Психологическая помощь детям с COVID-19 в «красной зоне» в ситуации болезни близких взрослых
Аннотация
Актуальность. В статье впервые определены направления психологической помощи детямс COVID-19 в «красной зоне» в ситуации болезни близких взрослых.
Цель: изучение психологического состояния детей сCOVID-19 в «красной зоне» в ситуации болезни близких взрослых и определение направлений психологической помощи.
Методики и выборка: анализ 36 клинических случаев детей 7–17 лет в ситуации болезни близких взрослых, которые находились в тяжелом состоянии в реанимации (первая группа, 28 детей), либо в удовлетворительном состоянии и получали лечение на дому (вторая группа, 8 детей). Проведено: изучение медицинской документации; скрининг-диагностика, включавшая методику «Три желания», адаптированную методику «Незаконченные предложения» (для подростков), рисунок на свободную тему; анкета из 10 вопросов, направленных на выяснение физического самочувствия ребенка, его пожеланий к организации быта и досуговой деятельности в палате и т.п.
Результаты исследования. У большинства пациентов выявилось неблагоприятное психологическое состояние (близкое к состоянию острого стресса либо нестабильное), которое проявлялось в трех различных вариантах: выраженная тревога; повышенное возбуждение; сниженный фон настроения. Эти проявления были постоянны и ярко выражены у детей, чьи близкие находились в тяжелом состоянии в отделении реанимации; у детей, чьи близкие имели удовлетворительное состояние и лечились на дому, они наблюдались эпизодически при воздействии дополнительных стрессоров.
Выводы. Учет психологических различий, как и ряда других факторов (возраста, уровня психологической зрелости, тяжести физического состояния), позволяет оказать детям и подросткам дифференцированную психологическую помощь в особых условиях «красной зоны».
Благодарности. Исследование выполнено благодаря самоотверженному труду сотрудников ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России, в том числе медицинских психологов Афониной М.С., Рабинович М.Б., Склядневой В.М., Еротиевич М.С., Павловой Н.Н.
Литература
-
Василюк Ф.Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций. М., 1984.
-
Венгер А.Л., Морозова Е.И. Экстренная психологическая помощь детям и подросткам. Дубна, 2016.
-
Исаев Д.Н. Эмоциональный стресс. Психосоматические и соматопсихические расстройства у детей. СПб., 2005.
-
Лазуренко С.Б. Современное состояние и перспективы развития психолого-педагогической помощи в педиатрии // Российский педиатрический журнал. Т. 23. № 2. 2020. С.148–154.
-
Портнова А.А. Психические нарушения у детей и подростков при чрезвычайных ситуациях. М., 2007.
-
Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие/ Подред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. СПб., 2002.
-
Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. 2-е издание. СПб.: Питер, 2005. 400 с.
-
Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. Т. II. Часть 2. М. : Медицина, 1959.406 с.
-
Brooks S. at al. The psychological impact of quarantine and how to reduce it: rapid review of the evidence // Lancet. 2020. P. 912–920; URL: https://doi.org/10.1016/ S0140-6736(20)30460-8.
-
Jiao W. at al. Behavioral and emotional disorders in children during the Covid-19 Epidemic // The Journal of Pediatrics. 22. April.2020; URL: doi: 10.1016/j.jpeds.2020.03.013.
-
Danese A. at al. Child and adolescent mental health amidst emergencies and disasters.// The British Journal of Psychiatry. 2020. P. 159–162; URL: doi: 10.1192/bjp.2019.244.
Поступила: 21.07.2020
Принята к публикации: 23.09.2020
Дата публикации в журнале: 07.12.2020
Ключевые слова: психология чрезвычайных ситуаций; «красная зона»; дети с COVID-19; психолого-педагогическая служба в педиатрии
DOI: 10.11621/vsp.2020.04.01
Доступно в on-line версии с: 05.12.2020
-
Для цитирования статьи:
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная