Логотип журнала Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология.
ISSN 0137-0936 (Print)
ISSN 2309-9852 (Online)
En Ru
ISSN 0137-0936 (Print)
ISSN 2309-9852 (Online)
Семейные факторы развития автономии и сепарационных процессов у подростков

Семейные факторы развития автономии и сепарационных процессов у подростков

Аннотация

АктуальностьПодростковый возраст – особый период в жизни человека. Он открывает множество возможностей, но также ставит серьезные задачи, такие как обретение автономии, поиск своей уникальной идентичности. Детско-родительские отношения относительно широко рассмотрены как фактор развития автономии подростков, однако трансформация отношений в связи с взрослением детей происходит не только между детьми и родителями – психология семейных отношений выделяет этап подросткового возраста детей как основание для выделения отдельной стадии жизненного цикла семьи. В связи с этим кажется важным исследовать процессы сепарации и развития автономии подростков в общесемейном контексте. 

ЦельИзучение основных семейных факторов развития автономии и сепарационных процессов. 

Методики и выборка исследования. Выборку исследования составили 51 подросток в возрасте от 13 до 18 лет. Применялись количественные и качественные методы исследования: опросники автономии, сепарационных процессов, семейных и детско-родительских отношений, «Семейная социограмма», метод незавершенных предложений. 

РезультатыПоказано основное содержание представлений о самостоятельности и автономии у подростков. Подростки определяют свою автономию, прежде всего, через поведенческий аспект и через отчужденность. Эмоциональная дифференциация затруднена, в отношениях со значимыми другими подростки часто поддаются эмоциональному заражению. Страх потери суверенитета негативно связан с семейной сплоченностью, экспрессивностью, независимостью членов семьи. Невротическое отрицание зависимости от других негативно связано с семейной сплоченностью, независимостью членов семьи и прозрачностью семейных правил. Отсутствие принятия подростка, чрезмерная эмоциональная дистанция и отсутствие согласия и сотрудничества в семье негативно сказываются на развитии автономии и сепарации подростков.

ВыводыНеобходимо рассматривать развитие автономии личности подростка и сепарационных процессов в контексте семейных отношений. Нарушения семейных отношений связаны с трудностями сепарации подростков и развития их автономии личности. 

Полная версия статьи доступна по ссылке РИНЦ.

Литература

Арестова О.Н., Махмудова С.Х. Субъективная презентация семейных отношений на разных уровнях осознанности (на примере подросткового возраста) // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2018. № 1. С. 55–69.

Бурменская Г.В. Становление автономии ребенка как проблема исследования и консультирования // Психологические проблемы современной российской семьи. Материалы Второй Всероссийской научной конференции. МГУ Москва, 2005. Т. 1. С. 192–203.

Варга А.Я. Роль родительского отношения в стабилизации детской невротической реакции // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 1985. № 4. С. 32–38. 

Дандарова Ж.К. Особенности мотивационной сферы подростка // Психология подростка. Полное руководство / Под ред. А.А. Реана. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. С. 79–105.

Дергачева О. Е., Дорфман, Л.Я., Леонтьев Д.А. Русскоязычная адаптация опросника каузальных ориентаций // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2008. № 3. С. 91–106.

Дзукаева В.П. Культурно-специфические и семейные факторы сепарации от родительской семьи в юношеском возрасте дисс. … канд. психол. наук. Москва. 2016. 

Дитюк А.А. Психологическая сепарация как феномен межличностных отношений: к проблеме определения понятия // Вестник ЮУрГУ. Серия: Психология. 2015. № 3. С. 98–102.

Доронцова О.А., Бурыкина М.Ю. Краткий анализ подходов к понятию «автономия» // Актуальные проблемы развития человеческого потенциала в современном обществе: материалы III Междунар. науч.-практ. интернет-конф. 2016. С. 325–328. [Электронный ресурс] // URL https://elis.psu.ru/node/387292 (Дата обращения: 29.06. 2020)

Калитеевская Е.Р., Леонтьев Д.А. Пути становления самодетерминации личности в подростковом возрасте // Вопросы психологии 2006. № 3. С. 49–55. 

Карабанова О.А. Дисгармоничность детско-родительских отношений как фактор риска девиантного поведения личности // Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 12. С. 295–299.

Карабанова О.А., Поскребышева Н.Н. Развитие личностной автономии подростков в отношениях с родителями и сверстниками // Вестник московского университета. Серия 14. Психология 2011. № 2. С. 36–47.

Коньшина Т.М., Садовникова Т.Ю. Представление подростков об участии родителей в предварительном профессиональном самоопределении детей // Национальный психологический журнал. 2018. № 1 (29). С. 77–87. 

Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. СПб.: Питер, 2017. 

Куприянов С.Ю. Роль семейных факторов в формировании вариантов нервно-психического механизма патогенеза бронхиальной астмы и их коррекция методами семейной психотерапии: автореф. дисс. ... канд. мед. наук. 1985.

Макушина О.П. Причины психологической зависимости от родителей в подростковом возрасте // Вопросы психологии. 2002. № 5. С. 135–143.

Маленова А.Ю., Потапова, Ю.В. Феномен сепарации: определение проблемного поля исследования // Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2013. № 2. С. 41–48. 

Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. СПб.: ООО Издательство «Речь», 2000. 

Мымрикова А.И., Истратова О.Н. Психологическая зависимость от родителей в старшем подростковом возрасте, причины и следствия ее возникновения // Известия ЮФУ. Технические науки. 2010. № 10. С. 209–214.

Подольский А.И., Карабанова О.А., Идобаева О.А., Хейманс П. Психоэмоциональное благополучие современных подростков: опыт международного исследования // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2011. № 2. С. 9–20.

Поскребышева Н.Н., Карабанова О.А. Возрастно-психологический подход в исследовании личностной автономии подростка. // Национальный психологический журнал. 2014. № 1. С. 74–85.

Шеффер Д. Дети и подростки: психология развития. 6-е изд. СПб.: Питер, 2003.

Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. 4-е изд. СПб. Питер, 2008. 

 

BeckertT.E(2007). Cognitive autonomy and self-evaluation in adolescents: A conceptual investigation and instrument development. North American Journal of Psychology, 9 (3), 575–590. 

Beyer, W., Goossens, L. (2000) Emotionalautonomy, psychosocial adjustment and parenting: Interactions, moderating and mediating effects. Journal of Adolescence 22 (6), 753–769. 

Collins, W.A., Laursen, B. (2004) Parent-adolescent relationships and influences. Handbook of Adolescent Psychology. In Richard M. Lerner, Laurence Steinberg (Eds.). (pp. 331–361) New York: Wiley. 

Duval, E.M. Family development. Philadelphia Lippincott, 1957.

Féres-Carneiro, T., Henriques, C., Magalhães, A. and Machado, R. (2016) Contemporary Parenting: The Construction of Autonomy in the Parent-Child Relationship.[Electronic resource] Psychology, 7, 1185–1194. URL: 10.4236/psych.2016.79119(date of retrieval: 29.06.2020)

Hoffman, J.A.(1984) Psychological separation of late adolescents from their parents. Journal of Counseling Psychology, 31, 170–178.

Kins, E., Beyers, W., Soenens, B. (2012)When the separation-individuation process goes awry: Distinguishing between dysfunctional dependence and dysfunctional independence. International Journal of Behavioral Development, 37 (1), 1–12.

Oliva, A., Parra, A.(2001) Emotional autonomy during adolescence. [Electronic resource] Journal for the Study of Education and Development, 24 (2), 181–196, URL: 10.1174/021037001316920726 Alfredo (date of retrieval: 29.06.2020) 

Parra, A., Oliva, A., Sanchez-Queija I. (2015) Development of emotional autonomy from adolescence to young adulthood in Spain. Journalof Adolescence, 38, 57–67.

Poskrebysheva N.N., Kremenchustkaya C.V. (2018) Personal autonomy development, adolescents separation process in different types of child-parent relations. The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences (EpSBS). 43, 94–101.

Tsaniah, S.M., Nurhudaya, N., Budiman, N. (2020) Sociodrama to Develop Emotional Autonomy of the Adolescents Available [Electronic resource] “Diversity in Education” (ICEPP 2019) URL: https://www.atlantis-press.com/proceedings/icepp-19/125933660(date of retrieval: 29.06.2020)

Статья на сайте ELibrary.ru

Поступила: 30.06.2020

Принята к публикации: 10.08.2020

Дата публикации в журнале: 20.09.2020

Ключевые слова: развитие автономии личности подростка; сепарация-индивидуация в подростковом возрасте; семейные отношения; детско-родительские отношения подростков

Доступно в on-line версии с: 20.09.2020

Номер 3, 2020