Логотип журнала Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология.
ISSN 0137-0936 (Print)
ISSN 2309-9852 (Online)
En Ru
ISSN 0137-0936 (Print)
ISSN 2309-9852 (Online)
Воспитатели и психологи колоний как «значимые другие» для несовершеннолетних правонарушителей в период отбывания наказания

Воспитатели и психологи колоний как «значимые другие» для несовершеннолетних правонарушителей в период отбывания наказания

Аннотация

Актуальность. В условиях воспитательных колоний особая роль в жизни отбывающих наказание и изолированных от общества несовершеннолетних правонарушителей принадлежит находящимся рядом с ними сотрудникам. Их действиями и отношением с воспитанниками опосредуется не только реабилитационный процесс в исправительных учреждениях, но и успех ресоциализации после отбывания наказания. 

Целью исследования стало изучение того, как именно показатели психического здоровья и эмоционального состояния несовершеннолетних осужденных связаны с воспринимаемой и получаемой социально-психологической поддержкой со стороны психологов и воспитателей колоний в сравнении с поддержкой от других категорий.

Методики и выборка. В исследовании приняли участие 657 подростков, отбывающих наказание в воспитательных колониях, в возрасте от 14 до 19 лет. В исследовании применялись Многомерная шкала воспринимаемой социальной поддержки, специально разработанный пункт для выявления частоты обращения за помощью к различным категориям людей, Шкала депрессии, тревожности и стресса, Шкала позитивного и негативного аффекта, Шкала позитивного и негативного пережитого опыта.

Результаты. Были выявлены различия в том, как связаны воспринимаемая социально-психологическая поддержка от разных источников и частота обращения за помощью к различным категориям с показателями психического здоровья и эмоциональным состоянием воспитанников колоний, показан различный вклад источников поддержки и особая роль воспитателей и психологов по сравнению с другими категориями в предсказании нарушений психического здоровья.

Выводы. Сверстники и друзья оказывают наименьшее влияние на психическое здоровье и эмоциональное состояние отбывающих наказание подростков в отличие от их ровесников, находящихся на свободе. Напротив, «значимые взрослые» в лице сотрудников воспитательных колоний (воспитателей и психологов) вносят весомый вклад в снижение нарушений психического здоровья и улучшения эмоционального состояния осужденных. Воспринимаемая социально-психологическая поддержка со стороны «значимых других» способствует снижению стресса, а воспитатели являются единственной категорией людей, обращение за помощью, к которой можно рассматривать в качестве предиктора более низкого уровня депрессии, тревожности и стресса. В свою очередь, обращение за помощью к психологу в сравнении с другими источниками поддержки в наибольшей степени связано с позитивным эмоциональным состоянием воспитанников. 

Полная версия статьи доступна по ссылке РИНЦ.

Литература

Выготский Л.С. Проблема возраста. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 4. М.: Педагогика, 1983. .

Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 5. М.: Педагогика, 1984.

Кузнецова И.А. Характеристика личности несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы // NovaInfo.Ru. 2016. № 41-3. [Электронный ресурс] // URL: https://novainfo.ru/article/4635 (дата обращения: 06.06.2020).

Осин Е.Н. Измерение позитивных и негативных эмоций: разработка русскоязычного аналога методики PANAS// Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2012. № 9. С. 91–110.

Пиюкова С.С., Ушков Ф.И., Ощепкова О.В., Ежова О.Н. Основные методы воспитательного воздействия на несовершеннолетних осужденных в процессе их ресоциализации: учебно-методическое пособие. Самарский юридический институт ФСИН России, 2016.

Подольский А.И., Карабанова О.А., Идобаева О.А., Хейманс П. Психоэмоциональное благополучие современных подростков: опыт международного исследования // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2011. № 2. С. 9–20.

Поскребышева Н.Н., Карабанова, О.А. Исследование личностной автономии подростка в контексте социальной ситуации развития // Национальный психологический журнал. 2014. № 4 (16). С. 34–41.

Ушков Ф.И. Психологические характеристики осуществления межличностных контактов психологов ФСИН России и несовершеннолетних осужденных // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2017. № 7. С. 22–26.

Ушков Ф.И., Долгих А.Г. Восприятие социально-психологической поддержки со стороны различных источников подростками из воспитательных колоний // Круглый стол «Совершенствование психологической работы с осужденными». Академия ФСИН России. Россия, 2019.

Ушков Ф.И., Шайгерова Л.А. Психологическое благополучие несовершеннолетних правонарушителей, отбывающих наказание в воспитательных колониях // IV Международный пенитенциарный форум Преступление, наказание, исправление: сб. тез. выступлений и докладов участников (г. Рязань, 20–22 нояб. 2019 г.): в 10 т. Т. 8. Академия ФСИН России Рязань. 2019. С. 293–295.

Федеральная служба исполнения наказаний. [Электронный ресурс] // URL: http://fsin.su/ (дата обращения: 06.06.2020)

Шайгерова Л.А., Долгих А.Г., Ушков Ф.И., Алмазова О.В. Роль различных источников социально-психологической поддержки в субъективном благополучии несовершеннолетних, ожидающих решения суда в следственном изоляторе // Прикладная юридическая психология. 2019. № 4. С. 39–49.

Шилко Р.С., Долгих А.Г., Алмазова О.В. Измерение психического здоровья в образовательном пространстве: шкала психологического благополучия Варвик-Эдинбург // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. Материалы I Международной научно-практической конференции (10–11 октября 2018 г., Санкт-Петербург) / Под общ. ред. Л.А.Цветковой, Е.Н.Волковой, А.В.Микляевой. В 2-х частях. Часть 1. 354 с. Т. 1. Издательство РГПУ им. А.И. Герцена Санкт-Петербург, 2018. С. 278–283.

Шилко Р.С., Долгих А.Г., Алмазова О.В. Эмоциональное состояние несовершеннолетних правонарушителей: от СИЗО до воспитательных колоний // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. Т. 2. Издательство РГПУ им. А.И. Герцена Санкт-Петербург, 2019. С. 605–614.

Эльконин Д.Б. Детская психология. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.:Академия, 2007.

 

Alsubaie M.M., Stain H.J., Webster L.A.D., Wadman R. (2019) The role of sources of social support on depression and quality of life for university students. International Journal of Adolescence and Youth, 24 (4), 484–496.

Bender M.,van Osch Y.,Sleegers W.,Ye M.(2019) Social Support Benefits Psychological Adjustment of International Students: Evidence from a Meta-Analysis. Journal of Cross-Cultural Psychology.

Biggam F.H., Power K.G. (1997) Social support and psychological distress in a group of incarcerated young offenders. International Journal of Offender Therapy and Comparative Criminology,41, 213–230.

Blasko B.L., Friedmann P.D., Rhodes A.G., Taxman F.S. (2015) The parolee-parole officer relationship as a mediator of criminal justice outcomes. Criminal Justice and Behavior, 42, 722–740. 

Brown C., Fine A., Cauffman E. (2019) Do positive perceptions of correctional staff mitigate institutional violence among youthful offenders? Psychology, Public Policy, and Law, 25 (1), 38–45.

Bukhari S.R. & Afzal F. (2017) Perceived social support predicts psychological problems among university students. The International Journal of Indian Psychology, 4 (2), 2349–3429.

Camara M., Bacigalupe G. & Padilla P. (2017) The role of social support in adolescents: Are you helping me or stressing me out? International Journal of Adolescence and Youth, 22 (2), 123–136. 

Cesaroni C., Peterson-Badali M. (2016) The Role of Fairness in the Adjustment of Adolescent Boys to Pretrial Detention. The Prison Journal, 96, 534–553. 

Chen Y.,Feeley T. H. (2014) Social support, social strain, loneliness, and well-being among older adults: An analysis of the Health and Retirement Study. Journal of Social and Personal Relationships, 31, 141–161.

Cohen S., Wills T.A. (1985) Stress social support, and the buffering hypothesis. Psychological Bulletin, 98, 310–357.

Crawford J.R., Henry J.D. (2003) The Depression Anxiety Stress Scales (DASS): Normative data and latent structure in a large non-clinical sample. British Journal of Clinical Psychology, 42, 111–131.

Cummins R.C. (1988) Perceptions of social support, receipt of supportive behaviors and locus of control as moderators of the effects of chronic stress. American Journal of Community Psychology, 16, 685–700.

Diener E., Wirtz D., Tov W., Kim-Prieto C., Choi D., Oishi S., Biswas-Diener R. (2009) New measures of well-being: Flourishing and positive and negative feelings. Social Indicators Research, 39, 247–266.

Duppong Hurley K., van Ryzin M.J., Lambert M., Stevens A.L. (2015) Examining change in therapeutic alliance to predict youth mental health outcomes. Journal of Emotional and Behavioral Disorders, 23 (2), 90–100.

Haber M.G.,Cohen J.L.,Lucas T.,Baltes B.B.(2007) The relationship between self-reported received and perceived social support: A meta-analytic review. American Journal of Community Psychology, 39, 133–144.

Kugbey N. (2015) The influence of social support on the levels of depression, anxiety and stress among students in Ghana. Journal of Education and Practice, 6 (25), 135–140.

Lovibond S.H., Lovibond P.F. (1995) Manual for the Depression Anxiety Stress Scales (2nd. Ed.).Sydney: Psychology Foundation.

Marsh S.C., Evans W.P. (2009) Youth perspectives on their relationships with staff in juvenile correction settings and perceived likelihood of success on release. Youth Violence and Juvenile Justice, 7 (1), 46–67.

Mulder E., Brand E., Bullens R., van Marle H. (2019) Toward a Classification of Juvenile Offenders: Subgroups of Serious Juvenile Offenders and Severity of Recidivism. International Journal of Offender Therapy and Comparative Criminology, 63, 819–836.

Muñoz-Laboy M., Severson N., Perry A., Guilamo-Ramos V. (2014) Differential impact of types of social support in the mental health of formerly Incarcerated Latino men. American Journal of Men’s Health, 8, 226–239.

Odgers C.L., Burnette M.L., Chauhan P., Moretti M.M., Reppucci N.D. (2005) Misdiagnosing the problem: mental health profiles of incarcerated juveniles. The Canadian child and adolescent psychiatry review = La revue canadienne de psychiatrie de l'enfant et de l'adolescent, 14 (1), 26–29.

Pederson C.A., Fite P.J. & Poquiz J.L. (2020) Demographic Differences in Youth Perceptions of Staff: A National Evaluation of Adjudicated Youth. International Journal of Offender Therapy and Comparative Criminology.

Pierce K.D., Quiroz C.S. (2018) Who matters most? Social support, social strain, and emotions. Journal of Social and Personal Relationships, 36 (10).

Rigby K. (2000) Effects of peer victimization in schools and perceived social support on adolescent well-being. Journal of Adolescence, 23, 57–68.

RijoD., Brazão N., Barroso R., da Silva D.R., Vagos P., Vieira A., Lavado A.,Macedo A.M.(2016) Mental health problems in male young offenders in custodial versus community based-programs: implications for juvenile justice interventions. Child and adolescent psychiatry and mental health, 10, 40.

Safree M.A. & Dzulkifli M.A. (2010) The relationship between social support and psychological problems among students. International Journal of Business and Social Science, 1 (3), 110–116. 

Snehil G., Sagar R. (2020) Juvenile Justice System, Juvenile Mental Health, and the Role of MHPs: Challenges and Opportunities. Indian J Psychol. Med., 42 (3), 304–310.

Tahmasbipoura N. & Taheri A. (2012) A survey on the relation between social support and mental health in students Shahid Rajaee University. Cyprus International Conference on Educational Research (Cy-Icer-2012), 47, 5–9. 

Thoits P.A. (2011) Mechanisms Linking Social Ties and Support to Physical and Mental Health. Journal of Health and Social Behavior, 52 (2), 145–161.

Uchino B.N. (2006) Social support and health: A review of physiological processes potentially underlying links to disease outcomes. Journal of Behavioral Medicine, 29, 377–387.

Ushkov F., Shaigerova L., Zinchenko Y., Ezhova O., Dolgikh A., Shilko R. (2019) Effective interpersonal contact with juvenile convicts as a factor of their mental health and psychological well-being. European Psychiatry, 56 (S1), S64–S64.

Ushkov F.I. (2017) Psychological characteristics of interpersonal contacts between psychologists FSIN of Russia and convicted minors. Statementsofthepenitentiarysystem, Russia, 7, 22–26.

Valera P. & Boyas J.F. (2019) Perceived Social Ties and Mental Health Among Formerly Incarcerated Men in New York City. International Journal of Offender Therapy and Comparative Criminology, 63 (10), 1843–1860.

Van der Laan A., Eichelsheim V. (2013) Juvenile adaptation to imprisonment: Feelings of safety, autonomy and well-being, and behaviour in prison. European Journal of Criminology, 10, 424–443.

Van der Put C.E., van Vugt E.S., Stams G.J.J.M., Deković M., van der Laan P.H.(2013) Short-Term General Recidivism Risk of Juvenile Sex Offenders: Validation of the Washington State Juvenile Court Prescreen Assessment. International Journal of Offender Therapy and Comparative Criminology, 57, 1374–1392. 

Vangelisti A.L. (2009) Challenges in conceptualizing social support. Journal of Social and Personal Relationships, 26, 39–51.

Villanueva L., Gomis-Pomares A. & Adrián J.E. (2019) Predictive Validity of the YLS/CMI in a Sample of Spanish Young Offenders of Arab Descent. International Journal 

Watson D., Clark L.A., Tellegen A. (1988) Development and validation of brief measures of positive and negative affect: The PANAS scales. Journal of Personality and Social Psychology, 54, 1063–1070.

Zhao J. (Solomon), Wang X. & Zhang H.(2020) The Role of Perceived Legitimacy and Its Effect on Prison Adaptation: A Longitudinal Study on a Chinese Juvenile Prison. International Journal of Offender Therapy and Comparative Criminology, 64 (1), 100–123. 

Zimet G.D., Dahlem N.W., Zimet S.G., Farley G.K. (1988) The multidimensional scale of perceived social support. Journal of Personality Assessment, 52, 30–41.

Статья на сайте ELibrary.ru

Поступила: 06.07.2020

Принята к публикации: 26.07.2020

Дата публикации в журнале: 20.09.2020

Ключевые слова: несовершеннолетние осужденные; социально-психологическая поддержка; психическое здоровье; эмоциональное состояние; персонал воспитательных колоний

Доступно в on-line версии с: 20.09.2020

Номер 3, 2020