Логотип журнала Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология.
ISSN 0137-0936
eISSN 2309-9852
En Ru
ISSN 0137-0936
eISSN 2309-9852

Актуальные направления исследований предпринимательства в социальной психологии: карта научного ландшафта

Аннотация

Актуальность. В настоящее время стремительно растет количество предпринимателей, желающих вести традиционный бизнес или открывать стартап. В научных кругах также возрастает интерес к феномену предпринимательства и, в частности, к социально-психологическим особенностям личности предпринимателя. Возникает вопрос о том, какие направления исследований в социальной психологии предпринимательства актуальны на данный момент.

Цель. Создание карты научного ландшафта в сфере предпринимательства, а также выделение актуальных направлений исследований предпринимательства в социальной психологии.

Материал. Был произведен наукометрический анализ ключевых слов из 3235 научных статьей в рецензируемых журналах за последние 5 лет, опубликованных в области социальной психологии, по версии платформы The Lens.

Методы. Научное картирование проводилось с помощью программы VOSviewer версии 1.6.15. Интерпретация карты для выделения актуальных направлений была произведена с использованием метафоры города.

Результаты. Актуальные темы исследований включают личностный и средовой аспекты. Среди актуальных направлений исследований предпринимателя — социально-психологические черты личности (оптимизм, энтузиазм, упорство, черты темной триады и др.), предпринимательские намерения, мотивация. При изучении предпринимательства важен вопрос о формировании выбора стать предпринимателем, процесс предпринимательского самоопределения. При этом на данном этапе исследований тематическая связка «идентичность — самоопределение — намерения» представляет научный интерес только в аспекте намерений.

Выводы. Предпринимательство как феномен в современной социальной психологии представляет научный интерес с точки зрения исследования точечных конструктов — предпринимательские намерения, социально-психологические черты личности, ценности. Перспективным представляется изучение именно предпринимательской идентичности, так как это позволит прогнозировать профессиональный путь молодежи и предрасположенность молодых людей к предпринимательству.

Литература

Базаров, Т. Ю., Аксеновская, Л. Н. (2016). Социально-психологическая технология формирования предпринимательской культуры населения региона. Национальный психологический журнал, 24(4), 87–97. https://doi.org/10.11621/ npj.2016.0411

Белинская, Е. П., Тихомандрицкая, О. А. (2004). Социальная психология личности. Москва: Издательский центр «Академия».

Богатырева, К., Широкова, Г. (2017). От предпринимательских намерений — к созданию бизнеса: опыт российских студентов. Форсайт, 11(3), 25–36. https:// doi.org/10.17323/2500-2597.2017.3.25.36

Бубновская, О. В., Леонидова, В. В. (2021). Предприниматель: профиль личности и карьерные предпочтения. Известия Дальневосточного федерального университета. Экономика и управление, 100(4), 5–18. https://doi.org/10.24866/2311-2271/2021-4/5-18

Егошкина, С. А. (2020). Инициативность как свой ство личности предпринимателя. Единое образовательное пространство как фактор формирования и воспитания личности: материалы XIV Международной научно-практической конференции студентов, магистрантов и молодых ученых, Рязань, 23–24 апреля 2020 г. (С. 48–51). Рязань: Изд-во РГУ имени С. А. Есенина.

Журавлев, А. В., Череменская, М. А. (2023). Сравнительный анализ ценностей у предпринимателей традиционного бизнеса и основателей стартапов. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 46(3). https:// doi.org/10.11621/LPJ-23-34 Леонтьев, А. Н. (1975). Деятельность. Сознание. Личность. Москва: Политиздат.

Литау, Е. Я. (2013). Функциональная дифференциация предпринимателя и менеджера и ее значение для процесса становления системы управления малыми развивающимися предприятиями. Актуальные вопросы экономических наук, (34), 42–50.

Ортега-и-Гассет, X. (1990). Две великие метафоры. Под ред. Н. Д. Арутюновой, М. А. Журинской. В сборнике Теория метафоры (С. 68–81). Москва: Прогресс.

Попова, Т. Г., Мингалева, О. В., Аникеева, И. Г. (2016). Метафора как ассоциативный механизм и объект интерпретации и восприятия речи. Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова, 22(4), 141–144.

Прошина, Ю. А., Венгерович, Н. Г., Иванов, И. М., Никифоров, А. С. (2020). Оценка научного ландшафта в области токсикологии отравляющих веществ за период 2000–2019 гг. методом картографирования наукометрической и библиометрической информации. Биомедицинский журнал Medline.ru, 21(1), 679–703.

Таранов, П. С. (2007). Секреты поведения людей. Москва: Фаир-Пресс.

Широкова, Г. В. (2022). Факторы формирования предпринимательской активности студентов. Санкт-Петербург: Изд-во СПбГУ.

Широкова, Г. В., Беляева, Т. В. (2015). Предпринимательские намерения студентов: концепция и основные подходы к исследованию. Современная конкуренция, 9(2), 5–31.

Espiritu-Olmos, R., Sastre-Castillo, M. A. (2015). Personality traits versus work values: Comparing psychological theories on entrepreneurial intention. Journal of Business Research, 68(7), 1595–1598.

Gao, J. L., Li, D. S., Conway, M. L. (2021). Family support and entrepreneurial passion: The mediating role of entrepreneurs’ psychological capital. Social Behavior and Personality: an international journal, 49(3), 1–15.

Kusumawijaya, I. K., Astuti, P., Sunarta, I. (2021). Exploring Creativity, Self Confidence And Entrepreneurial Training: The Determinant Of Entrepreneurial Intention Among Students. Matrik: Jurnal Manajemen, Strategi Bisnis dan Kewirausahaan, 15(2), 217–232. https://doi.org/10.24843/matrik:jmbk.2021.v15.i02.p05

Lewin, K. (1935). A Dynamic theory of personality. Selected Papers. New York; London: McGraw-Hill Book Company.

Ma, C., Yang, J., Chen, L., You, X., Zhang, W., Chen, Y. (2020). Entrepreneurs’ social networks and opportunity identification: Entrepreneurial passion and entrepreneurial alertness as moderators. Social Behavior and Personality: an international journal, 48(2), 1–12.

Macfarlane, B. (2012). The higher education research archipelago. Higher Education Research Development, 31(1), 129–131.

Mayer, R. E. (1993). The Instructive Metaphor: Metaphoric Aids to Students’ Understanding of Science. In A. Ortony (Ed.), Handbook of Metaphor and Thought (pp. 561–578). Cambridge: Cambridge Univ. Press.

Miguel, S., Tannuri de Oliveira, E., Cabrini Grácio, M. (2016). Scientific production on open access: A worldwide bibliometric analysis in the academic and scientific context. Publications, 4(1). https://doi.org/10.3390/publications4010001

Obschonka, M., Stuetzer, M. (2017). Integrating psychological approaches to entrepreneurship: the Entrepreneurial Personality System (EPS). Small Business Economics, 49(1), 203–231. https://doi.org/10.1007/s11187-016-9821-y

Raevskaya, A. A., Tatarko, A. N. (2022). The Association Between Family Social Capital and Female Entrepreneurship. Psychology in Russia: State of the Art, 15(3), 3–20. https://doi.org/10.11621/pir.2022.0301

Sun, X. (2020). Self-efficacy mediates the relationship between entrepreneurial passion and entrepreneurial behavior among Master of Business Administration students. Social Behavior and Personality: an international journal, 48(9), 1–8.

Van Eck, N. J., Waltman, L. (2011). Text mining and visualization using VOSviewer. ISSI Newsletter, (7), 50–54. Waterman, A. S. (1999). Identity, the identity statuses, and identity status development: A contemporary statement. Developmental review, 19(4), 591–621.

Скачать в формате PDF

Поступила: 11.09.2023

Принята к публикации: 16.02.2024

Дата публикации в журнале: 21.03.2024

Ключевые слова: предпринимательство; предпринимательские намерения; социализация; научное картирование; метод картирования

DOI: 10.11621/LPJ-24-11

Доступно в on-line версии с: 21.03.2024

Номер 1, 2024