Логотип журнала Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология.
ISSN 0137-0936 (Print)
ISSN 2309-9852 (Online)
En Ru
ISSN 0137-0936 (Print)
ISSN 2309-9852 (Online)
Девиантная экономическая идентичность у детей и подростков: постановка проблемы

Девиантная экономическая идентичность у детей и подростков: постановка проблемы

Аннотация

Актуальность. Актуальность проводимого анализаопределяется низким уровнем внимания в обществе к профилактике девиантной экономической социализации детей и подростков в условиях высокой степени неопределенности социально-экономических перспектив российского общества, высоких рисков экономических катаклизм.

Цель. Обосновать важность профилактики девиантной экономической идентичности на этапе становления «экономического этоса культуры» в старшем дошкольном возрасте и последующего «технологического этоса культуры» в младшем школьном и подростковом возрастах. Определить основные направления профилактики.

Метод. Теоретико-методологический анализ, сравнительный анализ, критический анализ как средства, используемые для уточнения понятия «девиантная экономическая идентичность» и определение ее места в контексте близких и смежных понятий (например, «экономическая социализация», «экономическая девиантность», «профессиональная идентичность» и др.).

Результаты. Уточняется понятие «девиантная экономическая идентичность», понимаемая как отождествление человека не только с данной экономической деятельностью, конкретными профессионалами (как примерами для подражания), но также – и с ценностями, и с мировоззренческими позициями, лежащими в основе такой деятельности. Отмечается «парадоксальность» девиантности, при которой возможно несоответствие норм конкретного общества и общекультурных норм, а также – несоответствие общепринятых представлений о девиантности и представлений на девиантность конкретной личности или группы (на уровне семей, коллективов), что часто и провоцирует кризис идентичности.

Выводы. Обоснована важность психолого-педагогической работы с детьми и подростками по решению задач профилактики развития девиантной экономической идентичности, особенно в силу восприимчивости данного возраста к социально сомнительным вариантам экономических отношений и слабой пропаганды в обществе достойных образцов экономического поведения. Выделены психолого-педагогические условия возникновения, развития и профилактики девиантной экономической идентичности у детей и подростков, которые могут быть использованы в практике работы психолога, связанные не только с ориентацией на устоявшиеся ценности, но и с культурой (методом) самого поиска этих ценностей.

Полная версия статьи доступна по ссылке РИНЦ.

Литература

Александрова Ю.Ю., Пряжников Н.С., Румянцева Л.С. Статусы идентичности в профессиональном самоопределении // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2019. № 3 (55). C. 64-77.

Асмолов А.Г., Нырова М.С. Нестандартное образование в изменяющемся мире: культурно-историческая перспектива. Новгород, 1993.

Башкатов П. Психология асоциально-криминальных групп подростков и молодежи. М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002. 

Братусь Б.С. Личность О. Александра Меня и современный кризис общества // Мир психологии и психология в мире. 1994. №1. C. 32-37.

Журавлев А.Л., Журавлева Н.А. Влияние субъективного экономического статуса на экономическое сознание личности // Социально-психологическая динамика в условиях экономических изменений. М.: ИП РАН, 1998. С. 221-245.

Зарубина Н.Н. Деньги в социальной коммуникации // Социологические исследования. 2006. №6, С.3-12.

Карабанова О.А. Возрастная психология. Конспект лекций. М.: Айрис-пресс, 2005.

Климов Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1990. 

Климов Е.А. Введение в психологию труда. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. 

Коньшина Т.М., Пряжников Н.С., Садовникова Т.Ю. Личная профессиональная перспектива современных российских старших подростков: ценностно-смысловой аспект // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2018. № 3, С.37-59.

Лункина М.В. Основания самоуважения подростков и удовлетворенность базовых потребностей как источники психологического благополучия // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2019. №1. С.214-229.

Марцинковская Т.А. История возрастной психологии. М.: Академический проект, 2010. 

Матвеева Л.В., Аникеева Т.Я., Мочалова Ю.В. Макалатия А.Г.  Восприятие детьми дошкольного и младшего школьного возраста образов героев отечественных и зарубежных мультфильмов // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2019. №3. С.105-123.

Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. М.: Российское педагогическое общество, 1996.

Петухов В.В. Природа и культура. М.: Тривола, 1996. 

Пряжников Н.С. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности. М.: Юрайт, 2016.

Пряжников Н.С. Проблема переосмысления понятия «профессия» в меняющихся социокультурных реалиях // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. 2018. Т. 3. № 1. С. 4-22. Электронный адрес статьи: http://work-org-psychology.ru/engine/documents/document319.pdf.

Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда. Академия, 6-е изд., М.: Академия, 2012.

Райзберг Б.А. Психологическая экономика. М.: ИНФРА-М, 2005.

Ролз Дж. Теория справедливости. Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 1995. 

Сочивко Д.В., Полянин Н.А. Молодежь России: образовательные системы, субкультуры, исправительные учреждения. М.: Изд-во МПСИ, 2009. 

Фромм Э. Человек для себя. Мн.: Коллегиум, 1992.

Хащенко В. А. Экономическая идентичность личности: психологические детерминанты формирования// Психологический журнал, 2004, Т.5, №5, с. 32-49.

Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников. Методическое пособие для учителей 1-11 классов. М.: Академия, 2014.

Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978.

Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис.М.: Прогресс, 1996.

Эриксон Э. Детство и общество. СПб.: ИТД «Летний сад», 2000. 

 

Kohlberg, L. (1974) Education, Moral Development and Faith. Journal of Moral Education, 4 (1), 5-16.

Marcia, J.E. (1966) Development and validation of ego-identity status. Journal of personality and social psychology, 3 (5), 551-576.

Slay, H.S., Smith, D.A. (2011) Professional identity construction: Using narrative to understand the negotiation of professional and stigmatized cultural identities. Human relations, 64(1), 85-107.

Super, D.E. (1980) A life-span, life-space approach to career development. Journal of Vocational Behavior, 16, 282-298.

Статья на сайте ELibrary.ru

Поступила: 04.07.2020

Принята к публикации: 23.07.2020

Дата публикации в журнале: 15.09.2020

Ключевые слова: экономическое девиантное поведение; идентичность; старшие дошкольники; школьники; подростки

Доступно в on-line версии с: 20.09.2020

Номер 3, 2020