Логотип журнала Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология.
ISSN 0137-0936 (Print)
ISSN 2309-9852 (Online)
En Ru
ISSN 0137-0936 (Print)
ISSN 2309-9852 (Online)
Социально-психологическая терапевтически-развивающая среда для трудных детей: история и современные возможности проектирования

Социально-психологическая терапевтически-развивающая среда для трудных детей: история и современные возможности проектирования

Аннотация

Актуальность. В современных научных исследованиях по-прежнему отмечается разрозненно-атомистичное изучение проблем трудных детей, недостаточно скоординированное с социально-психологическими практиками помощи и коррекции.

Целью статьи является интеграция подходов к пониманию трудного ребенка с центральными практиками организации лечебно-психолого-педагогической помощи. Феномен трудного ребенка осмысливается в контексте разработки проектного подхода в культурно-исторической психологии. 

Метод. Использовался метод анализа исторически сложившихся взглядов к пониманию трудного ребенка в сочетании с изучением основных представлений об организации и конструкции практик лечебно-психолого-педагогической помощи. Исследование шло в направлении выделения общего в изучении различных групп трудных детей и различных практик.

Результаты и выводы. В ходе историко-аналитического исследования были выделены основные принципы построения реабилитации трудных детей и подростков, показаны направления современных разработок. Эти принципы описываются в виде определенных социальных структур, на основе которых могут выстраиваться и в дальнейшем специально проектироваться необходимые социально-психологические и терапевтически-развивающие среды для трудных детей. Это те социальные структуры, которые непосредственно формируют психическую организацию ребенка, они являются в начале всегда внешними социальными связями, которые поддаются описанию и в дальнейшем специально организованному с лечебно-коррекционными целями управлению. Такие социальные связи могут быть описаны на различных уровнях: микросоциальном (уровне межличностных отношений) и макросоциальном (уровне определенных социальных групп и страт общества, субкультур, массовых социальных процессов в обществе), что позволяет объединить соответствующие исследования в междисциплинарном пространстве. В таких системных исследованиях можно на одном языке описывать как отклонения и нарушения развития, имеющиеся у трудных детей, так и терапевтические среды, внутри которых осуществима оптимальная коррекция данных нарушений. В этом контексте открывается возможность дальнейшей разработки проектного подхода, выстроенного на основе культурно-исторической психологии.

Полная версия статьи доступна по ссылке РИНЦ.

Литература

Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.

Атаджыкова Ю.А., Ениколопов С.Н. Проблемы концепта психопатии в современной отечественной и зарубежной психологии // Психологическая наука и образование. 2016. Том 8. № 1. [Электронный ресурс] URL: http://psyedu.ru/files/articles/psyedu_ru_2016_1_4650.pdf (дата обращения 25.06.2020)

Бахадова Е.В. Неблагополучная семья как фактор формирования девиантного поведения детей // Вопросы психологии. 2009. № 1. С. 37–50.

Бебчук М.А., Щедринская О.М. Семья ребенка с нарушениями в психическом здоровье и/или в развитии: задачи, принципы и мишени консультативной и психотерапевтической помощи // Вестник Психотерапии. 2014. №51 (56). С. 80–94.

Беттельхейм Б. Пустая крепость. Детский аутизм и рождение Я. М.: Академический проект, 2013. 

Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М.: Моск. псих. соц. институт, 1995.

Бурлакова Н.С. Психическое развитие детей, переживших массовые бедствия: от изучения последствий к проектированию развития на основе культурно-исторического анализа // Национальный психологический журнал.2018. № 1 (29). С. 17–29.

Бурлакова Н.С., Олешкевич В.И. Уровни культурно-исторического анализа в клинической психологии // Вопросы психологии. 2012. № 6. С. 36–45.

Бурлакова Н.С., Олешкевич В.И. Детский психоанализ. Школа Анны Фрейд. М.: Юрайт, 2019.

Выготский Л.С. Собрание сочинений. М.: Педагогика, 1983. 

Гальперин П.Я. Лекции по психологии. М.: КДЦ, 2007.

Гончарова Е.Л. Культурно-историческая традиция в специальной психологии // Альманах Института коррекционной педагогики РАО. 2019. № 39. [Электронный ресурс] // URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-39/culture-historical-tradition-in-psychology-of-special-needs... обращения: 02.08.2020)

Карабанова О.А. Социальная ситуация развития как преодоление дихотомии «личность – среда» // Психологические исследования. 2014. Т. 7, № 36. [Электронный ресурс] URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2014v7n36/1021-karabanova36.html (дата обращения: 25.06.2020)

Карабанова О.А. Дисгармоничность детско-родительских отношений как фактор риска девиантного поведения личности // Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 12. С. 295–299.

Карабанова О.А., Малофеев Н.Н. Стратегия развития образования детей с ОВЗ: по дороге к реализации культурно-исторического подхода // Культурно-историческая психология. 2019. Т. 15, № 4. С. 89–99.

Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: исправление недостатков характера у детей и подростков. М.: Академия, 1999.

Кащенко В.П., Мурашов Г.В. Исключительные дети: Дети нервные, трудные и слабоодаренные. Их изучение и воспитание. М.: Работник просвещения, 1926.

Концепция развития образования обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья до 2030 г. / Под ред. Н.Н. Малофеева. М.: ФГБНУ «ИКП РАО», 2019.

Краснов Ю.Э. Платформа онлайн-школ Getcourse как технология объединения семей в воспитательные сетевые общины под руководством профессионалов-антропопрактиков // Цифровая трансформация образования: сборник материалов 2-й Международной научно-практической конференции, Минск, 27 марта 2019 г. / Под ред. А. Б. Бельский. Минск: ГИАЦ Минобразования, 2019. С. 160–164. [Электронный ресурс]. URL: http://dtconf.unibel.by/doc/Conference_2019.pdf (дата обращения 25.06.2020)

Краснова Т.И. Семейное образование – чудесная и замечательная возможность выбора для родителей // Диалог. Психологический и социально-педагогический журнал. 2018. № 3. С. 42–56.

Кукушкина О. И. Развитие культурно-исторической традиции в коррекционной педагогике // Альманах Института коррекционной педагогики РАО.2019. № 39.[Электронный ресурс] // URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-39/the-development-of-cultural-and-historical-traditions-in-co... обращения: 02.08.2020)

Личко А.Е. Психопатии и акцентуации у подростков. Л.: Медицина, 1983.

Малофеев Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Россия. В 2 ч. Ч. 2. М.: Просвещение, 2013.

Мазур А.Г., Олешкевич В.И., Печникова Л.С. Социальная работа как организующее звено в систематической помощи детям и подросткам с ОВЗ // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2017. Т. 17, № 2. С. 148–149.

Олешкевич В.И. Психология, психотерапия и социальная педагогика А. Адлера. М.: Юрайт, 2017.

Париж – Лион. Проблемы защиты детства. М.: Самокат, РОО «Центр содействия реформе уголовного правосудия», 2014.

Карабанова О.А., Подольский А.И., Идобаева О.А., Хейманс П. Психоэмоциональное благополучие современных подростков: опыт международного исследования / // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2011. № 2. С. 9–20.

Реан А.А. Факторы риска девиантного поведения: семейный контекст // Национальный психологический журнал. 2015. № 4 (20). С. 105–110.

Розин В.М. Психология и культурное развитие человека. М.: Издательство Российского открытого ун-та, 1994.

Рыжов А.Л., Печникова Л.С. Проблема профилактики суицидального поведения в подростковом возрасте (психологические аспекты) // Психическое здоровье: социальные, клинико-организационные и научные аспекты / Под ред. Г.П. Костюка. М.: КДУ, 2017. С. 261–266.

Селиверстов В.И., Денисова О.А. Специальная семейная педагогика. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. М.: Владос, 2009.

Степанов В.Г. Психология трудных школьников. М.: Академический Проект, Трикста, 2004.

Сыроквашина К.В., Дозорцева Е.Г. Антисоциальное расстройство личности у подростков и юношей: методология и диагностика // Консультативная психология и психотерапия. 2020. Том 28. № 1. С. 49–62.

Фрейд А. Теория и практика детского психоанализа. М.: ЭКСМО, 1999.

 

Aichhorn A. (1964). On the technique of child guidance: The process of transference. In O. Fleischmann, P. Kramer & H. Ross (Eds.), Delinquency and Child Guidance: Selected Papers (pp. 101–192). New York: International Universities Press.

Aichhorn A. (1965). Wayward Youth. New York: Viking Press.

BurnetteM., Oshri A., Lax R., Richards D., Ragbeer S. (2012) Pathways from harsh parenting to adolescent antisocial behavior: A multidomain test of gender moderation. Development and Psychopathology, 24, 857–870.

Caspi A., McClay J., Moffitt T., Mill J., Martin J., Craig I. W., et al. (2002). Role of genotype in the cycle of violence in maltreated children. Science, 297, 851–854.

Dishion T.J., Tipsord J.M. (2011). Peer contagion in child and adolescent social and emotional development. Annual Review of Psychology, 62, 189–214.

Dodge K.A., CoieJ.D., Lynam D. (2006). Aggression and Antisocial Behavior in Youth. In N. Eisenberg, W. Damon, & R.M. Lerner (Eds.), Handbook of child psychology: Social, emotional, and personality development (pp. 719–788). Hoboken, New Jersey: John Wiley & Sons Inc.

Forgatch M.S., Beldavs Z.G., Patterson G.R., DeGarmo D.S. (2008) From coercion to positive parenting: Putting divorced mothers in charge of change. In: M. Kerr, H. Stattin, R. Engels (Eds.), What can parents do? New insights into the role of parents in adolescent problem behavior (pp. 191–209). London: Wiley.

Forgatch M.S., Patterson G.R., DeGarmo D.S., Beldavs Z.G. (2009) Testing the Oregon delinquency model with 9-year follow-up of the Oregon Divorce Study. Development and Psychopathology, 21, 637–660.

Galatzer-Levy I., Galatzer-Levy R. (2007) August Aichhorn.A Different Vision of Psychoanalysis, Children, and Society. The Psychoanalytic Study of the Child, 62, 153–179.

Jaffee S.R., Caspi A., Moffitt T.E., Taylor A. (2004) Physical maltreatment victim to antisocial child: evidence of an environmentally mediated process. Journal of Abnormal Psychology, 113 (1), 44–55.

Kazdin A. (1987) Treatment of antisocial behavior in children: Current status and future directions. Psychological Bulletin, 102, 187–203.

Kim-Cohen J., Caspi A., Taylor A. et al. (2006) MAOA, maltreatment, and gene–environment interaction predicting children's mental health: new evidence and a meta-analysis. Molecular Psychiatry, 11, 903–913.

Kochanska G., Kim S. (2013) Early attachment organization with both parents and future behavior problems: from infancy to middle childhood. Child Development 84 (1), 283–296.

Loeber R., Green S.M., Lahey B.B. (2003) Risk factors for adult antisocial personality. In D.P. Farrington & J.W. Coid (Eds.), Early Prevention of Adult Antisocial Behaviour (pp. 79–108). Cambridge, England: Cambridge University Press.

Mead H.K., Beauchaine T.P., Shannon K.E. (2010) Neurobiological adaptations to violence across development. Development and Psychopathology, 22, 1–22.

Moffitt T.E. (1993). Adolescence-limited and life-course-persistent antisocial behavior: A developmental taxonomy. Psychological Review, 100 (4), 674–701. 

Offord D.R., Jones M.B., Graham A., Poushinsky M., Stenerson P., Stenerson P.,Weaver L. (1985). Community skill-development programs for children: Rationale and steps in implementation. Ontario, Canada: Canadian Parks and Recreation Program.

Pennington B.F., Bennetto L. (1993). Main effects of transactions in the neuropsychology of conduct disorder? Commentary on “The neuropsychology of conduct disorder.” Development and Psychopathology, 5 (1–2), 153–164.

Washburn J.J., Romero E.G., Welty L.J., Abram K.M., Teplin L.A., McClelland G.M., Paskar L.D. (2007) Development of Antisocial Personality Disorder in Detained Youth: The Predictive Value of Mental Disorders. Journal of Consulting and Clinical Psychology, 75 (2), 221–231.

Waters E., Posada G., Crowell J., Keng-Ling L. (1993). Is attachment theory ready to contribute to our understanding of disruptive conduct problems? Development and Psychopathology, 5, 215–224.

Zahn-Waxler C. (1993). Warriors and worriers: Gender and psychopathology. Development and Psychopathology, 5 (1–2), 79–89.

Zoccolillo M. (1993). Gender and the development of conduct disorder. Development and Psychopathology, 5 (1–2), 65–78.

Статья на сайте ELibrary.ru

Поступила: 27.06.2020

Принята к публикации: 10.08.2020

Дата публикации в журнале: 20.09.2020

Ключевые слова: трудный ребенок; дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ); лечебно-психолого-педагогические практики помощи детям и подросткам; культурно-историческая психология; социализация

Доступно в on-line версии с: 20.09.2020

Номер 3, 2020