Антисоциальная креативность и личностные характеристики юношей в разных социально-политических условиях: связь и взаимодействие
Аннотация
Актуальность. Актуальность исследования связана с активизацией антисоциальной креативности (АК) в социуме в виде информационных войн и изоляции России на фоне проведения специальной военной операции (СВО) в Украине, создающих угрожающие социополитические условия.
Цель. Цель исследования состоит в том, чтобы выяснить, есть ли различия на индивидуальном уровне в АК и ее связях с личностными характеристиками — (враждебностью, чертой «согласие» и моральной идентичностью) при разных социополитических условиях. Были сформулированы следующие гипотезы: 1) уровень АК неодинаков в различных контекстах и выше в угрожающих социополитических условиях и 2) связь между такими личностными характеристиками, как враждебность, сотрудничество, моральная идентичность и АК, неодинакова в разных социополитических условиях.
Выборка. Исследование является срезовым. Первый срез проводился в 2019 г. с участием 81 юноши — студентов одного из московских вузов (М возраст = 19,2 года, SD = 1,2). Во втором срезе в 2023 г. приняли участие 152 юноши — студента того же московского вуза (М возраст = 19,1 года, SD = 1,29).
Методы. Использовались опросники: «NEO-FFI» — сокращенный вариант опросника «NEO PI-R», BRAQ-24, опросник моральной идентичности, «Поведенческие особенности АК».
Результаты. Показано, что существуют различия в переменных в разных социополитических условиях: АК и враждебность значимо ниже, а моральная идентичность и сотрудничество значимо выше в выборке 2023 г. Предикторами АК в выборке-2023 стали черта «согласие» (отрицательный предиктор) и «враждебность» (положительный предиктор); в выборке-2019 — черта «согласие» (отрицательный предиктор). Выявлены различия в силе связи между переменными: в выборке-2023 связь враждебности с антисоциальной креативностью и чертой «согласие» достоверно значимо сильнее, чем в выборке 2019 г.
Выводы. В угрожающих социополитических условиях особого внимания требуют молодые люди с высокой враждебностью и низким уровнем развития черты «согласие» ввиду высокой вероятности реализации креативности в поведении, наносящем вред другим людям. При этом реализация АК в поведении может сдерживаться актуализирующейся моральной идентичностью. В спокойный и мирный период моральная идентичность и враждебность в меньшей степени связаны с реализацией АК в поведении, наносящем вред, и это может объясняться более развитой чертой «согласие».
Литература
Дикая, Л. А. (2010). Обратная сторона креативности. Роль креативности в противодействии терроризму. Российский психологический журнал, 7(5–6), 57–62.
Ениколопов, С. Н., Цибульский, Н. П. (2007). Психометрический анализ русскоязычной версии опросника диагностики агрессии А. Басса, М. Перри. Психологический журнал, (1), 115–124.
Ениколопов, С. Н., Бочкова, М. Н., Мешкова, Н. В., Мешков, И. А. (2023). Адаптация опросника моральной идентичности на российской выборке. Психолого-педагогические исследования, 15(3), 115–134. https://doi.org/10.17759/psyedu.2023150308
Мешкова, Н. В. (2023). Социальная креативность и социальный контекст: перспективы исследования. Современная зарубежная психология, 12(1), 100–108. https://doi.org/10.17759/jmfp.2023120111
Мешкова, Н. В., Ениколопов, С. Н., Кудрявцев, В. Т., Кравцов, О. Г., Бочкова, М. Н., Мешков, И. А. (2020). Возрастные и половые особенности личностных предикторов антисоциальной креативности. Психология. Журнал Высшей школы экономики, 17(1), 60–72. https://doi.org/10.17323/1813-8918-2020-1-60-72
Мешкова, Н. В., Ениколопов, С. Н., Жаринова, Ю. И., Муковнина, Д. Д. (2022а). О взаимосвязи видов социальной креативности с моральной идентичностью и толерантностью. Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология, 45(4), 159–178. https://doi.org/10.11621/vsp.2022.04.07
Мешкова, Н. В., Ениколопов, С. Н., Митина, О. В., Мешков, И. А. (2018). Адаптация опросника «Поведенческие особенности антисоциальной креативности». Психологическая наука и образование, 23(6), 25–40. https://doi.org/10.17759/ pse.2018230603
Мешкова, Н. В., Кудрявцев, В. Т., Ениколопов, С. Н. (2022b). К психологическому портрету жертв телефонного мошенничества. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 45(1), 138–157. https://doi.org/10.11621/ vsp.2022.01.0
Орел, В. Е., Сенин, И. Г. (2004). Опросник NEO PI-R. Ярославль: НПЦ «Психодиагностика».
Aquino, K. F., Reed, A. (2002). The Self-importance of Moral Identity. Journal of Personality and Social Psychology, 83(6), 1423–1440.
Baas, M., Roskes, M., Koch, S., Cheng, Yu., De Dreu, C. (2019). Why Social Threat Motivates Malevolent Creativity. Personality and Social Psychology Bulletin, 45(11), 1590–1602. https://doi.org/10.1177/014616721983855
Cropley, D. H., Kaufman, J. C., Cropley, A. J. (2008). Malevolent creativity: A functional model of creativity in terrorism and crime. Creativity Research Journal, 20(2), 105–115. https://doi.org/10.1080/10400410802059424
De Dreu, C. K. W., Nijstad, B. A. (2008). Mental set and creative thought in social conflict: Threat rigidity versus motivated focus. Journal of Personality and Social Psychology, (95), 648–661.
Glaveanu, V. P., Hanson, M., Baer, J., Barbot, B., Clapp, E. P., Corazza, G., Hennessey, B., Kaufman, J. C., Lebuda, I., Lubart, T., Montuori, A., Ness, I. J., Plucker, J., Reiter-Palmon, R., Sierra, Z., Simonton, D. K., Neves-Pereira, M., Sternberg, R. J. (2019). Advancing Creativity Theory and Research: A Socio-cultural Manifesto. The Journal of Creative Behavior, 54(3), 741–745. https://doi.org/10.1002/jocb.395
Glaveanu, V. P. (2020). A sociocultural theory of creativity: Bridging the social, the material, and the psychological. Review of General Psychology, 24(4), 335–354. https://doi.org/10.1177/1089268020961763
Hao, N., Tang, M., Yang, J., Wang, Q., Runco, M. (2016). A New Tool to Measure Malevolent Creativity: The Malevolent Creativity Behavior Scale. Frontiers in Psychology, (7), 682. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2016.00682
Kapoor, H., Khan, A. (2019). Creativity in Context: Presses and Task Effects in Negative Creativity. Psychology of Aesthetics, Creativity, and the Arts, 13(3), 314–321. https://doi.org/10.1037/aca0000183
Perchtold-Stefan, C. M., Papousek, I., Rominger, C., Fink, A. (2021). Creativity in an Affective Context. European Psychologist, 27(3), 216–226. https://doi.org/10.1027/1016-9040/a000448
Perchtold-Stefan, C. M., Fink, A., Rominger, C., Papousek, I. (2022a). Social exclusion increases antisocial tendencies: Evidence from retaliatory ideation in a malevolent creativity task. Psychology of Aesthetics, Creativity, and the Arts, advance online publication. https://doi.org/10.1037/aca0000500
Perchtold-Stefan, C. M., Rominger, C., Papousek, I., Fink, A. (2022b). Women and men have a similar potential for malevolent creativity — But their underlying brain mechanisms are different. Brain Research, (1801), 148201. https://doi.org/10.1016/j. brainres.2022.148201
Sternberg, R. J., Karami, S. (2022). An 8P theoretical framework for understanding creativity and theories of creativity. Journal of Creative Behavior, 56(1), 55–78. https://doi.org/10.1002/jocb.516
Tromp, C., Sternberg, R. (2022). Dynamic Creativity: A Person × Task × Situation Interaction Framework. The Journal of Creative Behavior, 56(4), 553–565. https://doi.org/10.1002/jocb.551
Zhao, J., Xu, X., Pang, W. (2022). When do creative people engage in malevolent behaviors? The moderating role of moral reasoning. Personality and Individual Differences, (186), Part B, 111386. https://doi.org/10.1016/j.paid.2021.111386
Поступила: 14.08.2023
Принята к публикации: 24.01.2024
Дата публикации в журнале: 21.03.2024
Ключевые слова: социальный контекст; антисоциальная креативность; нанесение вреда; моральная идентичность; черта «согласие»; враждебность
DOI: 10.11621/LPJ-24-04
Доступно в on-line версии с: 21.03.2024
-
Для цитирования статьи:
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная