Сравнительный анализ моделей детерминации развития психики как основы построения программ психологической помощи детям с особенностями развития
Аннотация
Актуальность. Специалисты, оказывающие психологическую помощь детям с особенностями развития, используют развивающие технологии, построенные на базе разныхдетерминационных моделей.Каждая модель и вытекающая из нее технология решает четко очерченный круг проблем и имеет ограничения. При этом содержание моделей, как правило, не рефлексируется, что снижает эффективность их использования.
Цель работы – сопоставление моделей детерминации развития психики и поведения как основы для построения программ психологической помощи детям с особенностями развития.
Метод.Теоретический критический анализ и синтез литературы по проблеме исследования.
Результаты. Сопоставлено содержание детерминационных моделей развития психики и поведения (классических, неклассических, постнеклассических) по 4-м характеристикам. Проанализированы виды детерминационных факторов и программы психологической помощи детям с особенностями развития. Показано, каким образом изучаемые группы факторов учитываются в содержании обучающих программ. Проведен сопоставительный анализ программ психологической помощи и детерминационных моделей, на базе которых они построены. Выделены и описаны ограничения моделей при использовании их для построения развивающих программ. Предложенаинновационная технология и алгоритм изучения системы детерминационных влияний в рамках постнеклассической модели частного уровня для их использования в исследованиях и практике помощи трудным детям.
Выводы. Детерминационные модели продуктивно рассматривать как уточняющие и дополняющие друг друга. Понимание возможностей и ограничений интервенционных технологий, разработанных на базе разных моделей, расширяет возможности оказания психологической помощи детям и подросткам с особенностями развития.
Группы внешних факторов, детерминирующих показатели развития «трудных» детей принципиально не отличаются от таковых у детей нормотипичных. Группы внутренних факторов, связанных с показателями жизнеспособности ребенка и подростка с особенностями развития, могут выступать как цели обучения при построении программ психологической и педагогической помощи трудным детям.
Анализ программ психологической помощи детям с особенностями развития показал, что они строятся на базе классических и неклассических моделей и имеют как сильные стороны, так и ограничения, обусловленные заложенными в моделях представлениями о системности психики человека.
Постнеклассические детерминационные модели преодолевают ограниченность классических и неклассических и открывают возможности создания инновационных технологий при работе с особенными детьми. Разработанные автором на базе постнеклассической парадигмы программы формирования логических операций и сложных познавательных умений доказывают эффективность такого подхода.
Литература
Аршатская О.С. Сочетание игровых занятий и холдинг-терапии в психологической помощи ребенку с выраженными проблемами детского аутизма // Дефектология. 2011. № 2. С. 62–70.
Бронников В.А., Русских О.А., Зимина О.А. Психологическое сопровождение семей, воспитывающих ребенка с детским церебральным параличом // IV Междисциплинарная научно-практическая конференция с международным участием: детский церебральный паралич и другие нарушения движений у детей (Москва 29–30 октября 2014 года). М., 2014. С. 17–21.
Буровкина Л.А., Андрейчук В.А. Реабилитация творчеством – как инструмент в работе с детьми-инвалидами // Искусство и образование. 2016. № 3. С. 46–54.
Виркерман А.Л. Комплексный подход к методам реабилитации детей с детским церебральным параличом: дисс. ... канд. мед. наук. Москва, 2003.
Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т. 5: Основы дефектологии. М.: Педагогика, 1983. 368 с.
Гомозова Е.С. Базовые принципы методики Floortime // Аутизм и нарушения развития. 2017. Т. 15. № 4. С. 35–41. doi: 10.17759/autdd.2017150405
Дубровская Т.А., Воронцова М.В., Кукушин В.С. Адаптация и реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Учебное пособие; РГСУ. М., 2014. 364 c.
Ильясов И.И. Структура процесса учения. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986.
Клочко В.Е. Постнеклассическая наука и проблема объяснения в психологии // Методология и история психологии. 2008. Том 3. Вып. 1. С. 165–178.
Клочко В.Е. Проблема сознания в психологии: постнеклассический ракурс // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2013. № 4. С. 20–35.
Косова С.А., Модестов А.А., Намазова Л.С.Реабилитационная активность семей как ... помощи детям-инвалидам // Педиатр. Фармакология. 2007. № 6. С. 33–39.
Кохан С.Т. Комплексное использование настольных спортивных игр в реабилитации людей с ограниченными возможностями здоров’я // Реабілітаційні та фізкультурно-рекреаційні аспекти розвитку людини. 2017. № 2. С. 27–31.
Куваева И.О., Завьялова М.А. Жизнестойкость и совладающее поведение у матерей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. 2017. Т. 23. № 4 (168). С. 105–111.
Лактионова А.И, Махнач А.В. Влияние факторов жизнеспособности на социальную адаптацию подростков // В кн.: Ребенок в современном обществе / Под ред. Л.Ф. Обухова, Е.Г. Юдина. М., 2007. C. 184–191.
Маллаев Д.М., Омарова П.О., Магомедова А.Н. Роль семьи в социализации личности детей с ограниченными возможностями развития. М.: СМУР «Academa», 2008.
Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. СПб.: Речь, 2006.
Михирева Д.Е., Дмитриевских Л.С. Метод ABA-терапии в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра // Вестник Курганского государственного университета. 2018. № 4 (51). С. 41–43.
Немкова С.А., Намазова-Баранова Л.С., Маслова О.И. и др. Детский церебральный паралич: диагностика и коррекция когнитивных нарушений. Учебно-методическое пособие. М: Союз педиатров России, 2012.
Петрова Е.А., Козьяков Р.В., Поташова И.И. Современные технологии работы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья // Воспитание и обучение детей младшего возраста. М., 2016. С. 822–825.
Пецка М.В. Экспериментальное исследование эффективности арт-терапии в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья // Молодой ученый. 2016. № 7.6 (111.6). С. 186–189.
Плаксина Л.И. Проблема реабилитации лиц с отклонениями в развитии средствами образования // Школьный вестник. 2003. № 4. С. 1–5.
Погожина И.Н. Детерминация развития познавательных структур: постнеклассическая теоретическая модель // Национальный психологический журнал. 2015. № 3 (19). С. 35–44.
Погожина И.Н. Модели взаимосвязи обучения и развития психики в культурно-историческом и деятельностном подходах // Психологическая наука и образование: Электронное специализированное научно-практическое периодическое издание (Psyedu.ru). 2016a. Т. 8. № 3. С. 16–31.
Погожина И.Н. Формирование и развитие познавательных структур: детерминанты и механизмы. Постнеклассическая модель. Монография. М.: НИЯУ МИФИ, 2016b. 552 с.
Решетникова А.В, Токарская Л.В. Исследование адаптации детей к инклюзивной образовательной среде // Государство, политика, социум: вызовы и стратегические приоритеты развития. Научно-практическая конференция с международным участием. Екатеринбург. 24 ноября 2016 г. Сб. статей. Екатеринбург: УИУ РАНХиГС, 2016. C. 341–342.
Рубцов В.В., Алехина С.В., Хаустов А.В. Непрерывность инклюзивного образования и психолого-педагогического сопровождения лиц с особыми образовательными потребностями [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2019. Том 11. № 3. С. 1–14. doi:10.17759/psyedu.2019110301. URL: https://psyjournals.ru/files/109620/psyedu_2019_n3_Rubtsov_Alekhina_Haustov.pdf(дата обращения: 23.06.2020).
Сельмурзаева М.Р. Роль семьи в воспитании и социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья // Материалы Международной (заочной) молодежной научно-практической конференции / Под общ. ред. А.И. Вострецова. Нефтекамск: РИО НИЦ «Мир науки», 2015. 88 с.
Сергиенко А.И. Эмоциональная дезадаптация и посттравматический рост родителя ребенка с ОВЗ: связь с субъективным восприятием тяжести симптоматики и с возрастом ребенка // Клиническая и специальная психология. 2019. Том. 8, № 4.
Симонова Т.Н., Симонов В.Г. Специальная коррекционно-развивающая среда как фактор социально-психологической адаптации детей с тяжелыми двигательными нарушениями // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2010. № 45 (1). С. 178–181.
Степин В.С. Научная рациональность в техногенной культуре: типы и историческая эволюция // Вопросы философии. 2012. № 5. С. 18–25.
Строгова Н.А. Гуманистический подход в адаптивной физической культуре для детей с ограниченными возможностями здоровья // Физическая культура: воспит., образов., тренировка. 2010. № 4. С. 31–32.
Тугулева Г.В., Овсянникова Е.А., Ильина Г.В. Реализация технологий психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в дошкольном образовании // Перспективы науки и образования. 2019. № 1 (37). С. 417–430.
Шатунова О.В., Талышева И.А., Хабибуллина Г.В. Артпедагогика в инклюзивном образовании // Научное обозрение: гуманитарные исследования, 2016. № 7. С. 33–39.
Щербакова А.М. Роль среды в самореализации человека с интеллектуальной недостаточностью // Инклюзивное образование: методология, практика, технология: материалы международной науч.-практ. конференции (Москва, 20–22 июня 2011) / под ред. С.В. Алехиной[идр.]. М.: МГППУ, 2011. С. 44–45.
Bali N., & Othman M.H. (2017) Involvement and Multicultural Counselling Competency Among School Guidance and Counselling Teacher Towards Special Needs Students. Asian Social Work Journal, 2 (1), 44–52. (Retrieved from https://msocialwork.com/index.php/aswj/article/view/13/10)
Buchanan S., Graziosi E., Smith A. (2014) Autism: Start Here What Families Need to Know (2nd ed.). Autism New Jersey. URL: https://www.autismnj.org/wp-content/uploads/2018/08/Autism-Start-Here-2nd-Ed.pdf(date of retrieval: 16.07.2020).
Dalwai S.H., Kanade-Modak D., Siddiqui D., Gajria D., Chatterjee S. (2016) Qualitative Analysis of Counselling Approaches for Caregivers of Children with Neurodevelopmental Disorders. URL: https://www.semanticscholar.org/paper/Qualitative-Analysis-of-Counselling-Approaches-for-Dalwai-Kana... of retrieval: 15.06.2020).
Freeman S.K. (2011) The complete guide to autism treatments: make sure your child get what works! (2nd ed.). Bellingham, WA: SKF Books, Inc.
Henretty J.R., Currier J.M., Berman J.S., Levitt H.M. (2014) The impact of counselor self-disclosure on clients: A meta-analytic review of experimental and quasi-experimental research. Journal of Counseling Psychology, 61 (2), 191–207. https://doi.org/10.1037/a0036189
Kapp S.K., Gillespie-Lynch K., Sherman L.E., & Hutman T. (2013) Deficit, difference, or both? Autism and neurodiversity. Developmental Psychology, 49 (1), 59–71. https://doi.org/10.1037/a0028353
Levitt H.M., Minami T., Greenspan S.B., Puckett J.A., Henretty J.R., Reich C.M., Berman J.S. (2016) How therapist self-disclosure relates to alliance and outcomes: A naturalistic study. Counselling Psychology Quarterly, 29 (1), 7–28. https://doi.org/10.1080/09515070.2015.1090396
Mjelve L.H., Ulleberg I., Vonheim K. (2020) “What do I Share?” Personal and Private Experiences in Educational Psychological Counselling. Scandinavian Journal of Educational Research, 64 (2), 181–194. DOI: 10.1080/00313831.2018.1527396/
Ugwu C.J. (2018) Rational Emotive Behaviour Therapy (REBT): An Intervention Strategy for Counselling Parents of Children Living with Disability. American Journal of Educational Research, 6 (3), 214–219. doi: 10.12691/education-6-3-9.
Welch M.G., Northrup R.S., Welch-Horan T.B, Ludwig R.J., Austin Ch.L., Jacobson J.S. (2006) Outcomes of Prolonged Parent-Child Embrace therapy among 102 children with behavioral disorders. Complementary Therapies in Clinical Practice, 12 (1), 3–12.
Zinchenko Y.P., Pervichko E.I. (2013) Nonclassical and postnonclassical epistemology in Lev Vygotsky’s cultural-historical approach to clinical psychology. Psychology in Russia: State of the Art, 6 (1), 43–56.
Поступила: 30.06.2020
Принята к публикации: 23.07.2020
Дата публикации в журнале: 15.09.2020
Ключевые слова: развитие психики; модели развития психики; психологическая помощь; дети и подростки с особенностями развития; обучение; программы психологической помощи
DOI: 10.11621/vsp.2020.03.02
Доступно в on-line версии с: 20.09.2020
-
Для цитирования статьи:
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная