Логотип журнала Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология.
ISSN 0137-0936 (Print)
ISSN 2309-9852 (Online)
En Ru
ISSN 0137-0936 (Print)
ISSN 2309-9852 (Online)
Адаптация и валидизация шкал опросника «многомерная шкала школьной вовлеченности»

Адаптация и валидизация шкал опросника «многомерная шкала школьной вовлеченности»

Аннотация

Актуальность. Исследования в области психологии образования невозможны без надежных и эффективных психодиагностических методик оценки мотивационных, эмоциональных, когнитивных, поведенческих характеристик учащихся. Проблема диагностики школьной вовлеченности актуальна для решения широкого круга исследовательских вопросов, а также практических задач, связанных с продуктивной организацией учебного процесса в современной школе.

Цель. В статье представлены результаты адаптации и валидизации русскоязычной версии опросника «Многомерная шкала школьной вовлеченности» – A Multidimensional School EngagementScale (Wang etal., 2019). Школьная вовлеченность рассматривается как устойчивое, направленное, активное участие обучающихся в школьной жизни, которое связано с проявлениями на поведенческом, эмоциональном, когнитивном и социальном уровнях.

Методика. Психометрическая оценка методики проводилась на выборке учащихся 6–11 классов российских средних школ (N= 687). В процессе адаптации опросника выполнен прямой и обратный перевод опросника, проведены проверки: факторной структуры опросника с помощью конфирматорного факторного анализа, инвариантности факторной валидности модели в зависимости от пола, внутренней согласованности шкал опросника, внешней валидности.

Результаты. Результаты применения конфирматорного факторного анализа показали сохранение оригинальной бифакторной структуры опросника с выделением двух глобальных факторов вовлеченности и безучастности (χ2 (563) = 1252.66; p = 0.00; CFI = 0.938; GFI= 0.907; RMSEA = 0.042). Шкалы методики обладают приемлемой надежностью (Альфа Кронбаха от 0.63 до 0.90). Количество утверждений, вошедших в русскоязычную версию, соответствует оригинальной версии опросника.

Выводы. Результаты подтвердили правомерность рассмотрения вовлеченности как многомерного конструкта, включающего оценку поведенческих, эмоциональных, когнитивных и социальных аспектов учебной активности. Опросник может быть использован на выборках учащихся средней школы с 5 по 11 классы. В статье приведены текст опросника, инструкции и ключ.

Полная версия статьи доступна по ссылке РИНЦ.

Литература

Гордеева Т.О., Сычев О.А., Гижицкий В.В., Гавриченкова Т.К. Шкалы внутренней и внешней академической мотивации школьников // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22. № 2. С. 65–74.

 

Appleton J.J., Christenson S.L., Furlong M.J. (2008) Student engagement with school: Critical conceptual and methodological issues of the construct. Psychology in the Schools, 45 (5), 369–386. https://doi.org/10.1002/pits.20303

Appleton J.J., Christenson S.L., Kim D., Reschly A.L. (2006) Measuring cognitive and psychological engagement: Validation of the Student Engagement Instrument. Journal of school psychology, 44 (5), 427–445. https://doi.org/10.1016/j.jsp.2006.04.002

Balwant P.T. (2018) The meaning of student engagement and disengagement in the classroom context: Lessons from organisational behaviour. Journal of Further and Higher Education, 42 (3), 389–401. https://doi.org/10.1080/0309877X.2017.1281887

Fredricks J.A., Blumenfeld P.C., Paris A.H. (2004) School engagement: Potential of the concept, state of the evidence. Review of educational research, 74 (1), 59–109. doi: 10.3102/00346543074001059.

Fredricks J.A., Filsecker M., Lawson M.A. (2016) Student engagement, context, and adjustment: Addressing definitional, measurement, and methodological issues. Learning and Instruction, 43, 1–4. https://doi.org/10.1016/j.learninstruc.2016.02.002

Fredricks J.A., McColskey W. (2012) The measurement of student engagement: A comparative analysis of various methods and student self-report instruments. Handbook of research on student engagement. In S.L. Christenson et al. (Eds.) (pp. 763–782). Boston, MA: Springer. https://doi.org/10.1007/978-1-4614-2018-7_37

Jimerson S.R., Campos E., Greif J.L. (2003) Toward an understanding of definitions and measures of school engagement and related terms. The California School Psychologist, 8 (1), 7–27. https://doi.org/10.1007/BF03340893

Martin A.J., Ginns P., Papworth B. (2017) Motivation and engagement: Same or different? Does it matter? Learning and Individual Differences, 55, 150–162. https://doi.org/10.1016/j.lindif.2017.03.013

Ryan R.M., Deci E.L. (2009) Promoting self-determined school engagement: Motivation, learning, and well-being. Handbook on motivation at school. In K. R. Wentzel, A. Wigfield (Eds.). (pp. 171–196). New York: Routledge

Saeed S., Zyngier D. (2012) How motivation influences student engagement: a qualitative case study. Journal of Education and Learning, 1 (2), 252–267. https://doi.org/10.5539/jel.v1n2p252

Skinner E.A., Pitzer J.R. (2012) Developmental dynamics of student engagement, coping, and everyday resilience. Handbook of research on student engagement. In S.L. Christenson et al. (Eds.). (pp. 21–44). Boston, MA: Springer. https://doi.org/10.1007/978-1-4614-2018-7_2

Skinner E., Furrer C., Marchand G., Kindermann T. (2008) Engagement and disaffection in the classroom: Part of a larger motivational dynamic? Journal of educational psychology, 100 (4), 765–781. DOI: 10.1037/a0012840.

Wang M.T., Willett J.B., Eccles J.S. (2011) The assessment of school engagement: Examining dimensionality and measurement invariance by gender and race/ethnicity. Journal of School Psychology, 49 (4), 465–480. https://doi.org/10.1016/j.jsp.2011.04.001

Wang M.T., Degol J. (2014) Staying Engaged: Knowledge and Research Needs in Student Engagement. Child Development Perspectives, 8 (3), 137–143. https://doi.org/10.1111/cdep.12073

Wang M.T., Chow A., Hofkens T., Salmela-Aro K. (2015) The trajectories of student emotional engagement and school burnout with academic and psychological development: Findings from Finnish adolescents. Learning and Instruction, 36, 57–65. https://doi.org/10.1016/j.learninstruc.2014.11.004

Wigfield A., Wagner A.L. (2005) Competence, motivation, and identity development during adolescence. Handbook of competence and motivation. In J.A. Elliot, S.C. Dweck (Eds.). (pp. 222–239). New York. USA: The Guilford Press.

Wang M.-T., Fredricks J., Ye F., Hofkens T., Linn J.S. (2019) Conceptualization and assessment of adolescents’ engagement and disengagement in school: A Multidimensional School Engagement Scale. European Journal of Psychological Assessment, 35 (4), 592–606. https://doi.org/10.1027/1015-5759/a000431

Wang M.T., Holcombe R. (2010) Adolescents’ perceptions of school environment, engagement, and academic achievement in middle school. American educational research journal, 47 (3), 633–662. https://doi.org/10.3102/0002831209361209

Статья на сайте ELibrary.ru

Поступила: 11.06.2020

Принята к публикации: 06.07.2020

Дата публикации в журнале: 20.09.2020

Ключевые слова: школьная вовлеченность; мотивация; конфирматорный факторный анализ; валидность

Доступно в on-line версии с: 20.09.2020

Номер 3, 2020