Логотип журнала Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология.
ISSN 0137-0936
eISSN 2309-9852
En Ru
ISSN 0137-0936
eISSN 2309-9852

Осознанная саморегуляция как метаресурс достижения целей и разрешения проблем жизнедеятельности

Аннотация

Актуальность. В кризисных политических, экономических, социальных и экологических условиях большое значение приобретают поиск и исследование психологических ресурсов человека, позволяющих успешно справляться с привычными и новыми задачами жизнедеятельности в условиях, когда изменяются миропорядок и привычный образ жизни.

Цель данной статьи заключается в обобщении результатов теоретических и эмпирических исследований для развития ресурсного подхода к исследованию осознанной саморегуляции жизнедеятельности человека как системы психологических средств осознанного выдвижения целей и управления их достижением. 

Методики и выборка. Положения ресурсного подхода были обоснованы теоретически и верифицированы в исследованиях лаборатории психологии саморегуляции ФГБНУ «Психологичекий институт РАО». Они выполнены на объемных выборках школьников, студентов, профессионалов. Были использованы когнитивные, личностные и регуляторные методики, как опросные, так и экспериментальные. При организации исследований применялся кросс-секционный и лонгитюдный дизайн.

Результаты. Проведённое обобщение результатов эмпирических исследований позволило верифицировать развитые научные представления о том, что осознанная саморегуляция достижения целей является системой универсальных и специальных регуляторных ресурсов человека в зависимости от глобальности задач, для решения которых они предназначены. Реализующие эту систему регуляторные компетенции человека вносят вклад в продуктивные аспекты достижения учебных и профессиональных целей. Они также являются механизмом мобилизации, координации, медиации и накопления всей палитры других индивидуальных ресурсов и резервов человека для решения разнообразных задач жизнедеятельности. Среди этих задач – личностное саморазвитие и самовоспитание, профессиональное самоопределение, поддержание и повышение психологического благополучия.

Развитие ресурсов осознанной саморегуляции способствует успешному обучению и работе в условиях стремительной цифровизации, является основой адаптации и формирования новой самоорганизации жизни, а также препятствует развитию острых стрессовых реакций и негативных эмоциональных состояний в условиях пандемии коронавируса.

Вывод. Осознанная саморегуляция является метаресурсом человека, так как не только вносит значимый вклад в достижение целей практической деятельности, но и способствует решению более широких задач жизнедеятельности. 

Благодарности: Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского научного фонда в рамках научного проекта № 20-18-00470 «Саморегуляция и школьная вовлеченность как психологические ресурсы академической успешности: лонгитюдное исследование».

Литература

Бодров В.А., Обознов А.А., Турзин, П.С. Информационный стресс в операторской деятельности // Психологический журнал. 1998. T. 19. № 5. С. 38–53.

Булгакова О.С. Иммунитет и различные стадии стрессорного воздействия // Успехи современного естествознания. 2011. № 4. С. 31–35.

Веракса А.Н. и др. Связь регуляторных функций и показателей функциональной физической подготовки у детей дошкольного возраста: обзор исследований // Вопросы психологии. 2020. №. 2. С. 103–118.

Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проблема средств в цифровом обучении // Педагогика. 2020. № 4. С. 17–26.

Ветлугина Т.П., Никитина В.Б., Невидимова Т.И., Лобачева О.А., Батухтина Е.И., Стоянова И.Я., Семке В.Я. Система иммунитета и уровень тревожности при адаптации человека к новым условиям жизнедеятельности // Фундаментальные исследования. 2012. Т. 1. № 9. С. 17–21.

Журавлев А.Л. Коллективный субъект как феномен и понятие в современной психологии // Разработка понятий современной психологии. 2018. С. 116–161.

Ишмуратова Ю.А., Моросанова В.И. Осознанная саморегуляция как ресурс эффективности решения профессиональных задач у новичков и специалистов // Личностные и регуляторные ресурсы достижения образовательных и профессиональных целей в эпоху цифровизации (22–23 октября 2020). М.: Знание-М, 2020. С. 524–535.

Кондратюк Н.Г., Моросанова В.И. Стилевые особенности осознанной саморегуляции школьников различных профилей обучения // Личность, интеллект, метакогниции: исследовательские подходы и образовательные практики. Материалы II Международной научно-практической конференции. Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, 2017. С. 89–97.

Конопкин О.А. Общая способность к саморегуляции как фактор субъектного развития // Вопросы психологии. 2004. № 2. С. 128–135.

Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. Предисл. В.И. Моросановой. М.: ЛЕНАНД, 2011.

Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Структурно-интегративный подход к анализу функциональных состояний: история создания и перспективы развития // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2019. №. 1. С. 13–33.

Моросанова В.И. Дифференциальный подход к психической саморегуляции: исследование действий профессионала // Психологический журнал. 2012a. Т. 33. № 3. С. 98–110.

Моросанова В.И.Саморегуляция и индивидуальность человека. М.: Наука, 2012b.

Моросанова В.И. Осознанная саморегуляция как психологический ресурс достижения учебных и профессиональных целей // Педагогика. 2016. № 10. С. 13–24.

Моросанова В.И. Осознанная саморегуляция как метасистема психологических ресурсов достижения целей и саморазвития человека // Фундаментальные и прикладные исследования современной психологии: результаты и перспективы развития / Отв. ред. А.Л. Журавлёв, В.А. Кольцова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН». 2017. С. 501–509.

Моросанова В.И., АроноваЕ.А. Самосознание и саморегуляция поведения. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007.

Моросанова В.И., Бондаренко И.Н. Диагностика саморегуляции человека. М.: Когито-Центр: Университетское психологическое образование, 2015.

Моросанова В.И., Бондаренко И.Н. Общая способность к саморегуляции: операционализация феномена и экспериментальный подход к диагностике ее развития // Вопросы психологии. 2016. № 2. С. 109–123.

Моросанова В.И., Бондаренко И.Н. Диагностика осознанной саморегуляции учебной деятельности: новая версия опросника ССУД-М // Теоретическая и экспериментальная психология. 2017. № 2. С. 27–38.

Моросанова В.И., Бондаренко И.Н., Фомина Т.Г. Вклад исполнительных функций и осознанной саморегуляции в успешность по русскому языку в средней школе // Теоретическая и экспериментальная психология. 2019a. Т. 12. № 4. С. 54–66.

Моросанова В.И., Бондаренко И.Н., Фомина Т.Г. Осознанная саморегуляция и личностно-мотивационные особенности младших подростков с различной динамикой психологического благополучия // Психологическая наука и образование. 2019b. Т. 24. № 4. С. 5–21.

Моросанова В.И., Ванин А.В. Роль индивидуальных особенностей временной перспективы и осознанной саморегуляции при выборе профессии старшеклассниками // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2010. № 5 (13). [Электронный ресурс] // URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2010n5-13/384-morosanova-vanin13 (дата обращения: 30.11.2020).

Моросанова В.И., Индина Т.А. Психологические предпосылки принятия рациональных решений на материале голосования избирателей // Вопросы психологии. 2007. №. 6. С. 75–76.

Моросанова В.И., Кондратюк Н.Г., Гайдамашко И.В. Надежность осознанной саморегуляции как ресурс достижения целей в профессиях высокого риска // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2020. №. 1. С. 77–95. 

Моросанова В.И., Потанина А.М., Цыганов И.Ю. Личностные особенности и академическая успеваемость у школьников с различными профилями осознанной саморегуляции учебной деятельности // Педагогика. 2020. Т. 84. № 9. С. 29–44. 

Моросанова В.И., Филиппова Е.В. От чегозависит надежность действий учащихся на экзамене // Вопросы психологии. 2019. № 1. С. 65–78.

Моросанова В.И., Фомина Т.Г. Осознанная саморегуляция в системе психологических предикторов достижения учебных целей // Вопросы психологии. 2016. № 2. С. 124–135.

Моросанова В.И., Фомина Т.Г. Осознанная саморегуляция учебной деятельности как ресурс субъективного благополучия школьников при изменении условий обучения // Вопросы психологии. 2019. № 3. С. 62–74.

Моросанова В.И., Фомина Т.Г., Цыганов И.Ю. Осознанная саморегуляция и отношение к учению: типологические особенности учащихся как специальные ресурсы академической успешности // Вопросы психологии. 2017a. № 4. С. 64–75. 

Моросанова В.И., Фомина Т.Г., Цыганов И.Ю. Осознанная саморегуляция и отношение к учению в достижении учебных целей. М.; СПб.: Нестор-История, 2017b.

Моросанова В.И., Цыганов И.Ю., Ванин А.В., Филиппова Е.В. Осознанная саморегуляция и отношение к учению: их взаимосвязь и вклад в успешность обучения // Вопросы психологии. 2015. №. 5. С. 32–45.

Обознов А.АИнтерфейс как внешний ресурс человека-оператора по восприятию и преобразованию информации // Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. 2018. № 1 (86). С. 46–52.

Плахотникова И.В., Моросанова В.И. Развитие личностной саморегуляции. М.: Вербум, 2004.

Поваренков Ю.П., Цымбалюк А.Э. Оперативность развития системысаморегуляции профессиональной деятельности // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2019. Т. 16. № 4. С. 608–625.

Филиппова Е.В., Фомина Т.Г., Моросанова В.И. Программаразвития осознанной саморегуляции как средства повышения надежности учебных действий учащихся в ситуации экзамена и экспериментальная проверка ее эффективности // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2015. № 4. С. 55–65.

Фомина Т.Г., Потанина А.М., Моросанова В.И. Взаимосвязь школьной вовлеченности и саморегуляции учебной деятельности: состояние проблемы и перспективы исследований в России и за рубежом // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2020. Т. 17. № 3. С. 390–411.

Хазова С.А., Дорьева Е.А.Ресурсы субъектности: теория и практика исследования. Кострома, КГУ им. Н.А. Некрасова, 2012.

BakerL., DeWyngaertL.,& Zeliger-KandasamyA. (2015). Metacognition in comprehension instruction: New directions. Comprehension instruction: Research-based best practices, 72–87.

Baumeister R.F., Tice D.M., & Vohs K.D. (2018). The Strength Model of Self-Regulation: Conclusions From the Second Decade of Willpower Research. Perspectives on Psychological Science, 13 (2), 141–145.

Bondarenko I.N., Fomina T.G., Morosanova V.I. (2020). Regulatory predictors of linguistic competencies and academic achievement in native language among secondary school students. In European Proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBS. Vol. 91: PRRAEPGDA 2020. Personal and Regulatory Resources in Achieving Educational and Professional Goals in the Digital Age. (pp. 148–155). Future Academy. 

Converse P.D., Beverage M.S., Vaghef K., & Moore L.S. (2018). Self-control over time: Implications for work, relationship, and well-being outcomes. Journal of Research in Personality, 73, 82–92.

Craig K., Hale D., Grainger C., & Stewart M. (2020). Evaluating metacognitive self-reports: systematic reviews of the value of self-report in metacognitive / Metacognition and Learning research, 15, 155–213.

Fomina T.G., &Morosanova V.I. (2017). Self-regulation, Maths self-efficacy, Maths interest and Mathematics achievement. New Trends and Issues Proceedings on Humanities and Social Science, 4 (6), 33–40.

Fomina T.G., Burmistrova-Savenkova A.V., & Morosanova V.I. (2020). Self-Regulation and Psychological Well-Being in Early Adolescence: A Two-Wave Longitudinal Study. Behavioral Sciences, 10 (3), 67.

Fomina T.G., Filippova E.V., Morosanova V.I. (2020). Self-Regulation, Test Anxiety, Reliability And Success in The Final Exam: Structural Model. In European Proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBS. Vol. 91: PRRAEPGDA 2020. Personal and Regulatory Resources in Achieving Educational and Professional Goals in the Digital Age. (pp. 57–64). Future Academy.

Guterres A. (2020). We Need to Take Action to Address the Mental Health Crisis in This Pandemic. United Nations Secretaty-General. (Retrived from https://www.un.org/sg/en/content/sg/articles/2020-05-21/we-need-take-action-address-the-mental-healt... date:30.11.2020)).

Kumar A., & Somani A. (2020). Dealing with Corona virus anxiety and OCD. Asian Journal of Psychiatry, 51, 102053.

Linley P.A., Maltby J., Wood A.M., Osborne G., & Hurling R. (2009). Measuring happiness: The higher order factor structure of subjective and psychological well-being measures. Personality and individual differences, 47 (8), 878–884.

Mamun M.A., & Griffiths M.D. (2020). First COVID-19 suicide case in Bangladesh due to fear of COVID-19 and xenophobia: Possible suicide prevention strategies. Asian journal of psychiatry, 51, 102073.

Morosanova V.I. (2003). Extraversion and neuroticism: The typical profiles of self-regulation. European Psychologist, 8 (4), 279.

Morosanova, V.I. (2013). Self-regulation and personality. Procedia-Social and Behavioral Sciences, 86, 452–457.

Morosanova V.I., &Bondarenko I.N. (2017). The role of feedback type in self-regulation of learning goals achievement. The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS, 28–36. 

Morosanova V.I., Bondarenko I.N., Fomina T.G., & Burmistrova-Savenkova A.V. (2018a) Self-regulation, personality factors, academic motivation and math achievement in middle and senior school: variations across grade level. The European Proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBS, 43, 401–410.

Morosanova V.I., & Fomina T.G. (2017). Self-regulation as a Mediator in the Relationship between Anxiety and Academic Examination Performance. Procedia-Social and Behavioral Sciences, 237, 1066–1070.

Morosanova V.I., Fomina T.G., & Bondarenko I.N. (2015). Academic achievement: Intelligence, regulatory, and cognitive predictors. Psychology in Russia, 8 (3), 136.

Morosanova V.I., Fomina T.G, & Filippova E.V. (2020). The relationship between the conscious self-regulation of schoolchildren’s learning activity, their test anxiety level, and the final exam result in mathematics. Behavioral Science, 10 (1), 16.

Morosanova V.I., Fomina T.G., Kovas Y., & Bogdanova O.Y. (2016). Cognitive and regulatory characteristics and mathematical performance in high school students. Personality and Individual Differences, 90, 177–186.

Morosanova V.I., Gaidamashko I.V., Chistyakova S.N., Kondratyuk N.G., & Burmistrova-Savenkova, A.V. (2017). Regulatory and personality predictors of the reliability of professional actions. Psychology in Russia: State of the Art, 10 (4), 195–207.

MorosanovaV., Kondratyuk N., Gaidamashko I, Voytikova M. (2018b). Self-regulation and personality traits in overcoming acute and chronic stress. In The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS. ICPE 2018 – International Conference on Psychology and Education. In S. Malykh, E. Nikulchev (Eds). (pp. 460–470). Psychological Institute of Russian Academy of Education; Future Academy.

Morosanova V., Ovanesbekova M., Bondarenko I., Fomina T. (2018c). Conscious self-regulation of the learning activity in the students with differing dynamics of psychological well-being. In The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS. ICPE 2018 – International Conference on Psychology and Education. In S. Malykh, E. Nikulchev (Eds). (pp. 471–481). Psychological Institute of Russian Academy of Education; Future Academy.

Orkibi H., & Ronen T. (2017). Basic psychological needs satisfaction mediates the association between self-control skills and subjective well-being. Frontiers in psychology, 8, 936.

Pena-Ayala, A.,Cardenas, L. (2015). Personal self-regulation, self-regulated learning and coping strategies, in university context with stress. Metacognition: Fundaments, applications, and trends. In A. Peña-Ayala (Ed.). Vol. 76 (pp. 39–72). London: Springer.

Stankovska G., Memedi I., & Dimitrovski D. (2020). Coronavirus COVID-19 disease, mental health and psychosocial support. Society Register, 4 (2), 33–48.

Stefansson K.K., Gestsdottir S., Birgisdottir F., & Lerner R.M. (2018). School engagement and intentional self-regulation: A reciprocal relation in adolescence. Journal of adolescence, 64, 23–33.

Steinmayr R., Heyder A., Naumburg C., Michels J., & Wirthwein L. (2018). School-related and individual predictors of subjective well-being and academic achievement. Frontiers in psychology, 9, 2631.

Suldo S.M., Thalji-Raitano A., Kiefer S.M., & Ferron J.M. (2016). Conceptualizing high school students' mental health through a dual-factor model. School Psychology Review, 45 (4), 434–457.

van Genugten L., Dusseldorp E., Massey E.K., & van Empelen P. (2017). Effective self-regulation change techniques to promote mental wellbeing among adolescents: a meta-analysis. Health psychology review, 11 (1), 53–71.

Velichkovsky B.B., Bondarenko I.N., & Morosanova V.I. (2019). The relationship between executive functions and language competences in middle school children. Psychology in Russia: State of the Art, 12 (1), 104–117.

Wang M., Deng X., & Du X. (2018). Harsh parenting and academic achievement in Chinese adolescents: Potential mediating roles of effortful control and classroom engagement. Journal of school psychology, 67, 16–30.

Zinchenko Y.P., Morosanova V.I. Kondratyuk N.G., &Fomina T.G. (2020). Conscious Self-Regulation and Life Self-Organization during a Lockdown. Psychology in Russia: State of the art, 13 (4).

Статья на сайте ELibrary.ru Скачать в формате PDF

Поступила: 18.10.2020

Принята к публикации: 23.11.2020

Дата публикации в журнале: 30.03.2021

Ключевые слова: осознанная саморегуляция; метаресурс; специальные ресурсы; универсальные ресурсы; образование; благополучие; цифровизация; пандемия

DOI: 10.11621/vsp.2021.01.01

Доступно в on-line версии с: 05.12.2020

Номер 1, 2021