен «компетенции»: открытые вопросы

Феномен «компетенции»: открытые вопросы

Аннотация

Актуальность. Исторически складывающиеся научные традиции, подходы, концепции (в том числе, названные «компетентностным подходом» – К-подходом) формируются в определенных социальных условиях для решения определенных социальных задач; за их пределами они обнаруживают свои ограничения. Выявление возможностей и ограничений К-подхода способствует как его развитию, так и уточнению условий, при которых его реализация будет более конструктивной и эффективной. 

Методы: историко-теоретический анализ. 

Результаты: Выделяются «открытые вопросы» проблемы: несогласованности суждений специалистов в перечислении качеств, определяющих успешность субъекта»; количества компетенций, «необходимых и достаточных»; нереализации целостного, комплексного подхода; места компетенций в структуре профессионализма, их роли в успешности карьеры, профессиональном долголетии людей; об «универсальных» /  «специфических компетенциях»; о месте феномена «компетенции» и К-подхода в системе психологического знания; о валидности методик и мере прогностичности оценок.

Выводы: Предлагаемые специалистами трактовки компетенций и К-подхода являются неудовлетворительными, слабо согласованными между собой. К-подход и хронологически ранее сложившийся подход профессионально важных качеств (ПВК-подход) есть исторически преходящие научные концепции (соотносимые с масштабом «малых теорий»). Оба подхода имеют как свои ограничения, так и возможности развития и интеграции с другими. ПВК-подход характеризуется изначальной предельно широкой постановкой задач, К-подход – прагматизмом исходных целей и задач, эмпиризмом в оценке качеств субъекта. Можно и нужно искать и находить области их взаимного дополненияс учетом их предельных целей и условий становления. Игнорирование достоинств и ограничений любого научного подхода – не лучшее решение; востребован переход к открытому обсуждению всех сложных вопросов.

Полная версия статьи доступна по ссылке РИНЦ.

Литература

  1. Bazarov T.Yu., Erofeev A.K., Shmelev A.G. (2014). Experience of collective definition of the concept of “competence”. Vestnik Moskovskogo universiteta(Bulletin of Moscow University).Series 14. Psychology. 1. 87–102 (in Russ.).

  2. Baidenko V.I., Oskarsson B. (2002). Basic skills (key competencies) as an integrating factor in the educational process. Professional education and personality formation. Scientific and methodical collection. Moscow. (in Russ.).

  3. Ballantain I., Pova N. (2003). Centers for Evaluation and Development. Translation from English. Moscow: HIPPO. (in Russ.).

  4. Bashkin E.B. (2010). Effektivnost' strategicheskikh assessment-sessii v razvitii professional'nykh kompetentsii. Avtoref. dis. … kand. psikhol. nauk (Effectiveness of strategic assessment sessions in the development of professional competencies (PhD) Thesis). Moscow. (in Russ.).

  5. Bodrov V.A. (2001). Psychology of professional fitness. Moscow: PER SE. (in Russ.).

  6. Zhuravlev A.L. (2007). Features of interdisciplinary research in modern psychology. Theory and methodology of psychology: postneclassical perspective (pp. 15–32). Ed. A. L. Zhuravleva, A. V. Yurevicha. Moscow: IPRAN. (in Russ.).

  7. Zeer E.F. (2005). Competent approach to education. Education and Science. Izvestiya Ural'skogo otdeleniya Rossiiskoi akademii obrazovaniya. Zhurnal teoreticheskikh i prikladnykh issledovanii(News of the Ural branch of the Russian Academy of Education. Journal of Theoretical and Applied Research),3 (33), 27–39. (Retrieved from http://edscience.ru/sites/default/fles/2005/2005-3.pdf. (review date: 2005) (in Russ.).

  8. Zimnyaya I.A. (2006). Key competencies: a new paradigm for the result of modern education. Internet-zhurnal “Eidos”.(Internet magazine “Eidos”).(Retrieved from http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm. (review date: 05.05.2006) (in Russ.).

  9. Kaptsov A.V. (2018). Staff selection model. Current State and Prospects of Development of Labor Psychology and Organizational Psychology (pp. 64–76). Otv. ed. A.N. Zankovsky, A.L. Zhuravlev. Moscow: Publishing House “Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences”. (in Russ.).

  10. Karpov A.V. (1999). Psychology of Management. Moscow: Gardariki. (in Russ.).

  11. Mazilov V.A. (2017). Methodology of psychological science: History and modernity. Yaroslavl: RIO YAGPU. (in Russ.).

  12. Martirosova N.V. (2014). Psikhologicheskoe obespechenie rasstanovki kadrov v podrazdeleniyakh okhrany obshchestvennogo poryadka organov vnutrennikh del: Avtoref. diss. … kand. psikhol. nauk. SPb. (in Russ.).

  13. Mashkova A.S. (2011). Formation of a competency model for middle managers based on the organization of experimental work. Izvestiya Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta: Seriya 1: Problemy obrazovaniya, nauki i kul'tury (News of Ural State University: Series 1: Problems of education, science and culture). 89,2, 197–206. (in Russ.).

  14. Methodological tools for establishing qualification requirements for the replacement of public civil service posts(2017). Version3.2. Moscow. (in Russ.).

  15. Mitina L.M. (1994). Teacher as a person and professional (psychological problems). Moscow: Delo. (in Russ.).

  16. Mitina L.M. (2004). Psychology of Teacher's Work and Professional Development. Moscow: Akademiya. (in Russ.).

  17. Morozov V.P. (2011). Non-verbal communication. Experimental and psychological researches. Moscow: Kogito-Tsentr. (in Russ.).

  18. Polani M. (1982). Personal knowledge. Moscow: Progress. (in Russ.).

  19. Pryazhnikov N.S., Pryazhnikova E.Yu. (2005). Psychology of labor and human dignity. Moscow: Akademiya. (in Russ.).

  20. Pochebut L.G., Chiker V.A. (2002) Organizational social psychology: Textbook. SPB: Rech'. (in Russ.).

  21. Raven Dzh. (2002). Competence in modern society: identification, development and implementation. Moscow: Kogito-Tsentr. (in Russ.).

  22. Rubtsova N.E. (2012). Psychological classification of modern professional activity: integrative and typological approach. Tver: Publishing House. MGEI. Book. 1, 2. (in Russ.).

  23. Simonova N.N. (2014). Simonova N.N. Adaptation to work by shift method in extreme conditions of the Far North. Arkhangelsk: ID SAFU. (in Russ.).

  24. Spenser L.M., Spenser S.M. (2005). Competencies at work. Moscow: Hippo. (in Russ.).

  25. Handbook of qualification requirements for specialties, fields of training, knowledge and skills that are necessary for the replacement of public civil service positions, taking into account the field and type of professional performance of public civil servants (2017). Moscow.(in Russ.).

  26. Suvorova A. (2006). Competencies as a myth and reality of modern HR practice, or Why thoughts are so confused (Retrieved fromhttp://www.hr-zone.net/) (review date: 26.07.2006)(in Russ.).

  27. Tolochek V.A., Krayushenko N.G. (1998). Psychological factors of specialization and success in types of security activities. Vestnik Mosk. un-ta (Bulletin of the Moscow university). Ser. 14. Psikhologiya, 3, 52–63 (in Russ.).

  28. Tolochek V.A. (2011). Conjugated professional career of the subject: contexts and dimensions. Chelovek. Soobshchestvo. Upravlenie (Man. Community. Management),2, 48–61 (in Russ.).

  29. Tolochek V.A. (2017). Professional formation of the subject: abilities and professionally important qualities, competencies and competence. Institut psikhologii Rossiiskoi akademii nauk. Organizatsionnaya psikhologiya i psikhologiya truda (Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences. Organizational psychology and psychology work), 2, 2, 3–30(Retrieved from http://work-org-psychology.ru/engine/documents/document241.pdf. (review date: 2017)(in Russ.).

  30. Tolochek V.A. (2019). “Psychological niches”: topos and chronos in the determination of the professional specialization of the subject. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 14. Psikhologiya (Bulletin of Moscow University. Series 14. Psychology),1, 195–213 (in Russ.).

  31. Tolochek V.A. (2019). Competent approach and PVC approach: opportunities and limitations. Vestnik SPbGU. Ser. Psikhologiya (Bulletin of St. Petersburg State University. It is gray. Psychology), 9, 2 (30), 123–137. (in Russ.).

  32. Tolochek V.A. (2020). Psychology of labor. 3rd edition. St. Petersburg: Piter. (in Russ.).

  33. Uiddet S., Kholliford S. (2003). Guide to Competencies. Moscow: HIPPO. (Retrieved from  http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm. (review date: 12.12.2005)(in Russ.).

  34. Shadrikov V.D. (1982). Problems of systemogenesis of professional activity. Moscow: Nauka. (in Russ.).

  35. Shadrikov V.D. (2013). Psychology of human activity. Moscow: Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences.(in Russ.).

Поступила: 09.04.2020

Принята к публикации: 01.06.2020

Дата публикации в журнале: 07.12.2020

Ключевые слова: компетентностный подход; К-подход; подход профессионально важных качеств; ПВК-подход; концепции; достоинства; ограничения; возможности

Доступно в on-line версии с: 05.12.2020

Номер 4, 2020