Логотип журнала Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология.
ISSN 0137-0936 (Print)
ISSN 2309-9852 (Online)
En Ru
ISSN 0137-0936 (Print)
ISSN 2309-9852 (Online)
Половые различия по показателям когнитивной сферы у детей дошкольного и младшего школьного возраста

Половые различия по показателям когнитивной сферы у детей дошкольного и младшего школьного возраста

Аннотация

Актуальность. Исследования половых различий в когнитивной сфере в дошкольном и школьном возрасте являются особенно значимыми для организации психологического сопровождения детей, а также для построения процесса обучения. Несмотря на большое количество исследований, проведенных в данной области, вопрос о природе выявляемых различий остается открытым.

В статье приводятся результаты исследования половых различий по показателям когнитивной сферы у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Цель работы. Изучение особенностей половых различий по показателям когнитивной сферы у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Выборка и методики. Выборку составили дети, посещающие образовательные учреждения города Москвы (N = 301). В качестве основных методов диагностики когнитивной сферы были использованы две версии теста Векслера: тест Векслера для дошкольников (WPPSI-IV) и детский тест Векслера (WISC-V). Анализ результатов проводился с применением t-критерия Стьюдента и меры эффекта d Коэна.

Результаты. Влияние пола на показатели когнитивной сферы значительно варьируется в зависимости от того, в какой возрастной группе детей проводится сравнение мальчиков и девочек. Наиболее выраженные половые различия были выявлены среди детей младшего дошкольного возраста: девочки получили значимо более высокие оценки по индексу вербальной понятливости и общей шкале интеллекта. В группе детей среднего и старшего дошкольного возраста не было выявлено статистически значимых половых различий ни по одному оцениваемому параметру. У младших школьников различия между мальчиками и девочками обнаруживаются по показателям скорости обработки информации и субтесту «Словарный». Девочки опережают мальчиков при выполнении заданий, входящих в индекс скорости обработки информации, а мальчики лучше справляются с выполнением субтеста «Словарный».

Полная версия статьи доступна в pdf-формате.

Литература

  1. Colom R., Lynn R. (2004). Testing the developmental theory of sex differences in intelligence on 12–18 year olds. Personality and Individual Differences, 36, 75–82.

  2. Irwing P. (2012). Sex differences in g: An analysis of the US standardization sample of the WAIS−III. Personality and Individual Differences, 53(2), 126–131.

  3. Jensen, A.R., & Reynolds, C.R. (1983). Sex differences on the WISC-R. Personality and individual differences, 4(2), 223-226.

  4. Liu J., Lynn R. (2015). Chinese sex differences in intelligence: Some new evidence. Personality and Individual Differences, 75, 90–93.

  5. Lynn R., Mulhern G. (1991). A comparison of sex differences on the Scottish and American standardization samples of the WISC−R. Personality and individual differences, 12(11), 1179–1182.

  6. Pezzuti L., Orsini A. (2016). Are there sex differences in the Wechsler Intelligence Scale for Children – Forth Edition? Learning and Individual Differences, 307–312. 

  7. Rzhanova I.E., Alekseeva O.S., Fominykh A.Y., and Parshikova O.V. (2018). Structure of the wppsi-iv for the russian-speaking preschoolers. European Proceedings of Social and Behavioural Sciences, XLIX, 599–605.

  8. Savage-McGlynn E. (2012). Sex differences in intelligence in younger and older participants of the Raven’s Standard Progressive Matrices Plus. Personality and Individual Differences. 53(2), 137–141.

  9. Wechsler D. (2003). The Wechsler intelligence scale for children—fourth edition. London: Pearson.

  10. Wechsler D. (2012). Wechsler Preschool And Primary Scale of Intelligence—Fourth Edition. San Antonio, TX: Pearson.

  11. Wechsler D. (2014). Wechsler Intelligence Scale for Children—Fifth Edition. SanAntonio, TX: Pearson.

Статья на сайте ELibrary.ru

Поступила: 13.04.2020

Принята к публикации: 17.04.2020

Дата публикации в журнале: 22.06.2020

Ключевые слова: интеллект; половые различия; дошкольники; младшие школьники

Доступно в on-line версии с: 22.06.2020

Номер 2, 2020