Риски информационной социализации как проявление кризиса современного детства
Аннотация
Актуальность статьи обусловлена кризисным характером современного детства и рисками информационной социализации, находящими отражение в обесценивании взросления, утрате ведущей роли образования, росте девиантного поведения детей и подростков. Социальная аномия и культурная депривация создают разнородную информационную среду, порождающую риски пропаганды культа насилия, жестокости, экстремизма, суицидального поведения, вовлечения детей и подростков в потребление психоактивных веществ, формирования интернет-зависимости и игровой компьютерной зависимости.
Цель статьи – анализ возможностей управления рисками информационной социализации как проявление кризиса детства.
Методы – теоретического и сравнительного анализа, обобщения.
Основные результаты. Выделены риски информационной социализации, связанные с низким уровнем информационной безопасности. Выделены и определены значимые возрастные психологические особенности ребенка, которые определяют эффект психологического воздействия информационной продукции на развитие ребенка, специфицированные для дошкольного, младшего школьного, младшего и старшего подросткового возраста. Дана сравнительная характеристика особенностей познавательной деятельности и умственного развития; степени уязвимости ребенка к воздействию вредного контента; сохранения психологического благополучия; степени готовности к подражанию социальным моделям поведения, представленным в Интернете. Определены задачи, связанные с необходимостью обеспечения информационной безопасности детей и подростков.
Выводы. Учет возрастных психологических особенностей позволит создать эффективную систему управления рисками информационной социализации детей. Такая система включает задачи возрастной классификации информационной продукции и конструирования развивающего контента информационной среды. Создание междисциплинарного научного направления социальной экологии детства позволит существенно продвинуться на пути преодоления кризиса современного детства.
Литература
Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 годы. Утверждена Указом Президента Российской Федерации 1 июня 2012 года.
Концепция информационной безопасности детей. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2015 г. № 2471.
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1999.
Белинская Е.П., Гавриченко О.В.Самопрезентация в виртуальном пространстве: феноменология и закономерности // Психологические исследования (электронный журнал). 2018. Том 11. № 60 [Электронный ресурс] С. 12 // URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 15.06.2020).
Бурменская Г.В., Захарова Е.И., Карабанова О.А., Лебедева Н.Н., Лидерс А.Г. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. М.: Московский психолого-социальный институт, 2007.
Венгер А.Л., Слободчиков В.И., Эльконин Б.Д.Проблема детской психологии и творчество Д.Б. Эльконина // Вопросы психологии 1988. № 3. С. 20–29.
Горный Е.А.Онтология виртуальной личности. Бытие и язык: Сб. статей по материалам международной конференции. Новосибирск: Новосибирский институт экономики, психологии и права (Новосибирский классический институт); Новосибирское книжное издательство. 2004. С. 78–88.
Защита детей от жестокого обращения / Под ред. Е.Н. Волковой. СПб: 2007. 254 с.
Карабанова О.А.Телевидение и СМИ как фактор социализации в детском и подростковом возрасте// Информационная и психологическая безопасность в СМИ/ Под ред. Я. Засурского, А.И. Донцова. М.: Аспект Пресс. В 2-х т. Т. 2. 2008. С. 201–217.
Карабанова О.А., Молчанов С.В. Риски негативного воздействия информационной продукции на психическое развитие и поведение детей и подростков // Национальный психологический журнал. 2018. № 3 (31). С. 37–46.
Мид М. Культура и мир детства. М.: Наука, 1988.
Постман Н. Исчезновение детства // Отечественные записки . 2004. № 3. С.7–15.
Солдатова Г.У. Цифровая социализации в культурно-исторической парадигме: изменяющийся ребенок в изменяющемся мире // Социальная психология и общество. 2018. Т. 9. № 3. С. 71–80.
Фельдштейн Д.И. Изменяющийся ребенок в изменяющемся мире: психолого-педагогические проблемы новой школы // Национальный психологический журнал. 2010. № 2 (4). С. 6–11.
Эльконин Б.Д. Кризис детства и основания проектирования форм детского развития // Вопросы психологии. 1992. №3. С. 7–14.
Bandura, A., Ross, D. & Ross, S.A. (1963). Imitation of film-mediated aggressive models //Journal of Abnormal and Social Psychology,66, 3–11. doi: 10.1037/h0048687
Postman N.(1994) The Disappearance of Childhood. New York: Vintage Books, a division of Random House, Inc.
Поступила: 02.07.2020
Принята к публикации: 23.07.2020
Дата публикации в журнале: 15.09.2020
Ключевые слова: кризис детства; риски информационной социализации; информационная безопасность; уязвимость детей; возрастная маркировка информационной продукции
DOI: 10.11621/vsp.2020.03.01
Доступно в on-line версии с: 20.09.2020
-
Для цитирования статьи:
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная