Логотип журнала Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология.
ISSN 0137-0936 (Print)
ISSN 2309-9852 (Online)
En Ru
ISSN 0137-0936 (Print)
ISSN 2309-9852 (Online)
Взаимосвязь прогнозирования и распознавания психических состояний на фоне эмоционального благополучия и коммуникативных способностей детей с нарушениями слуха

Взаимосвязь прогнозирования и распознавания психических состояний на фоне эмоционального благополучия и коммуникативных способностей детей с нарушениями слуха

Аннотация

Актуальность. Способность распознавать, обозначать свои состояния и окружающих, выстраивать адекватные прогнозы определяет успешность в социализации детей с нарушениями слуха, в их взаимодействии с окружающими как взрослыми, так и сверстниками, в налаживании отношений с ними, чем и определяется актуальность исследования.

Цель исследования: определить специфику взаимосвязи процессов идентификации психических состояний, прогнозирования и критериев успешности взаимодействия детей с другими людьми, измеряемые через коммуникативные способности и эмоциональное благополучие/неблагополучие.

Использовались методики: «Эмоциональные лица» (Н.Я. Семаго), «Угадайка» (Л.И. Переслени и В.Л. Подобед), «Методика для определения уровня развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста» (Н.Е. Веракса), «Шкала эмоционального неблагополучия и атипичного поведения» (А.М. Kазьмин, Н.А. Коновко, О.Г. Сальникова, Е.К. Тупицина, Е.В. Федина).

Выборка. В исследование приняли участие дошкольники с нарушением слуха - 15 человек, без слуховых нарушений – 100 человек, дети младшего школьного возраста с нарушением слуха - 16 человек, без слуховых нарушений – 40 человек.

Результаты. Было выявлено, что процессы прогнозирования и идентификации психических состояний взаимосвязаны, связь бывает опосредована различными переменными (эмоциональное благополучие, коммуникативные навыки), структура взаимосвязи распадается с возрастом у детей с нарушениями слуха и без нарушений.

Были сделаны выводы: структура прогнозирования детей с нормотипичным развитием и с нарушениями слуха имеет общую тенденцию в динамике (выпадения второстепенных переменных) и специфичные признаки, проявляющиеся в уровне сложности и сформированности структуры; имея единый фундамент (субъективный опыт) процессы идентификации и прогнозирования лишь в дошкольном возрасте взаимосвязаны, с возрастом их взаимосвязь опосредуется дополнительными переменными (эмоциональное благополучие и коммуникативные навыки); дети с нарушениями слуха имеют менее сложную структуру взаимосвязи прогнозирования и идентификации психических состояний на фоне эмоционального благополучия и коммуникативных навыков.

Полная версия статьи доступна по ссылке РИНЦ.

Литература

Артищева Л.В. Событийно-ситуативный аспект образного уровня ментальной репрезентации психического состояния // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. 2015. Т. 157. кн. 4. С.169-176.

Вайнер М.Э. Профилактика, диагностика и коррекция недостатков эмоционального развития дошкольников. Учебно-методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2006.

Веракса Н.Е. Диагностика готовности ребенка к школе: пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: Мозаика-Синтез, 2010.

Запорожец А.В. Эмоциональное развитие дошкольника. М.: Просвещение, 1985.

Захарова Т.В., Моисеева А.А. Индивидуализация процесса изучения и формирования социальных эмоций как фактор успешной социализации дошкольников с речевыми нарушениями // Вестник ЧГУ. 2015. № 7 (68). С.102-106.

Казьмин А.М., Коновко Н.А., Сальникова О.Г., Тупицина Е.К., Федина Е.В. Шкала эмоционального неблагополучия и атипичного поведения дошкольников [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2014. Том 3. № 3. URL: https://psyjournals.ru/psyclin/2014/n3/Kazmin_et_al_1.shtml (дата обращения: 28.08.2020)

Карпов А.В. Закономерности структурной организации рефлективных процессов // Психологический журнал. 2006. т. 27. №6. С.21-25.

Кузнецова Ю.А., Макурин А.А. Распознавание эмоций по выражению лица в подростковом возрасте // Коченовские чтения «Психология и право в современной России». Московский государственный психолого-педагогический университет. 2010. С. 70-71.

Лебедева Е.И. Распознавание детьми 3-5 лет эмоциональной лицевой экспрессии людей разного возраста // Вестник пермского университета. 2019. Вып 4. C. 575-585. DOI:10.17072/2078-7898/2019-4-575-585

Леханова О.Л. Состояние когнитивных предпосылок речи у детей с речевым недоразвитием // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. 2008. №3. С. 157 -165.

Переслени Л.И., Подобед В.Л. Особенности прогнозирования и эффективность учебной, деятельности // Психология учебной деятельности школьников. — М., 1982. — С. 181-182. 

Переслени Л.И., Подобед В.Л. Исследование прогностической деятельности для характеристики уровня развития детей // Дефектология. — 1982а. — No 6 .— С. 11 — 17. 

Петшак В.Исследование эмоциональных отношений глухих школьников к членам семьи // Дефектология. 1990. № 6. С. 18–24.

Прохоров А.О., Артищева Л.В.Образ психического состояния: пространственно-временная структура // Ученые записки Казанского ун-та. Сер. Гуманитарные науки. 2011. Т.153, кн.5. С.42-50.

Регуш Л.А. Структура и возрастная динамика способности к прогнозированию // Психологический журнал. 1981. 2 (5). С.106-115.

Речицкая Е.Г., Кулигина Т.Ю.Развитие эмоциональной сферы детей с нарушенным и сохранным слухом. Методическое пособие. М.: Книголюб, 2006.

СемагоН.Я.Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. Санкт-Петербург: Речь, 2005.

Феклистова С.Н.Формирование игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста с нарушениями слуха.: Автореф. дисс. канд пед. Наук. Минск, 2003.

 

Akhmetzyanova A.I., Artemyeva T.V. (2020) Features of interaction of children with developmental disorders with peers and adults. Utopia y Praxis Latinoamericana. Vol. 25, Extra 2, 351-358.

https://produccioncientificaluz.org/index.php/utopia/issue/view/3416/showToc https://produccioncientificaluz.org/index.php/utopia/article/view/32133 https://produccioncientificaluz.org/index.php/utopia/article/view/32133/33578

Akhmetzyanova A.I., Artemyeva T.V. (2019) Correlation between forecasting and successful socialization of children with developmental disorders. Utopia y Praxis Latinoamericana. Vol. 24, EXTRA 6, 294-303.

http://produccioncientificaluz.org/index.php/utopia/issue/view/3323/showToc http://produccioncientificaluz.org/index.php/utopia/article/view/30331.

Akhmetzyanova A.I., Artemyeva T.V., Nigmatullina I.A., Tvardovskaya A.A. (2017) Anticipation in the structure of psychological mechanisms of deviance: analytical research review. Man In India, 97 (14), 251-265.

Akhmetzyanova A.I., Artishcheva L.V. (2020) Subjective experience of mental states in predicting persons with disabilities. International Scientific Conference «FarEastCon» (ISCFEC 2020), Advances in Economics, Business and Management Research, volume 128, 520-528. https://doi.org/10.2991/aebmr.k.200312.074

Artishcheva L.V. (2015) Structure of Psychic States among People with Different Style Preferences During Information Processing. The Social Sciences, 10, 571-575. DOI: 10.3923/sscience.2015.571.575

URL: http://medwelljournals.com/abstract/?doi=sscience.2015.571.575

Artishcheva L.V. (2018) Experience of mental states in children with health disabilities. International Multi-Conference on Industrial Engineering and Modern technologies (FarEastCon2018). Volume 2, 634-641.

https://link.springer.com/chapter/10.1007/978-3-030-18553-4_77

Atance C.M., Jackson L.K. (2009) The development and coherence of future-oriented behaviors during the preschool years. Journal of experimental child psychology. Vol. 102, Issue 4, 379-391.

Suddendorf T., Redshaw J. (2013) The development of mental scenario building and episodic foresight. Annals of the New York Academy of Sciences. Vol. 1296 (1), 135-153.

Аtance C.M., Meltzoff A.N. (2005) My future self: Young children's ability to anticipate and explain future states. Cognitive Development, Vol. 20, 341–361.

Статья на сайте ELibrary.ru

Поступила: 02.06.2020

Принята к публикации: 28.08.2020

Дата публикации в журнале: 20.09.2020

Ключевые слова: прогнозирование; идентификация психических состояний; дети с нарушениями слуха; эмоциональное благополучие; коммуникативные навыки

Доступно в on-line версии с: 20.09.2020

Номер 3, 2020