Логотип журнала Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология.
ISSN 0137-0936
eISSN 2309-9852
En Ru
ISSN 0137-0936
eISSN 2309-9852

Факторы, связанные с неуважительным отношением подростков к своим родителям

Аннотация

Актуальность. Статья посвящена изучению подростков, которые не испытывают оценочное и/или предписанное уважение к своим родителям, и факторов, связанных с неуважительным отношением к своим родителям: пол, состав семьи, материальная обеспеченность семьи, социальный статус родителя, особенности воспитания и детско-родительских отношений. Неуважение к родителям до сих пор не было подробно изучено.

Цель. Выявление факторов неуважительного отношения подростков к родителям.

Методики и выборка. Всего в исследовании приняло участие 294 человек: 218 подростков в возрасте от 12 до 17 лет; 76 родителей этих подростков в возрасте от 33 до 48 лет. Подросткам были предложены методики: авторский опросник «Уважение к родителям», методика ADOR – «Подростки о родителях». Родители отвечали на вопросы методики «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ).

Результаты. На основе кластерного анализа результатов по методике «Уважение к родителям» были выделены четыре группы подростков, по-разному уважающих своих родителей: уважающие, неуважающие, оценочно уважающие, предписанно уважающие. Выявлено, что мальчики чаще, чем девочки не уважают своих родителей. Также чаще не уважают родителей подростки из неполных семей. Пол родителя не связан с показателями уважения. Социальная успешность родителя и материальная обеспеченность семьи являются важными факторами, связанными с уважением подростков к родителям. Была проанализирована связь большого количества особенностей родительского воспитания и детско-родительских отношений (как в восприятии подростков – методика ADOR, так и их родителей – методика АСВ) с показателями уважения подростков к родителям.

Выводы. Подростки могут не испытывать оценочное уважение (осознанное почтительное отношение, результат оценки человека) или предписанное уважение (результат усвоения социальных норм почитания старших) к родителям, а могут не уважать их полностью. Подростки не уважают родителей, у которых отсутствует психологическое принятие детей, неразвиты родительские чувства и которые враждебно к ним настроены. Также подростки не уважают родителей, которые проявляют потворствующую гиперпротекцию.

Литература

Вассерман Л.И., Горьковая И.А., Ромицына Е.Е. Родители глазами подростка: психологическая диагностика в медико-педагогической практике: учебное пособие. СПб.: Речь, 2004.

Захарова Е.И. Особенности детско-родительских отношений матерей с детьми подросткового возраста в условиях позднего материнства // Психолого-педагогические исследования. 2014. Т. 6. № 4. С. 182–193.

Каплан Г.И., Сэдок Б.Дж. Клиническая психиатрия: в 2 тт. М.: Медицина, 1994.

Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учебное пособие. М.: Гардарики, 2008.

Коновалова А.М. Психологическое содержание уважения к родителям: дисс... канд. психол. наук. М, 2017.

Эйдемиллер Э., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер, 2009.

 

BoutakidisI.P., ChaoR.K., RodriguezJ.L.(2011) The Role of Adolescents’ Native Language Fluency on Quality of Communication and Respect for Parents in Chinese and Korean Immigrant Families.Asian American Journal of Psychology, 2 (2), 128–139.

Chung P.J., et al. (2005) Parent-Adolescent Communication About Sex in Filipino American Families: A Demonstration of Community-Based Participatory Research. Ambulatory Pediatrics, 5, 50–55.

Darwall S. (1977) Two kinds of respect. Ethics, 88 (1), 36–49.

Darwall S. (2006) The Second Person Standpoint: Morality, Respect, and Accountability. Cambridge, 2006.

Dixon S., Graber J., Brooks-Gunn J. (2008) The roles of respect for parental authority and parenting practices in parent-child conflict among African American, Latino, and European American families. Journal of Family Psychology, 22 (1), 1–10.

HillT.E.Jr(1998) Respect for persons. In E. Craig (Eds.), Routledge Encyclopedia of Philosophy (pp. 283–287). London.

Hunter F., Youniss J. (1982) Changes in functions of three relations during adolescentce. Developmental Psychology, 18, 806–811.

Irrera E. (2014) Cicero on Different Kinds of Respect for Persons. A ‘Darwallian’ Approach. Ethics & Politics,XVI (2), 482–505.

Lam T.H., et al. (2004) Suicidality and cultural values among Hong Kong adolescents. Social Science & Medicine, 58, 487–498.

Ma M., et al. (2014) Latino cultural values as protective factors against sexual risks among adolescents. Journal of Adolescence, 37, 1215–1225.

Price-MitchellM(2014) TheLanguageofRespect[Electronicresource]. PsychologyToday. URL:https://www.psychologytoday.com/blog/the-moment-youth/201402/the-language-respect (date of retrieval: 06.06.2020).

Shen Y., et al.(2014) Language Brokering and Adjustment Among Chinese and Korean American Adolescents: A Moderated Mediation Model of Perceived Maternal Sacrifice, Respect for the Mother, and Mother-Child Open Communication. Asian American Journal of Psychology, 5 (2), 86–95.

Sung K.(1998) An Exploration Of Actions of Filial Piety. Journal of Aging Studies, 12 (4), 369–386.

Twum-Danso A. (2009)Reciprocity, Respect and Responsibility: The 3Rs Underlying Parent-Child Relationships in Ghana and the Implications for Children’s Rights. International Journal of Children’s Rights, 17, 415–432.

Youniss J., Smollar J.(1985) Adolescents’ relations with mothers, fathers, and friends. Chicago: University of Chicago Press.

Статья на сайте ELibrary.ru Скачать в формате PDF

Поступила: 05.07.2020

Принята к публикации: 01.08.2020

Дата публикации в журнале: 20.09.2020

Ключевые слова: уважение к родителям; неуважение к родителям; подростки; неполная семья; детско-родительские отношения

DOI: 10.11621/vsp.2020.03.04

Доступно в on-line версии с: 20.09.2020

Номер 3, 2020