Психология трудного детства. К 150-летию со дня рождения В.П. Кащенко (1870–1943)
Аннотация
Предметом обсуждения данной публикации выступил психологический анализ системы педагогической коррекции (лечебной педагогики) известного отечественного педагога, специалиста в области воспитания и обучения трудных детей Всеволода Петровича Кащенко. Автор останавливается на некоторых данных научной биографии В.П. Кащенко, имеющих непосредственное отношение к открытию им в 1908 году уникального лечебно-педагогического учреждения – санатория-школы для дефективных детей, которое обусловило появление в последующие годы, и особенно в советское время, сети специальных коррекционных заведений для детей с нарушениями развития.
Методы. В статье анализируются используемые В.П. Кащенко термины: «дефективный ребенок», «трудный ребенок», «исключительное детство». Понятие «трудный ребенок» было введено В.П. Кащенко для обозначения группы детей, отличающихся выраженными нарушениями поведения и особенностями характера, тормозящими их успешную социализацию, и в частности, вызывающими проблемы в усвоении учебной программы, и нередко уже в школьные годы приводящими к асоциальным формам поведения. Впоследствии содержание этого термина менялось, но в настоящее время оно применяется в значении, близком к тому, каким виделось В.П. Кащенко.
Далее дана общая характеристика разработанной В.П. Кащенко системы обучения-воспитания детей с нарушениями поведения, которая на практике доказала свою эффективность. Предпринята попытка выделения психологических оснований педагогической коррекции В.П. Кащенко и в качестве главного принципа назван принцип социальной обусловленности детской исключительности, в том числе трудностей характера, на коррекцию которых и была направлена разработанная В.П. Кащенко комплексная система методов. Психологический анализ педагогической системы В.П. Кащенко проводится с опорой на сложившиеся в отечественной науке представления о единстве обучения и развития, общности законов психического развития нормального ребенка и имеющего нарушения в развитии.
Результаты. В заключение делается вывод о перспективности обращения к научному наследию В.П. Кащенко как источнику психолого-педагогических сведений в области воспитания детей с нарушениями развития.
Статья приурочена к отмечаемому в этом году 150-летнему юбилею В.П. Кащенко.
Литература
Агеева З.М. Петр Петрович и Всеволод Петрович Кащенко // Журнал неврологии и психиатрии. 1999. №5. С. 50–52.
Агеева З.М. Страницы истории московской психиатрии. М.: НПО «У Никитских ворот», 2012.
Азбукин Д.И. Общественно-педагогическая деятельность В.П. Кащенко до и после Великой Октябрьской Социалистической революции // Ученые записки Моск. пед. ин-та им. В.И. Ленина. 1947. Т. 47. С. 101–109.
Дефективные дети и школа / Под ред. В.П. Кащенко. М.: Книгоиздательство К.И. Тихомирова, 1912.
Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991.
Выготский Л.С. Проблема культурного развития ребенка //Вестник Московского. университета Сер. 14. Психология. 1991а. № 4. С. 5–19.
Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.1. М.: Педагогика, 1982; Т. 5. М.: Педагогика, 1983.
Замский Х.С. Врачебно-педагогическая деятельность профессора Всеволода Петровича Кащенко и ее роль в развитии вспомогательной школы СССР // Ученые записки Моск. пед. ин-та им. В.И. Ленина. 1959. Т. 131. Вып. 7. С. 95–108.
Замский Х.С. Всеволод Петрович Кащенко (К 100-летию со дня рождения) // Дефектология. 1970. №5. С. 78–81.
Кащенко В.П. Нервность и дефективность в дошкольном и школьном возрастах. М.: «Школьная пресса», 2005.
Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков. М.: Просвещение, 1992.
Кащенко В.П., Крюков С.Н. Воспитание и обучение трудных детей. Москва, 1914.
Кащенко В.П., Мурашев Г.В. Исключительные дети. Их изучение и воспитание / С предисл. Н.А. Семашко. М.: Работник просвещения, 1929.
Лубовский В.И. Инклюзия – тупиковый путь для обучения детей с ограниченными возможностями // Специальное образование. 2016. № 4. С. 77–88.
Музей педологии и педагогики исключительно детства // Научно-прикладные и естественно-исторические музеи Москвы. Путеводитель. М.: Изд-во Московского Коммунального Хозяйства, 1926. С. 71–73.
Рубинштейн С.Л. Принцип творческой самодеятельности (К философским основам современной педагогики) // Ученые записки высшей школы г. Одессы. 1922. Т.2. С. 148–154.
Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976.
Санаторий-школа для дефективных детей в заведывании доктора В.П. Кащенко. М.: Городская типография, 1911.
Степанова М.А. В.П. Кащенко и Л.С. Выготский: к истории названия науки о дефективном ребенке // Вопросы психологии. 2017. № 3. С. 119–136.
Степанова М.А. Трудные дети // Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. / Под ред. В.В. Давыдов. М.: БРЭ, 1998. Т. 2. М – Я. С. 445–447.
Поступила: 07.06.2020
Принята к публикации: 01.07.2020
Дата публикации в журнале: 20.09.2020
Ключевые слова: педагогическая коррекция; лечебная (коррекционная) педагогика; дефективный ребенок; трудный ребенок; дефектология; специальная психология; В.П. Кащенко; Л.С. Выготский
DOI: 10.11621/vsp.2020.03.11
Доступно в on-line версии с: 20.09.2020
-
Для цитирования статьи:
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная