Логотип журнала Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология.
ISSN 0137-0936 (Print)
ISSN 2309-9852 (Online)
En Ru
ISSN 0137-0936 (Print)
ISSN 2309-9852 (Online)
Традиции и инновации в математическом образовании дошкольников в России: соответствуют ли они образовательным критериям?

Традиции и инновации в математическом образовании дошкольников в России: соответствуют ли они образовательным критериям?

Аннотация

Актуальность исследования определяется возрастающим интересом к рынку образовательных приложений в России. Из общего числа приложений, ориентированных на детей, большую часть составляют приложения для дошкольников. И хотя многое известно о ключевых особенностях обучения детей в дошкольном возрасте, в том числе благодаря культурно-историческому подходу, все еще практически нет исследований, анализирующих, учитываются ли эти особенности в дизайне и методологии доступных на рынке мобильных приложений.

Цели работы. Анализ математических приложений для дошкольников в рамках культурно-исторического подхода.

Методики и выборка. В данном исследовании российского рынка были отобраны математические приложения, имеющие рекомендации экспертов и высший рейтинг среди пользователей по запросу «математика для дошкольников» на GooglePlayи AppStore. Анализ четырех отобранных приложений проводился по сформулированным критериям: (1) вовлечение взрослого, (2) вовлечение ребенка во взаимодействие с контентом приложения, (3) формы подачи материала и соответствие способа формирования понятия числа возрастным особенностям дошкольного возраста, (4) методология формирования математических понятий, (5) обеспечение принципа преемственности со школьной программой в отношении математического содержания.

Результаты. Анализ показал, что ни одно из рассмотренных приложений не использует методологию развивающего обучения, а также не реализует возможности для вовлечения взрослого в диалог и совместную деятельность с ребенком. Не все приложения учитывают особенности возрастной группы в формах подачи материала и в том, как строится взаимодействие ребенка с приложением. И лишь одно из приложений обеспечивает преемственность со школьной программой.

Выводы. Научные знания и практические наработки в области математического образования дошкольников не всегда находят отражение даже в самых популярных программах. Однако проведенный анализ позволяет обратить внимание родителей, педагогов и разработчиков на важные элементы дизайна, делающие приложение действительно образовательным для детей дошкольного возраста.

Полная версия статьи доступна по ссылке РИНЦ.

Литература

Блехер Ф.Н. Математика в детском саду и нулевой группе: Учеб. пособие для педагог. техникумов и высш. педагог. учеб. заведений / Ф.Н. Блехер Допущено Коллегией Наркомпроса РСФСР. Москва: Гос. учеб. педагог. изд-во, 1934. 100 с.

Венгер Л.А. Овладение опосредствованным решением познавательных задач и развитие когнитивных способностей ребенка // Вопросы психологии. 1983. №2. С. 43–50.

Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования. 4-е изд., перераб.М: Мозаика-Синтез, 2016.

Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 3 Проблемы развития психики / Под ред. А.М. Матюшкина. М.: Педагогика. 1983.

Глаголева Л.В. Математика в нулевых группах / Л. Глаголева. Москва, Ленинград: Гос. изд-во, 1930. 45 с. 

Горев П.М. Направления совершенствования школьного математического образования // Математический вестник педвузов и университетов Волго-Вятского региона. 2015. № 17. С. 224–236.

Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении/В.В. Давыдов. М.: Педагогика, 1972.

Колмогоров А.НСовременная математика и математика в современной школе // Математика в школе. 2003. №3. С. 10–11.

Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста /А.М. Леушина. М.Н.: Просвещение, 1974.

Монтессори М. Научная педагогика. Дом ребенка. Т. 1 / М. Монтессори. М.: Народная книга, 2014. 432 с.

Новикова В.П. Математика в детском саду. Сценарии занятий для детей 3–4 / 4–5 / 5–6 / 6–7 лет. 2-е изд., испр.М: Мозаика-Синтез, 2017. 

Петрова В.Ф. Методика математического образования детей дошкольного возраста. Каз. федер. ун-т. Казань, 2013.

Пышкало A.M. Основные вопросы теории и практики преемственности в обучении младших школьников // Преемственность обучения и воспитания дошкольников и младших школьников. Сб. докладов / Отв. ред. П. Фурманн. Берлин: АПН ГДР, 1983.С. 59–65.

Распоряжение Правительства РФ от 24.12.2013 N 2506-р«Об утверждении Концепции развития математического образования в Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ. 2014. № 2. Ст. 148. 

Руденко И.В. К вопросу математического развития детей дошкольного возраста //Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 1 (10). С. 125–127.

Салмина Н.Г., Фореро Навас И. Математика. Методическое пособие для учителя // Под ред. Проф. Талызиной. М: Дидакт, 1994.

Смирнова Е.О. Специфика современного дошкольного детства // Национальный психологический журнал. 2019. № 2 (34). С. 25–32. doi: 10.11621/npj.2019.0205

Федосова Н.А., Коваленко Е.В. и др.Программа по подготовке к школе детей 5–7 лет «Преемственность». 10-е изд. М.: Просвещение, 2018. 

Фидлер М.А. Математика уже в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1981.

Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. 

 

Anders Y., Rossbach H.G. (2015) Preschool Teachers’ Sensitivity to Mathematics in Children’s Play: The Influence of Math-Related School Experiences, Emotional Attitudes, and Pedagogical Beliefs. Journal of Research in Childhood Education, 29, 305–322.doi: 10.1080/02568543.2015.1040564

Basilaia, G., Kvavadze, D. (2020) Transition to Online Education in Schools during a SARS-CoV-2 Coronavirus (COVID-19) Pandemic in Georgia. Pedagog. Res, 5,em0060, doi: 10.29333/pr/7937.

Blair K. (2013) Learning in Critter Corral: evaluating three kinds of feedback in a preschool math app. Proceedings of the 12th International Conference on Interaction Design and Children. In J.P. Hourcade, N. Sawhney, & E. Reardon. (Eds.). (pp. 372–375). New York: ACM. doi: 10.1145/2485760.2485814.

Byers P., Hadley J. (2013) Traditional and Novel Modes of Activity in Touch Screen Math Apps. Proceedings of the 12th International Conference on Interaction Design and Children. In J.P. Hourcade, N. Sawhney, & E. Reardon. (Eds). New York: ACM.

Callaghan M., Reich S. (2018) Are educational preschool apps designed to teach? An analysis of the app market Learning, Media and Technology. 43(3). 280–293. doi: 10.1080/17439884.2018.1498355

Cayton-Hodges G., Feng G., Pan X. (2015) Tablet-Based Math Assessment: What Can We Learn from Math Apps? Educational Technology & Society, 18 (2). 3–20.

Ebner, N.; Press, S. (2020) Pandemic Pedagogy II: Conducting Simulations and Role Plays in Online, Video-Based, Synchronous Courses. Social Science Research Network: Rochester, NY.

Hamre B., Pianta R. (2001) Early teacher-child relationships and the trajectory of children’s school outcomes through eighth grade. Child Development. 72. 625–638. doi: 10.1111/1467-8624.00301

Husain L., Gulz A., Haake M. (2015) Supporting Early Math: Rationales and Requirements for High Quality Software. The Journal of computers in mathematics and science teaching. 34 (4). 409–429.

Maldonado-Carreno C., Votruba-Drzal E.(2011) Teacher–Child Relationships and the Development of Academic and Behavioral Skills During Elementary School: A Within- and Between-Child Analysis. Child Development. 82. 601–616. doi: 10.1111/j.1467-8624.2010.01533.x

Rimm-Kaufman S., Pianta R. (2000) An Ecological Perspective on the Transition to Kindergarten: A Theoretical Framework to Guide Empirical Research. Journal of Applied Developmental Psychology. 21. 491–511.doi: 10.1016/S0193-3973(00)00051-4

Sabirova, E.G., Fedorova, T.V., Sandalova, N.N. (2019). Features and Advantages of Using Websites in Teaching Mathematics (Interactive Educational Platform UCHI.ru). Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education. 15(5), em1729. doi: 10.29333/ejmste/108367

Статья на сайте ELibrary.ru

Поступила: 19.06.2020

Принята к публикации: 24.07.2020

Дата публикации в журнале: 20.09.2020

Ключевые слова: математические приложения; обучение дошкольников; элементарные математические представления; взаимодействие с приложением

Доступно в on-line версии с: 20.09.2020

Номер 3, 2020