Специфика прогнозирования у дошкольников с нарушением слуха
Аннотация
Актуальность. В статье рассматривается проблема способности к прогнозированию (предвосхищению событий будущего) у детей дошкольного возраста с нарушением слуха. Немаловажное значение в социальной адаптации детей с нарушением слуха занимает способность предвосхищать результаты своего взаимодействия с окружающим социальным миром. Прогнозирование у дошкольников с нарушением слуха является довольно малоизученной темой. Встречаются исследования о каком-либо одном виде предвосхищения, например, эмоциональном. Исходя из анализа предыдущих исследований, значимым является подробное изучение особенностей структурно-функциональных характеристик прогностической способности детей с нарушением слуха в сравнении с детьми с сохранным слухом.
Цель исследования. Изучить способность к предвосхищению ситуаций будущего у дошкольников с нарушением слуха.
Методики и выборка. В исследовании приняли участие 50 детей в возрасте 5–7 лет с нарушениями слуха и с сохранным слухом, посещающие дошкольные образовательные учреждения Республики Татарстан. Были использованы методики: «Угадайка» (Л.И. Переслени, В.Л. Подобед), авторская методика «Прогностические истории», разработанная преподавателями Казанского федерального университета.
Результаты. У детей с нарушением слуха выявлены неэффективные способы осуществления прогностической деятельности, нерациональные стратегии прогнозирования, трудности прогнозирования в определенных сферах отношений и видах деятельности, а также проблемы усвоения правил в нормативной ситуации.
Выводы. Эмпирическое исследование подтвердило значимость внешней регуляции в социальной жизни ребенка с нарушением слуха, благодаря которой способность к прогнозированию у детей проявляется более успешно в организованной деятельности, чем в свободной. Наиболее развитой сферой отношений у детей с нарушением слуха является сфера ребенок – родитель. В собственном прогнозе детям с нарушением слуха более свойственна пассивная позиция, в большинстве ситуаций в качестве субъектов будущих событий дети указывали на других участников ситуации, чаще взрослых.
Благодарность. Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научно-исследовательского проекта № 19-013-00251 «Прогнозирование как ресурс социализации детей с ограниченными возможностями здоровья: структурно-функциональная модель».
Литература
-
Ахметзянова А.И. Особенности антиципационной деятельности при общем недоразвитии речи у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дисс... канд. психол. наук. Казань, 2004.
-
Денисова О.А., Леханова О.Л., Голицина Н.В. Проблемы и пути прогнозирования угроз социального развития детей с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Череповецкого государственного университета. 2012. Т. 3. № 4. С. 97–101.
-
Денисова О.А., Леханова О.Л. Угрозы социальному развитию детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном, младшем школьном и подростковом возрасте // Вестник Череповецкого государственного университета. 2012. Т. 1. № 1 (36). С. 98–102.
-
Запорожец А.В. Избранные психологические труды в 2-х томах. М.: Педагогика, 1986.
-
Леханова О.Л. Состояние когнитивных предпосылок речи у детей с речевым недоразвитием // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. 2008. № 3. С. 157–165
-
Ломов Б.Ф., Сурков Е.Н. Антиципация в структуре деятельности. М.: Наука, 1980.
-
Пантелеева Г.В. Определение термина антиципация в отечественной психологии // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2019. № 8 (174). С. 282–288
-
Переслени Л.И., Мастюкова Е.М., Чупров Л.Ф. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня умственного развития младших школьников: учебно-методическое пособие. Абакан: АГПИ, 1990.
-
Венгер Л.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. М.: Педагогика, 1986.
-
Реан А.А. Факторы риска девиантного поведения: семейный контекст // Национальный психологический журнал. 2015. № 4(20). С. 105–110.
-
Регуш Л.А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего. СПб.: Речь, 2003.
-
Сергиенко Е.А. Принципы психологии развития: современный взгляд. // Психологические исследования. 2012. Т. 5. № 24. С. 1. [Электронный ресурс] // URL: http://psystudy.ru. (Дата обращения: 20.04.2020).
-
Сироткина Т.Ю. О некоторых особенностях развития механизма эмоционального предвосхищения результата у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха // Вестник череповецкого государственного университета. 2014. №5(58). С.102–105.
-
Лубовский В.И. Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2005.
-
Тарасов Д.Ю. Прогностические аспекты в педагогических исследованиях // Вестник КРСУ. 2015. Т. 15. № 6. С. 166–169.
-
Черенкова Л.В., Соколова Л.В. Особенности реализации механизмов антиципации у детей дошкольного возраста с атипичным развитием и их влияние на формирование когнитивной и социальной компетентности. Психология личности: традиции и современность: материалы международной научной конференции / Под ред. Н.В. Гришиной, С.Н. Костроминой, И.Р. Муртазиной, М.О. Аванесян. СПб.: Айсинг, 2018.
-
Bamford C., & Lagattuta K.H. (2019) Optimism and wishful thinking: Consistency across populations in Children’s expectations for the future. [Electronic resource]. Child Development. URL:https://srcd.onlinelibrary.wiley.com/doi/abs/10.1111/cdev.13293(date of retrieval: 20.04.2020)
-
Coughlin C., Robins R.W. and Ghetti S. (2019) Development of Episodic Prospection: Factors Underlying Improvements in Middle and Late Childhood. Child Development, 90, 1109–1122.
-
Georgieva D. & Koleva A. & Valchev G. (2018) Anticipation in the cognitive structure of speechreading in deaf pupils. Trakia Journal of Science, 16, 83–89.
-
Lagattuta K.H., Tashjian S. & Kramer H.J. (2018) Does the Past Shape Anticipation for the Future? Contributions of Age and Executive Function to Advanced Theory of Mind. Zeitschrift für Psychologie, 226, 122-133.
-
Lara K.H., Lagattuta K.H., &Kramer H.J. (2019) Is There a Downside to Anticipating the Upside? Children's and Adults’ Reasoning About How Prior Expectations Shape Future Emotions. Child Development,90,1170–1184.
-
Lockhart K. & Goddu M. & Keil F. (2016) Overoptimism about future knowledge: Early arrogance? The Journal of Positive Psychology, 1–11.
-
Redshaw J., Leamy T., Pincus P., Suddendorf T. (2018) Young children's capacity to imagine and prepare for certain and uncertain future outcomes. PLoS One, 13(9):e0202606.
-
Suddendorf T. & Nielsen M. & Gehlen R. (2011) Children's capacity to remember a novel problem and to secure a future solution. Developmental science, 14,26-33.
-
Suddendorf T. (2017) The Emergence of episodic foresight and its consequences. Child development perspectives, 11(3), 191–195.
-
Suddendorf T., Redshaw J. (2013) The development of mental scenario building and episodic foresight. Annals of the New York Academy of Sciences, 1296(1), 135–153.
-
Wente A.O., Goddu M.K., Garcia T., Posner, E., Fernández F. & Gopnik A. (2019) Young Children Are Wishful Thinkers: The Development of Wishful Thinking in 3‐ to 10‐Year‐Old Children. Child Development. URL: https://srcd.onlinelibrary.wiley.com/doi/abs/10.1111/cdev.13293(date of retrieval: 20.04.2020)
Поступила: 21.04.2020
Принята к публикации: 11.05.2020
Дата публикации в журнале: 22.06.2020
Ключевые слова: прогнозирование; нарушения слуха; дошкольный возраст
DOI: 10.11621/vsp.2020.02.08
Доступно в on-line версии с: 22.06.2020
-
Для цитирования статьи:
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная