Логотип журнала Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология.
ISSN 0137-0936
eISSN 2309-9852
En Ru
ISSN 0137-0936
eISSN 2309-9852

Клинико-психологическое сопровождение детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом

Аннотация

Своевременная комплексная диагностика психосоциальных факторов, участвующих в становлении ДЦП у детей, их влияние на формирование детско-родительских отношений актуальна и практически значима. Негармоничное воспитание, эмоциональные нарушения и личностные характеристики родителя могут повлиять на психическое развитие ребенка, способствовать нарушениям психосоциальной адаптации. 

Цель исследования: выявить психологические характеристики детей с ДЦП и их матерей, определить особенности воспитания и детско-родительские взаимоотношения, провести клинико-психологическое сопровождение данного контингента с элементами когнитивно-поведенческой коррекции выявленных нарушений.

Методы исследования. Клиническая беседа и экспериментально-психологический метод, включающий: методы «Составления фигур» по 4 субтесту Векслера; метод рисуночных ассоциаций С. Розенцвейга (детский вариант) в модификации Н.В. Тарабриной, 1978; метод Рене Жиля, 1950; тест «СМОЛ», (В.П. Зайцев, 1981); метод «PARI» Е.С. Шефер, Р.К. Белл, в адаптации Т.В. Нещерет, 1984. Методы статистического анализа.

Выборка состояла: 1 группа – 37 детей дошкольного возраста с ДЦП в возрасте 5–6 лет (17 девочек и 20 мальчиков) и их матери в Муниципальном казенном учреждении г. о. Самара РЦ «Журавушка»; 2 группа – 37 условно здоровых детей того же возраста и пола в ГБУЗ СО Самарская городская детская поликлиника № 9.

Результаты исследования. Установлено, что у детей с ДЦП эмоциональное реагирование в ситуации фрустрации идет с высокими самообвинительными реакциями, низкой социально-психологической адаптацией и заниженной самооценкой. Детско-родительские отношения находятся в неоптимальном эмоциональном диапазоне. Проведена эффективная программа клинико-психологической когнитивно-поведенческой коррекции эмоциональных и поведенческих нарушений при ДЦП в детско-родительской группе.

Выводы. Выявлены психосоциальные факторы, влияющие на процессы адаптации детей дошкольного возраста при ДЦП. Семьи, имеющие детей с хроническими инвалидизирующими заболеваниями, такими как ДЦП, нуждаются в организации обучения и воспитания, включающих психокоррекционные и коррекционно-развивающие занятия

Литература

Бурлакова Н.С. Психическое развитие детей, переживших массовые бедствия: от изучения последствий к проектированию развития на основе культурно-исторического анализа // Национальный психологический журнал. 2018. № 1 (29). С. 17–29.

Киселева М.Г. Депрессия у детей младенческого и раннего возраста // Национальный психологический журнал. 2017. № 4 (28). С. 95–104. 

Ковшова О.С., Хрячкова Н.В. Формирование личности и психическая адаптация подростков с детским церебральным параличом // XIII Мнухинские чтения. Международная научная конференция «Расстройства личности, адаптации и поведения в детском и подростковом возрасте», СПб. 2015. С. 113–118.

Краснощёкова И.В., Ковшова О.С. Психологические характеристики личности матери, воспитывающей ребенка с психическим дизонтогенезом // Неврологический Вестник. 2019. № 3. С. 36-43.

Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. СПб.: Речь. 2006. 400 с.

Пятакова Г.В., Мамайчук И.И., Умнов В.В. Психологические защитные механизмы у детей с ДЦП в контексте материнского отношения к болезни ребенка // Ортопедия, травматология и восстановительная хирургия детского возраста. 2017. Т. 5. Вып. 3. С. 58–65.

Савина Е.А., Чарова О.Б. Особенности материнских установок по отношению к детям с нарушениями в развитии // Вопросы психологии. 2002. № 6. С. 15–23.

Серебрякова Т.А., Конева, И.А. и др. Эмпирический подход к изучению гендерных особенностей представлений о родительстве // Национальный психологический журнал. 2019. № 2 (34). С. 99–109.

Тихомирова B.C. Специфика оказания психологической помощи матерям, воспитывающих детей дошкольного возраста с ДЦП. // Сборник методических материалов «Клиническая психология. Наука и практика: пути интеграции» / Под ред. А.Н. Алехина, Е.Д. Глуховой, Е.А. Трифоновой. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена. 2013. С. 237–246.

Шевырева Е.Г., Запорожец А.В. Клинико-психологические особенности детей с церебральным параличом // Современный ученый. 2016. № 4. С. 30–32.

 

Arel, M. (2007) Mother's psychological distress 1 year after very preterm childbirth. Child Care Health, 2 (33), 137–143.

Herring, S. (2006) Behavior and emotional problems in toddlers with pervasive developmental disorders and developmental delay: associations with parental mental health and family functioning. Journal of Intellectual Disability Research, 50 (12), 874–882.

Okurowska-Zawada, B. (2011) Quality of life of parents of children with cerebral palsy. Progress in Health Sciences, Vol. 1 (1), 116–123.

 Rentinck, I.C.M. (2009) Parental adaptation in families of young children with cerebral palsy. Utrecht : Labor Grafimedia BV.

Vijesh, P.V. (2007) Stress among mothers of children with cerebral palsy attending spesial schools. Asia Pacific Disability Rehabilitation Journal, 18 (1), 76–92.

Скачать в формате PDF

Поступила: 02.07.2020

Принята к публикации: 23.07.2020

Дата публикации в журнале: 07.12.2020

Ключевые слова: детский церебральный паралич; дети дошкольного возраста; детско-родительские отношения; психология семьи; когнитивно-поведенческая психологическая коррекция

DOI: 10.11621/vsp.2020.04.10

Доступно в on-line версии с: 05.12.2020

Номер 4, 2020