Логотип журнала Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология.
ISSN 0137-0936
eISSN 2309-9852
En Ru
ISSN 0137-0936
eISSN 2309-9852

Эмпатия и имплицитные теории эмоций и личности (на китайской выборке)

Аннотация

Актуальность. Эмпатия широко признана как многомерная черта, включающая как когнитивный, так и эмоциональный компоненты. Используемый для их диагностики Опросник когнитивной и аффективной эмпатии – theQuestionnaireofCognitiveandAffectiveEmpathy, кратко QCEI(Reniersetal., 2011), – широко применяется в разных странахОднако вопрос о его факторной структуре применительно к китайским выборкам оказался не решенным в двух предыдущих работах. Наша апробация позволила уточнить его психометрические характеристики, что важно для дальнейшего его применения в Китае и в кросс-культурных исследованиях.

Актуальной является также не исследованная пока проблема соотношения имплицитных теорий (ИТ) эмоций и личности и эмпатии. 

Цели исследования: 1) реадаптация опросника QCEIна китайской выборке,2) проверка гипотез о связях имплицитных теорий личности и возможности управления эмоциями с когнитивными и аффективными составляющими эмпатии (на китайской выборке). 

Метод. 1319 китайских участниковзаполняли опросник QCEI, из которых 520 очно и 799 – через онлайн-связь.Их данные были случайно разделены на две выборки; для первой проведен эксплораторный факторный анализ и для второй – конфирматорный факторный анализ. Эти 1319 человек заполнили опросник имплицитных теорий эмоций – ИТЭ, из них 520 участников – также опросник имплицитных теорий личности – ИТЛ. Для оценки конвергентной валидности нашего китайского варианта опросника QCAE799 испытуемых также заполнили опросник на эмпатию М. Дэвиса – IRI.

Результаты. Установлена четырехфакторная модель QCAEдля китайской выборки (в отличие от авторской пятифакторной); компоненты IRIзначимо положительно коррелируют с компонентами QCAE, что свидетельствует об общности их номологической сети. На основании того, что индекс инкрементальности для ИТЭ значимо положительно коррелирует с когнитивной эмпатией, мы приняли гипотезу о когнитивном компоненте как ведущем в предположении человека о возможности управления эмоциями. Индекс инкрементальности ИТЛ положительно коррелирует только с субшкалой Подстройка, что свидетельствует о меньшей представленности когнитивного компонента в ИТЛ в китайской выборке. Из наших результатов следует отвержение гипотезы о связи с аффективным компонентом эмпатии с ИТ эмоций и личности.

Литература

Зинченко, В.П. (2006). Сознание как предмет и дело психологии // Методология и история психологии, 1 (1), 207–231.

Корнилова, Т.В., Чумакова, М.А. Кросс-культурное сравнение имплицитных теорий ума и личности (у российских и азербайджанских студентов) / Понять другого: Межкультурное взаимопонимание в современном глобальном мире. Сборник материалов пятой Всероссийской научно-практической конференция «Практическая этнопсихология: актуальные проблемы и перспективы развития». Москва: МГППУ, 2015. С. 52–54. 

Корнилова, Т.В., Чумакова, М.А., Корнилов, С.А, Новикова, М.А. (2010). Психология неопределенности: единство интеллектуально-личностного потенциала человека.М.: Смысл Москва.

Корнилова, Т.В., Смирнов, С.Д., Чумакова, М.А., Корнилов, С.А., Новотоцкая-Власова, Е.В. (2008). Модификация опросника имплицитных теорий К. Двек (в контексте изучения академических достижений студентов) // Психологический журнал, 29 (3), 106–120.

 

Reber, A.S., & Reber, E. (2001). The Penguin dictionary of psychology. Penguin Books Limited.

Baron-Cohen, S., & Wheelwright, S. (2004). The empathy quotient: an investigation of adults with Asperger syndrome or high functioning autism, and normal sex differences. Journal of Autism and Developmental Disorders, 34 (2), 163–175.

Brunet-Gouet, E., Myszkowski, N., Ehrminger, M., Urbach, M., Aouizerate, B., Brunel, L., ... & Fond, G.B. (2019). Confirmation of a two-factor solution to the Questionnaire of Cognitive and Affective Empathy (QCAE) in a French population of patients with schizophrenia spectrum disorders. Frontiers in Psychiatry, 10: 751.

Chen Wuying, Lu Jiamei, Liu Lianqi, & Lin Wenyi. (2014). Gender differences in empathy. Advances in Psychological Science, 22 (9), 1423–1434.陈武英,卢家楣, 刘连启, & 林文毅.共情的性别差异. 心理科学进展, 22 (9), 1423–1434.

Cheng Zijuan, & Hou Jietai (2002). Do you think that personality is difficult to change when you believe that your intelligence is unchanged?—The universality of the implicit view of personal attributes. Psychological News, 34 (1), 81–88. 成子娟,候杰泰. 相信智力不变是否也认为个性难改?—个人属性内隐观的普遍性// 心理学报. 34 (1), 81–88. 

Cui Yichen, Wang Pei, & Tan Chenhao. (2016). The influence of implicit personality theory on the processing strategies of others' impressions. Acta Psychology, 48 (12), 1538–1550.崔诣晨, 王沛, & 谈晨皓. (2016).内隐人格理论对他人印象加工策略的影响. 心理学报, 48 (12), 1538–1550.

Davis, M.H. (1983). Measuring individual differences in empathy: Evidence for a multidimensional approach. Journal of Personality and Social Psychology, 44 (1), 113.

Decety, J. (2010). The neurodevelopment of empathy in humans. Developmental Neuroscience, 32 (4), 257–267.

Decety, J., &Meyer, M. (2008). From emotion resonance to empathic understanding: A social developmental neuroscience account. Development and Psychopathology, 20 (4), 1053–1080.

Di Girolamo, M., Giromini, L., Winters, C.L., Serie, C.M., & de Ruiter, C. (2019). The questionnaire of cognitive and affective empathy: a comparison between paper-and-pencil versus online formats in Italian samples. Journal of Personality Assessment, 101 (2), 159–170.

Dweck, C.S. (1999). Self-theories: Their role in motivation, personality, and development. Psychology press.

Dweck, C.S. (2008). Can personality be changed? The role of beliefs in personality and change. Personality Change, 17 (6), 391–396.

Dweck C.S., Chiu C., & Hong Y. (1995). Implicit theories and their role in judgments and reactions: A word from two perspectives. Psychological Inquiry, 6 (4), 267–285.

Dweck, C.S., & Leggett, E.L. (1988). A Social-cognitive Approach to Motivation and Personality. Psychological Review, 95 (2), 256.

Goodman, F.R., Kashdan, T.B., & İmamoğlu, A. (2020). Valuing emotional control in social anxiety disorder: A multimethod study of emotion beliefs and emotion regulation. Emotionhttp://dx.doi.org/10.1037/emo00007501

Henet, P., Givron, Н., &Desseilles, M.(2020). Empathy in medical students: a rapid review of the literature in 10 key questions. Acta Psychiatric Belgica, 120/3, 38–48.

Hoffman, M. L. (2002). Empathy and Moral Development. Cambridge University Press.

Hu Xinyi, & Chen Yinghe (2018). The impact of the implicit view of intelligence and personality on the coping style and depression of college students–analysis of variable center and individual center. Psychological Development and Education, 34 (5), 586–593. 胡欣怡,陈英和. 智力和人格内隐观对大学生应对方式和抑郁的影响—变量中心和个体中心的分析//心理发展与教育?34 (5), 586–593.

Kneeland, E.T., Nolen-Hoeksema, S., Dovidio, J.F., & Gruber, J. (2016). Beliefs about emotion’s malleability influence state emotion regulation. Motivation and Emotion, 40 (5), 740–749.

Li Yin, & Huang Yunzhi (2005). Historical Vision and Contemporary Exploration of Implicit Theory: Concept Clarification and Methodological Consideration. Peking University Education Review, 4 (3), 101–112. 李茵,黄蕴智. 内隐理论的历史视野与当代探索:概念澄清及方法考虑//北京大学教育评论, 4 (3), 101–112.

Lin, R.M., Hong, Y.J., Xiao, H.W., & Lian, R. (2020). Honesty-Humility and dispositional awe in Confucian culture: The mediating role of Zhong-Yong thinking style. Personality and Individual Differences, 167: 110228.

Liang, Y.S., Yang, H.X., Ma, Y.T., Lui, S.S., Cheung, E.F., Wang, Y., & Chan, R.C. (2019). Validation and extension of the Questionnaire of Cognitive and Affective Empathy in the Chinese setting. PsyCh Journal, 8 (4), 439–448. 

Liu Conghui, Wang Yongmei, Yu Guoliang, & Wang Yongjun. (2009). A review of the related theories of empathy and exploration of dynamic models. Advances in Psychological Science, 17 (5), 964–972.刘聪慧, 王永梅, 俞国良, & 王拥军. 共情的相关理论评述及动态模型探新. 心理科学进展, 17 (5), 964–972.

Liu Junshen, & Sang Biao (2009). The influence of implicit attitudes of emotion regulation on individual emotion regulation. Psychological Science, 3, 571–574. 刘俊升, & 桑标. 情绪调节内隐态度对个体情绪调节的影响. 心理科学, (3), 571–574.

Queirós, A., Fernandes, E., Reniers, R., Sampaio, A., Coutinho, J., & Seara-Cardoso, A. (2018). Psychometric properties of the questionnaire of cognitive and affective empathy in a Portuguese sample. PlOS One, 13 (6), e0197755.

MacKay, R.C., & Hughes, J.R. (1990). Empathy in the helping relationship. Springer Pub Co.

Oakley, B.F.M., Brewer, R., Bird, G., & Catmur, C. (2016). Theory of mind is not theory of emotion: A cautionary note on the Reading the Mind in the Eyes Test. Journal of Abnormal Psychology, 125 (6), 818–823.

Preckel, K., Kanske, P., & Singer, T. (2018). On the interaction of social affect and cognition: empathy, compassion and theory of mind. Current Opinion in Behavioral Sciences, 19, 1–6.

Reniers, R.L., Corcoran, R., Drake, R., Shryane, N.M., & Völlm, B.A. (2011). The QCAE: A questionnaire of cognitive and affective empathy. Journal of Personality Assessment, 93 (1), 84–95.

Rong Xing, Sun Binghai, Huang Xiaozhong, Cai Minying, & Li Weijian. (2010). Research on the reliability and validity of the Interpersonal Response Index Scale. Chinese Journal of Clinical Psychology, 2, 158–160.戎幸, 孙炳海, 黄小忠, 蔡旻颖, & 李伟健. 人际反应指数量表的信度和效度研究. 中国临床心理学杂志, (2), 158–160.

Sarrionandia, A., & Mikolajczak, M. (2020). A meta-analysis of the possible behavioural and biological variables linking trait emotional intelligence to health. Health Psychology Review, 14 (2), 220–244.

Schipper, M., & Petermann, F. (2013). Relating empathy and emotion regulation: Do deficits in empathy trigger emotion dysregulation? Social Neuroscience, 8 (1), 101–107.

Singer, T. (2006). The neuronal basis and ontogeny of empathy and mind reading: review of literature and implications for future research. Neuroscience and Biobehavioral Reviews, 30, 855–863.

Spokas, M., Luterek, J.A., & Heimberg, R.G. (2009). Social anxiety and emotional suppression: The mediating role of beliefs. Journal of Behavior Therapy and Experimental Psychiatry, 40 (2), 283–291.

Tamir, M., John, O.P, Srivastava, S., et al. (2007). Implicit theories of emotion: Affective and social outcomes across a major life transition. Journal of Personality and Social Psychology, 92 (4): 731.

Wang Moyun, & Fu Xiaolan (2003). A review of the substantive-gradualism dimension of implicit personality theory. Advances in Psychological Science, 11 (2), 153–159.王墨耘, & 傅小兰. 内隐人格理论的实体论-渐变论维度研究述评. 心理科学进展, 11 (2), 153–159.

Wang, X.S., & Su, Y.J. (2019). Revision of QCAE empathy scale for Chinese adolescents. Psychology: Techniques and Application, 7 (9), 536–547. 王协顺, & 苏彦捷. 中国青少年版认知和情感共情量表的修订. 心理技术与应用, 7 (9), 536–547.

Статья на сайте ELibrary.ru Скачать в формате PDF

Поступила: 09.11.2020

Принята к публикации: 25.12.2020

Дата публикации в журнале: 30.03.2021

Ключевые слова: эмпатия; эмоциональный интеллект; когнитивная эмпатия; имплицитные теории эмоции; имплицитные теории личности

DOI: 10.11621/vsp.2021.01.05

Доступно в on-line версии с: 30.03.2021

Номер 1, 2021