Логотип журнала Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология.
ISSN 0137-0936 (Print)
ISSN 2309-9852 (Online)
En Ru
ISSN 0137-0936 (Print)
ISSN 2309-9852 (Online)
Особенности использования механизмов морального самооправдания в подростковом и юношеском возрасте

Особенности использования механизмов морального самооправдания в подростковом и юношеском возрасте

Аннотация

Актуальность.В условиях транзитивного информационного общества с высокой вариативностью форм социализации и моральных стандартов в подростковом и юношеском возрасте возрастает распространенность девиантного поведения и нарушения личностью моральных норм при их декларативном принятии и сохранении позитивной моральной самооценки. Реализация подростком поведения, выходящего за границы принятых моральных норм, свидетельствует о нарушении моральной саморегуляции, связанном с особым отношением к своему поступку по типу морального отчуждения. А. Бандурой была предложена модель оправдания поведения, нарушающего принятые моральные стандарты, в которой выделены механизмы морального самооправдания, обеспечивающие поддержку позитивной самооценки и самоуважения личности даже в условиях явного нарушения моральных норм.  Цель исследования: определить особенности предпочтений механизмов морального самооправдания в подростковом и юношеском возрасте. Задачи исследования: изучение особенностей предпочтений механизмов морального самооправдания, анализ возрастной динамики механизмов морального самооправдания, анализ гендерных различий предпочтения механизмов морального самооправдания, анализ психометрических параметров методики особенностей механизмов морального самооправдания. В исследовании были использованы следующие методики: методика отчуждения моральной ответственности С. Мур в русскоязычной адаптации Я.А. Ледовой и коллег, методика «Справедливость – забота» (автор С.В. Молчанов). В исследовании приняли участие 551 подросток в возрасте от 14 до 17 лет. Из них 346 (62,8%) юношей и 205 (37,2%) девушек. Также было опрошено 230 студентов старших курсов вузов. В результате были определены особенности и иерархия предпочтений механизмов морального самооправдания: выделены группы по характеру предпочтений, определена возрастная динамика предпочтений, выделены гендерные различия предпочтений, проанализированы психометрические параметры используемой методики и доказана возможность ее использования для диагностики механизмов морального самооправдания.

Полная версия статьи доступна по ссылке РИНЦ.

Литература

Арчер Д., Гартнер Р. Жертвы мирного времени: влияние войны на стремление населения к насилию в мирное время. Общественное животное. Исследования / Под ред. Э. Аронсон СПб, 2003. С. 44–61.

Ледовая Я.А., Тихонов Р.В., Боголюбова О.Н., Казенная Е.В., Сорокина Ю.Л. Отчуждение моральной ответственности: психологический конструкт и методы его измерения // Вестник СПбГУ. Серия 16. Психология. Педагогика. 2016. № 4. С. 23–39.

Митина О.В. Разработка и адаптация психологических опросников. М.: Смысл, 2013. 

Молчанов С.В. Моральное самооправдание как миф «моральной свободы» личности // Национальный психологический журнал. 2019. № 3 (35). С. 60–70. 

 

Bandura, A., Underwood, B., & Fromson, M.E. (1975). Disinhibition of aggression through diffusion of responsibility and dehumanization of victims. Journal of Research in Personality, 9, 253–269.

Bandura, A. (1986). Social foundations of thought and action: A social cognitive theory. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall.

Bandura, A. (1991). Social cognitive theory of moral thought and action. Handbook of moral behavior and development. Vol. 1. In W.M. Kurtines & J.L. Gewirtz (Eds.). (pp. 45–103). Hillsdale, NJ: Erlbaum.

Bandura, A., Barbaranelli, C., Caprara, G.V. & Pastorelli, C. (1996) Multifaceted Impact of Self-Efficacy Beliefs on Academic Functioning, Child Development,67(3), 1206–1222. 

Brock, T.C., & Buss, A.H. (1962). Dissonance, aggression, and evaluation of pain. The Journal of Abnormal and Social Psychology, 65(3), 197–202.

Bussey, K., Fitzpatrick, S. & Raman A. (2015) The role of moral disengagement and self-efficiency in cyberbullying. Journal of school violence, 14(1), 30–46.

Caravita, S.C., Sijtsema, J.J., Rambaran, J.A., Gini, G. (2014) Peer influences on moral disengagement in late childhood and early adolescence. Journal of youth and adolescence43, 193–207.

Caprara G.V., Dodge, K.A, Pastorelli, C., & Zelli A. (2006) The Effects of Marginal Deviations on Behavioral Development.European Psychology, 11(2), 79–89.

Diener, E., Dineen, J., Endresen, K., Beaman, A.L., & Fraser, S. C. (1975) Effects of altered responsibility, cognitive set, and modeling on physical aggression and deindividuation. Journal of Personality and Social Psychology, 31(2), 328–337.

Diener, E. (1977) Deindividuation: Causes and consequences. Social Behavior and Personality: An International Journal, 5(1), 143–155.

Gini, G., Pozzoli, T., Hymel, S. (2014) Moral disengagement among children and youth: a meta-analytic review of links to aggressive behavior. Aggressive Behavior, 40 (1), 56–68.

Hyde, L.W., Shaw, D.S., & Moilanen, K.L. (2010) Developmental precursors of moral disengagement and the role of moral disengagement in the development of antisocial behavior. Journal of Abnormal Child Psychology, 38, 197–209.

Kelman, H.C. (1973) Violence without moral restraint: reflections on the dehumanization of victims and victimizers. Journal of social issues, 29(4), 25–61.

Kelman, H.C., Hamilton, V.L. (1989). Crimes of obedience: Toward a social psychology of authority and responsibility. New Haven, CT, US: Yale University Press.

Killer, B., Hawes, D., Bussey, K., Hunt, C. (2019) A meta-analysis of the relationship between moral disengagement and bullying roles in youth. Aggressive behavior, 45, 450–462.

Molchanov, S.V., Almazova, O.V., & Priazhnikov, N.S. (2020). Personal factors of moral disengagement mechanisms in adolescence. The European Proceedings of Social and Behaviorual Sciences. In press. 

Paciello, M., Fida, R., Tramontano, C., Lupinetti, C., Caprara, G.V. (2008) Stability and change of moral disengagement and its impact on aggression and violence in late adolescence. Child Development,79, 1288–1309.

Sanford, N., Comstock, C. (1971) Sanctions for Evil: Sources of Social Destructiveness Hardcover.Publisher: Jossey-Bass.

Zimbardo, P.G. (1995). The psychology of evil: A situationist perspective on recruiting good people to engage in anti-social acts. The Japanese Journal of Social Psychology, 11(2), 125–133.

Статья на сайте ELibrary.ru

Поступила: 02.07.2020

Принята к публикации: 24.07.2020

Дата публикации в журнале: 20.09.2020

Ключевые слова: механизмы морального самооправдания; моральное развитие; личностное развития; подростковый возраст

Доступно в on-line версии с: 20.09.2020

Номер 3, 2020