Логотип журнала Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология.
ISSN 0137-0936 (Print)
ISSN 2309-9852 (Online)
En Ru
ISSN 0137-0936 (Print)
ISSN 2309-9852 (Online)
Специфика прогнозирования у дошкольников с нарушением слуха

Специфика прогнозирования у дошкольников с нарушением слуха

Аннотация

Актуальность. В статье рассматривается проблема способности к прогнозированию (предвосхищению событий будущего) у детей дошкольного возраста с нарушением слуха. Немаловажное значение в социальной адаптации детей с нарушением слуха занимает способность предвосхищать результаты своего взаимодействия с окружающим социальным миром. Прогнозирование у дошкольников с нарушением слуха является довольно малоизученной темой. Встречаются исследования о каком-либо одном виде предвосхищения, например, эмоциональном. Исходя из анализа предыдущих исследований, значимым является подробное изучение особенностей структурно-функциональных характеристик прогностической способности детей с нарушением слуха в сравнении с детьми с сохранным слухом.

Цель исследования. Изучить способность к предвосхищению ситуаций будущего у дошкольников с нарушением слуха.

Методики и выборка. В исследовании приняли участие 50 детей в возрасте 5–7 лет с нарушениями слуха и с сохранным слухом, посещающие дошкольные образовательные учреждения Республики Татарстан. Были использованы методики: «Угадайка» (Л.И. Переслени, В.Л. Подобед), авторская методика «Прогностические истории», разработанная преподавателями Казанского федерального университета.

Результаты. У детей с нарушением слуха выявлены неэффективные способы осуществления прогностической деятельности, нерациональные стратегии прогнозирования, трудности прогнозирования в определенных сферах отношений и видах деятельности, а также проблемы усвоения правил в нормативной ситуации.

Выводы. Эмпирическое исследование подтвердило значимость внешней регуляции в социальной жизни ребенка с нарушением слуха, благодаря которой способность к прогнозированию у детей проявляется более успешно в организованной деятельности, чем в свободной. Наиболее развитой сферой отношений у детей с нарушением слуха является сфера ребенок – родитель. В собственном прогнозе детям с нарушением слуха более свойственна пассивная позиция, в большинстве ситуаций в качестве субъектов будущих событий дети указывали на других участников ситуации, чаще взрослых.

Благодарность. Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научно-исследовательского проекта № 19-013-00251 «Прогнозирование как ресурс социализации детей с ограниченными возможностями здоровья: структурно-функциональная модель».

Полная версия статьи доступна в pdf-формате.

Литература

  1. Ахметзянова А.И. Особенности антиципационной деятельности при общем недоразвитии речи у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дисс... канд. психол. наук. Казань, 2004.

  2. Денисова О.А., Леханова О.Л., Голицина Н.В. Проблемы и пути прогнозирования угроз социального развития детей с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Череповецкого государственного университета. 2012. Т. 3. № 4. С. 97–101. 

  3. Денисова О.А., Леханова О.Л. Угрозы социальному развитию детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном, младшем школьном и подростковом возрасте // Вестник Череповецкого государственного университета. 2012. Т. 1. № 1 (36). С. 98–102.

  4. Запорожец А.В. Избранные психологические труды в 2-х томах. М.: Педагогика, 1986. 

  5. Леханова О.Л. Состояние когнитивных предпосылок речи у детей с речевым недоразвитием // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. 2008. № 3. С. 157–165

  6. Ломов Б.Ф., Сурков Е.Н. Антиципация в структуре деятельности. М.: Наука, 1980. 

  7. Пантелеева Г.В. Определение термина антиципация в отечественной психологии // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2019. № 8 (174). С. 282–288

  8. Переслени Л.И., Мастюкова Е.М., Чупров Л.Ф. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня умственного развития младших школьников: учебно-методическое пособие. Абакан: АГПИ, 1990. 

  9. Венгер Л.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. М.: Педагогика, 1986. 

  10. Реан А.А. Факторы риска девиантного поведения: семейный контекст // Национальный психологический журнал. 2015. № 4(20). С. 105–110.

  11. Регуш Л.А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего. СПб.: Речь, 2003. 

  12. Сергиенко Е.А. Принципы психологии развития: современный взгляд. // Психологические исследования. 2012. Т. 5. № 24. С. 1. [Электронный ресурс] // URL: http://psystudy.ru. (Дата обращения: 20.04.2020). 

  13. Сироткина Т.Ю. О некоторых особенностях развития механизма эмоционального предвосхищения результата у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха // Вестник череповецкого государственного университета. 2014. №5(58). С.102–105.

  14. Лубовский В.И. Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2005. 

  15. Тарасов Д.Ю. Прогностические аспекты в педагогических исследованиях // Вестник КРСУ. 2015. Т. 15. № 6. С. 166–169.

  16. Черенкова Л.В., Соколова Л.В. Особенности реализации механизмов антиципации у детей дошкольного возраста с атипичным развитием и их влияние на формирование когнитивной и социальной компетентности. Психология личности: традиции и современность: материалы международной научной конференции / Под ред. Н.В. Гришиной, С.Н. Костроминой, И.Р. Муртазиной, М.О. Аванесян. СПб.: Айсинг, 2018.

  17. Bamford C., & Lagattuta K.H. (2019) Optimism and wishful thinking: Consistency across populations in Children’s expectations for the future. [Electronic resource]. Child Development. URL:https://srcd.onlinelibrary.wiley.com/doi/abs/10.1111/cdev.13293(date of retrieval: 20.04.2020)

  18. Coughlin C., Robins R.W. and Ghetti S. (2019) Development of Episodic Prospection: Factors Underlying Improvements in Middle and Late Childhood. Child Development, 90, 1109–1122. 

  19. Georgieva D. & Koleva A. & Valchev G. (2018) Anticipation in the cognitive structure of speechreading in deaf pupils. Trakia Journal of Science, 16, 83–89.

  20. Lagattuta K.H., Tashjian S. & Kramer H.J. (2018) Does the Past Shape Anticipation for the Future? Contributions of Age and Executive Function to Advanced Theory of Mind. Zeitschrift für Psychologie, 226, 122-133. 

  21. Lara K.H., Lagattuta K.H., &Kramer H.J. (2019) Is There a Downside to Anticipating the Upside? Children's and Adults’ Reasoning About How Prior Expectations Shape Future Emotions. Child Development,90,1170–1184. 

  22. Lockhart K. & Goddu M. & Keil F. (2016) Overoptimism about future knowledge: Early arrogance? The Journal of Positive Psychology, 1–11. 

  23. Redshaw J., Leamy T., Pincus P., Suddendorf T. (2018) Young children's capacity to imagine and prepare for certain and uncertain future outcomes. PLoS One, 13(9):e0202606. 

  24. Suddendorf T. & Nielsen M. & Gehlen R. (2011) Children's capacity to remember a novel problem and to secure a future solution. Developmental science, 14,26-33. 

  25. Suddendorf T. (2017) The Emergence of episodic foresight and its consequences. Child development perspectives, 11(3), 191–195.

  26. Suddendorf T., Redshaw J. (2013) The development of mental scenario building and episodic foresight. Annals of the New York Academy of Sciences, 1296(1), 135–153.

  27. Wente A.O., Goddu M.K., Garcia T., Posner, E., Fernández F. & Gopnik A. (2019) Young Children Are Wishful Thinkers: The Development of Wishful Thinking in 3‐ to 10‐Year‐Old Children. Child Development. URL: https://srcd.onlinelibrary.wiley.com/doi/abs/10.1111/cdev.13293(date of retrieval: 20.04.2020)

Статья на сайте ELibrary.ru

Поступила: 21.04.2020

Принята к публикации: 11.05.2020

Дата публикации в журнале: 22.06.2020

Ключевые слова: прогнозирование; нарушения слуха; дошкольный возраст

Доступно в on-line версии с: 22.06.2020

Номер 2, 2020