Логотип журнала Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология.
ISSN 0137-0936 (Print)
ISSN 2309-9852 (Online)
En Ru
ISSN 0137-0936 (Print)
ISSN 2309-9852 (Online)
Риски информационной социализации как проявление кризиса современного детства

Риски информационной социализации как проявление кризиса современного детства

Аннотация

Актуальность статьи обусловлена кризисным характером современного детства и рисками информационной социализации, находящими отражение в обесценивании взросления, утрате ведущей роли образования, росте девиантного поведения детей и подростков. Социальная аномия и культурная депривация создают разнородную информационную среду, порождающую риски пропаганды культа насилия, жестокости, экстремизма, суицидального поведения, вовлечения детей и подростков в потребление психоактивных веществ, формирования интернет-зависимости и игровой компьютерной зависимости.

Цель статьи – анализ возможностей управления рисками информационной социализации как проявление кризиса детства.

Методы – теоретического и сравнительного анализа, обобщения.

Основные результаты. Выделены риски информационной социализации, связанные с низким уровнем информационной безопасности. Выделены и определены значимые возрастные психологические особенности ребенка, которые определяют эффект психологического воздействия информационной продукции на развитие ребенка, специфицированные для дошкольного, младшего школьного, младшего и старшего подросткового возраста. Дана сравнительная характеристика особенностей познавательной деятельности и умственного развития; степени уязвимости ребенка к воздействию вредного контента; сохранения психологического благополучия; степени готовности к подражанию социальным моделям поведения, представленным в Интернете. Определены задачи, связанные с необходимостью обеспечения информационной безопасности детей и подростков.

Выводы. Учет возрастных психологических особенностей позволит создать эффективную систему управления рисками информационной социализации детей. Такая система включает задачи возрастной классификации информационной продукции и конструирования развивающего контента информационной среды. Создание междисциплинарного научного направления социальной экологии детства позволит существенно продвинуться на пути преодоления кризиса современного детства.

Полная версия статьи доступна по ссылке РИНЦ.

Литература

Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 годы. Утверждена Указом Президента Российской Федерации 1 июня 2012 года.

Концепция информационной безопасности детей. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2015 г. № 2471.

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1999. 

Белинская Е.П.Гавриченко О.В.Самопрезентация в виртуальном пространстве: феноменология и закономерности // Психологические исследования (электронный журнал). 2018. Том 11. № 60 [Электронный ресурс] С. 12 // URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 15.06.2020).

Бурменская Г.В., Захарова Е.И., Карабанова О.А., Лебедева Н.Н., Лидерс А.Г. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. М.: Московский психолого-социальный институт, 2007. 

Венгер А.Л., Слободчиков В.И., Эльконин Б.Д.Проблема детской психологии и творчество Д.Б. Эльконина // Вопросы психологии 1988. № 3. С. 20–29.

Горный Е.А.Онтология виртуальной личности. Бытие и язык: Сб. статей по материалам международной конференции. Новосибирск: Новосибирский институт экономики, психологии и права (Новосибирский классический институт); Новосибирское книжное издательство. 2004. С. 78–88. 

Защита детей от жестокого обращения / Под ред. Е.Н. Волковой. СПб: 2007. 254 с.

Карабанова О.А.Телевидение и СМИ как фактор социализации в детском и подростковом возрасте// Информационная и психологическая безопасность в СМИ/ Под ред. Я. Засурского, А.И. Донцова. М.: Аспект Пресс. В 2-х т. Т. 2. 2008. С. 201–217.

Карабанова О.А., Молчанов С.В. Риски негативного воздействия информационной продукции на психическое развитие и поведение детей и подростков // Национальный психологический журнал. 2018. № 3 (31). С. 37–46.

Мид М. Культура и мир детства. М.: Наука, 1988. 

Постман Н. Исчезновение детства // Отечественные записки . 2004. № 3. С.7–15.

Солдатова Г.У. Цифровая социализации в культурно-исторической парадигме: изменяющийся ребенок в изменяющемся мире // Социальная психология и общество. 2018. Т. 9. № 3. С. 71–80.

Фельдштейн Д.И. Изменяющийся ребенок в изменяющемся мире: психолого-педагогические проблемы новой школы // Национальный психологический журнал. 2010. № 2 (4). С. 6–11.

Эльконин Б.Д. Кризис детства и основания проектирования форм детского развития // Вопросы психологии. 1992. №3. С. 7–14.

Bandura, A., Ross, D. & Ross, S.A. (1963). Imitation of film-mediated aggressive models //Journal of Abnormal and Social Psychology,66, 3–11. doi: 10.1037/h0048687

Postman N.(1994) The Disappearance of Childhood. New York: Vintage Books, a division of Random House, Inc. 

Статья на сайте ELibrary.ru

Поступила: 02.07.2020

Принята к публикации: 23.07.2020

Дата публикации в журнале: 15.09.2020

Ключевые слова: кризис детства; риски информационной социализации; информационная безопасность; уязвимость детей; возрастная маркировка информационной продукции

Доступно в on-line версии с: 20.09.2020

Номер 3, 2020