Логотип журнала Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология.
ISSN 0137-0936
eISSN 2309-9852
En Ru
ISSN 0137-0936
eISSN 2309-9852

Особенности миграционных установок аспирантов: к вопросу об образовательной миграции

Аннотация

Актуальность. На сегодняшний день отмечается наличие дефицита высококвалифицированных научных кадров, занятых в исследовательских организациях. Он обусловлен целым рядом причин, среди которых называется и эмиграция ученых в те страны, где высококвалифицированный труд оплачивается выше. В этой связи особую значимость приобретают вопросы, касающиеся международной мобильности аспирантов, в том числе образовательной.

Цель. Изучение социально-психологических особенностей установок аспирантов, связанных с образовательной миграцией.

Выборка. В исследовании приняли участие учащиеся аспирантуры научноисследовательских организаций, занимающихся подготовкой аспирантов в области наук об образовании, а также педагогических вузов Москвы, Санкт-Петербурга и других регионов РФ. Всего опрошено 803 респондента.

Методы. Статья основана на материалах мониторингового анкетного опроса.

Результаты. В ходе исследования выявлена связь социально-демографических факторов (гендер, возраст) с установками, касающимися образовательной миграции: мужчины чаще указывают на желание повысить уровень профессиональной квалификации за рубежом; с возрастом число аспирантов, желающих учиться за границей, снижается. Помимо этого, выявлено влияние на установки к образовательной миграции социально-стратификационных факторов (уровень дохода аспирантов и образовательный статус семьи): высокообеспеченные аспиранты, а также те аспиранты, чьи родители имеют ученые степени, в большей степени сориентированы на повышение профессиональной квалификации за границей. Проведенное исследование также показало, что миграционные установки, связанные с временной образовательной миграцией, существенно шире распространены среди аспирантов, чем среди научных сотрудников.

Выводы. Установки аспирантов, связанные с образовательной миграцией, определяются влиянием ряда социально-демографических и социальностратификационных факторов. При этом обучение за границей рассматривается в качестве карьерного лифта в первую очередь теми аспирантами, кто не планирует связывать свою дальнейшую профессиональную деятельность с научной и преподавательской работой в бюджетных учреждениях. Выявлена большая миграционная мобильность аспирантов как социально-профессиональной группы по сравнению с научными сотрудниками.

Литература

Алексеева, Е. Н. (2012). Особенности и перспективы образовательной миграции в эпоху глобальных трансформаций. Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология, (4), 113–135.

Антощук, И. А., Леденева, В. Ю. (2019). Из России в Великобританию: о механизмах миграции молодых ученых в области компьютерных наук. Социологические исследования, (2), 108–118. https://doi.org/10.31857/S013216250004015-9

Ащеулова, Н. А., Душина, С. А. (2014). Мобильная наука в глобальном мире. Cанкт-Петербург: Нестор-История.

Барсукова, М. Е. (2012). Женщины и миграция: причины, проблемы последствия. Женщина в российском обществе, (2). URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=17863599 (дата обращения: 10.11.2023).

Бедный, Б. И., Миронос, А. А. (2008). Подготовка научных кадров в высшей школе. Состояние и тенденции развития аспирантуры. Монография. Нижний Новгород: Изд-во ННГУ.

Бекова, С. К., Груздев, И. А., Джафарова, З. И., Малошонок, Н. Г., Терентьев, Е. А. (2017). Портрет современного российского аспиранта. Москва: Изд-во НИУ ВШЭ.

Большова, Н. Н. (2014). Интеллектуальная миграция в Германии в XX– XXI вв. Под ред. М.М. Лебедевой, Интеллектуальная миграция в современном мире: учеб. пособие. Москва: МГИМО-Университет.

Ворошень, О. Г. (2022). Миграционные намерения аспирантов академического сектора науки: социологический анализ. Социологический альманах, (13), 166–172.

Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Президентом РФ от 13 июня 2012 г.). URL: https:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70088244/?ysclid=lpigwg38s0547795348 (дата обращения: 09.12.2023).

Митин, Д. Н. (2011). Интеллектуальная миграция: сущность, последствия и пути решения. Вестник РУДН. Серия: Политология, (1), 41–47.

Рязанцев, С. В., Лукьянец, А. С. (2016). Эмиграция молодежи из России: формы, тенденции и последствия. Вестник ТГУПБП, (1), 59–72.

Рязанцев, С. В., Письменная, Е. Е. (2013). Эмиграция ученых их России: «циркуляция» или «утечка» умов. Социологические исследования, (4), 24–34. URL: https://www.isras.ru/socis_2013_04.html (дата обращения: 09.12.2023).

Собкин, В. С., Андреева, А. И., Рзаева, Ф. Р. (2018). Исследователь в сфере образования: эскизы к социально-психологическому портрету. Москва: Изд-во Моск. ун-та.

Собкин, В. С., Смыслова, М. М. (2020). Особенности мотивации поступления в аспирантуру. Педагогика, (7), 36–44.

Собкин, В. С., Смыслова, М. М., Коломиец Ю. О. (2020a). Миграционные установки аспирантов: к вопросу об «утечке мозгов». Психолого-педагогические исследования, 12(3), 61–79. https://doi.org/10.17759/psyedu.2020120304

Собкин, В. С., Смыслова, М. М., Коломиец Ю. О. (2020b). Социально-психологические особенности жизненных и профессиональных планов аспирантов. Педагогика, 84(11), 37–47.

Суворова, В. А., Бронников, И. А. (2019). Международная образовательная миграция как «Ресурс мягкой силы» в эпоху глобализации. Управление, (4), 131–139. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhdunarodnaya-obrazovatelnaya-migratsiyakak-resurs-myagkoy-sily-v-epohu-globalizatsii (дата обращения: 05.12.2023).

Таишева, В. В. (2020). Ценностно-политические контексты образовательной миграции: автореф. дисс. канд. полит. наук. Москва.

Ульмясбаева, А. О., Забнева, Э. И. (2020). Механизмы зарубежных практик управления образовательной миграцией молодежи. Мир науки. Социология, филология, культурология, (2). URL: https://sfk-mn.ru/PDF/22SCSK220.pdf (дата обращения: 05.12.2023).

Фурса, Е. В., Рогова, Т. М. (2012). Международная учебная миграция: тенденции и особенности современного развития. Вопросы регулирования экономики, (3), 42–51. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhdunarodnayauchebnaya-migratsiya-tendentsii-i-osobennosti-sovremennogo-razvitiya (дата обращения: 28.11.2023).

Шереги, Ф. Э., Стриханов, М. Н. (2006). Наука в России: социологический анализ. Москва: ЦСП.

Aisa, R., Cabeza, J., Larramona, G. (2013). The effect of education on the age of migration. Optimal control applications and methods, 35(4), 412–422. https://doi.org/10.1002/oca.2078

Cortes, P. (2015). The Feminization of International Migration and its Effects on the Children Left Behind: Evidence from the Philippines. World Development, 65, 62–78. https://doi.org/10.1016/j.worlddev.2013.10.021

Czaika, M., De Haas, H. (2012). The role of internal and international relative deprivation in global migration. Oxford Development Studies, 40(4), 423–442. https://doi.org/0.1080/13600818.2012.728581

Dao, T. H., Docquier, F., Parsons, C., Peri, G. (2018). Migration and development: Dissecting the anatomy of the mobility transition. Journal of Development Economics, (132), 88–101. https://doi.org/10.2139/ssrn.2849757

Docquier, F., Peri G., Ruyssen, I. (2014). The cross-country determinants of potential and actual migration. International Migration Review, (48), 37–99. https://doi.org/0.1111/imre.12137

Faggian, A., Comunian, R., Li, Q. (2014). Interregional migration of human creative capital: The case of “Bohemian graduates”. Geoforum, (55), 33–42. https://doi.org/10.1016/j.geoforum.2014.05.003

Horta, H., Birolini, S., Cattaneo, M., Shen, W., Paleari, S (2020). Research network propagation: The impact of PhD students’ temporary international mobility. Quantitative Science Studies, 2(1), 129–154. https://doi.org/10.1162/qss_a_00096

Lee, E. S. (1966). A Theory of Migration. Demography, 3(1), 47–57. URL: https://www.academia.edu/22451686/A_Theory_of_Migration_BY_Everett_S_Lee (access date: 30.11.2023).

Migali, S., Scipioni, M. (2019). Who’s About to Leave? A Global Survey of Aspirations and Intentions to Migrate. International Migration. 57(5). 181–200. https://doi.org/10.1111/imig.12617

Rakovcova, D., Drbohlav, D. (2021). Examining change in migration strategies over the life course of international PhD students. Longitudinal Life Course Studies, 13(2), 263–285. https://doi.org/10.1332/175795921X16147616363118

Ruyssen, I., Salomone, S. (2018). Female migration: A way out of discrimination? Journal of Development Economics, (130), 224–241. https://doi.org/10.1016/j.jdeveco.2017.10.010

Tarasyev, A. A., Jabbar, J. B. (2018). Dynamic Modeling of Labor Migration Between Scientific Organizations. IFAC-PapersOnLine, 51(32), 490–495. https://doi.org/10.1016/j.ifacol.2018.11.468

Trechsel, L. J., Zimmermann, A. B., Steinbock, C., Breu, T., Herweg, K., Thieme, S. (2021). Safe Spaces for Disruptive Learning in a North-South Research Partnership Context: International Mobility of Doctoral Students. Sustainability, 13(4). https://doi.org/10.3390/su13042413

Скачать в формате PDF

Поступила: 14.12.2023

Принята к публикации: 16.02.2024

Дата публикации в журнале: 21.03.2024

Ключевые слова: образовательная миграция; аспиранты; миграционные установки; социально-демографические факторы; социально-стратификационные факторы

DOI: 10.11621/LPJ-24-12

Доступно в on-line версии с: 21.03.2024

Номер 1, 2024