Социально-психологическая поддержка как фактор психологического благополучия подростков в различных жизненных ситуациях
Аннотация
Актуальность. Сравнительных исследований связи социально-психологической поддержки и благополучия подростков с выявлением ведущего источника поддержки в различных трудных жизненных ситуациях и в случаях нарушения социализации ранее не проводилось, однако современный социально-исторический и геополитический контекст (пандемия COVID-19, специальная военная операция) обуславливает необходимость поиска мер повышения психологического благополучия формирующегося молодого поколения, которое находится в наиболее уязвимом положении для негативных влияний окружающего мира.
Цель. Выявление особенностей социально-психологической поддержки от различных источников и ее связи с психологическим благополучием подростков в случаях резкого негативного изменения траектории социализации и в трудных жизненных ситуациях (COVID-19, контекст боевых действий, воспитательные колонии и следственные изоляторы, неблагополучные семьи и школа-интернат).
Методы. Сравнительный анализ актуальных теоретических и эмпирических исследований, посвященных изучению психологического благополучия подростков, находящихся в различных трудных ситуациях.
Результаты. В повседневных и трудных жизненных ситуациях воспринимаемая поддержка от семьи и друзей вносит наибольший вклад в благополучие подростков, но в случае дисфункциональных семей и отсутствия родительских фигур, воспитания в колониях, проживания в зоне боевых действий психолого-педагогическая поддержка от компетентного взрослого играет ключевую роль и выполняет замещающую функцию.
Выводы. По результатам теоретического анализа выявлены значимые взаимосвязи между аспектами психологического благополучия подростков и разными источниками социально-психологической поддержки (семья, друзья, учителя и воспитатели), особенно в случае резких изменений социальной ситуации развития при переживании кризисных и критических ситуаций.
Литература
Аргайл, М. (2003). Психология счастья. Санкт-Петербург: Изд-во «Питер».
Веселова, Е.К., Коржова, Е.Ю., Рудыхина, О.В., Анисимова, Т.В. (2021). Социальная поддержка как ресурс обеспечения субъективного благополучия студенческой молодежи. Социальная психология и общество, 12(1), 44–58. https://doi.org/10.17759/sps.2021120104
Выготский, Л.С. (2025). Психология развития. Избранные работы. Москва: Изд-во «Юрайт».
Галашева, О.С., Головей, Л.А. (2023). Психологическое благополучие и удовлетворенность жизнью в связи с социально-психологической адаптацией подростков. Мир науки. Педагогика и психология, 11(3), 1−5.
Головей, Л.А., Галашева, О.С. (2022). Повседневный стресс и удовлетворенность жизнью девушек подросткового возраста. Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология, 12(4), 431–448. https://doi.org/10.21638/spbu16.2022.403
Долгих, А.Г., Алмазова, О.В., Молчанов, С.В., Рягин, С.Н. (2025а). Связь базисных убеждений с образом мира и восприятием отношений со значимыми другими у подростков, проживающих в различных жизненных условиях. Российский психологический журнал, 25(2), 6−27. https://doi.org/10.21702/1nmagc39
Долгих, А.Г., Шайгерова, Л.А., Алмазова, О.В., Ваханцева, О.В., Максименко, Е.Г., Султанова, И.В. (2025b). Исследование психологического благополучия студентов и сотрудников вузов с целью выявления мишеней психологического воздействия и последующей реабилитации. В кн.: Научные основы комплексной психологической реабилитации, абилитации, ресоциализации и реадаптации ветеранов боевых действий и членов их семей: монография. Под ред. Ю.П. Зинченко. (С. 289–310). Москва: Изд-во Московского ун-та.
Жданова, Т.А., Филиппова, Е.В. (2024). Психологическое благополучие подростка: личностные качества и семейные отношения (по материалам зарубежных исследований). Современная зарубежная психология, 13(4), 51–63. https://doi.org/10.17759/jmfp.2024130405
Зинченко, Ю.П. (2011). Психология безопасности как социально-системное явление. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, (4), 4−11.
Казанцева, О.А., Гурьянова, Т.А. (2023). Роль социальной поддержки и произвольной регуляции в психологическом благополучии подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации. Российский социально-гуманитарный журнал, (3), 9. https://doi.org/10.18384/2224-0209-2023-2-1321
Леонтьев, Д.А. (2020). Счастье и субъективное благополучие: к конструированию понятийного поля. Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены, (1), 14–37. https://doi.org/10.14515/monitoring.2020.1.02
Лифинцев, Д.В., Серых, А.Б., Лифинцева, А.А. (2016). Социальная поддержка как фактор психического благополучия детей и подростков. Национальный психологический журнал, (4), 71–78. https://doi.org/10.11621/npj.2016.0409
Моросанова, В.И., Бондаренко, И.Н., Фомина, Т.Г. (2019). Осознанная саморегуляция и личностно-мотивационные особенности младших подростков с различной динамикой психологического благополучия. Психологическая наука и образование, 24(4), 5–21.
Осин, Е.Н., Леонтьев, Д.А. (2020). Краткие русскоязычные шкалы диагностики субъективного благополучия: психометрические характеристики и сравнительный анализ. Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены, (1), 117–142. https://doi.org/10.14515/monitoring.2020.1.06
Рассказова, Е.И. (2012). Качество жизни как междисциплинарная проблема: теоретические подходы и диагностика качества жизни в психологии, социологии и медицине. Теоретическая и экспериментальная психология, 5(2), 59–71.
Руппель, Т.В., Кохан, С.Т., Лоншакова, К.Р. (2024). Зависимость психического здоровья от разнообразия форм психосоциальной поддержки студентов, обучающихся на младших курсах. Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта, (3), 3. https://doi.org/10.14258/zosh(2024)3.03
Силантьева, Т.А. (2014). Операционализация конструкта «социальная поддержка». Современная зарубежная психология, 3(4), 57–70.
Ушков, Ф.И., Шайгерова, Л.А., Долгих, А.Г., Алмазова, О.В. (2020). Воспитатели и психологи колоний как «значимые другие» для несовершеннолетних правонарушителей в период отбывания наказания. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, (3), 88–119. https://doi.org/10.11621/vsp.2020.03.05
Шайгерова, Л.А., Долгих, А.Г., Ушков, Ф.И., Алмазова, О.В. (2019). Роль различных источников социально-психологической поддержки в субъективном благополучии несовершеннолетних, ожидающих решения суда в следственном изоляторе. Прикладная юридическая психология, (4), 39–49.
Эльконин, Д.Б. (2001). Психология развития. Москва: Изд-во «Академия».
Эриксон, Э.Г. (1996). Детство и общество. Санкт-Петербург: Изд-ва «Ленато»; «АСТ»; «Университетская книга».
Alsubaie, M.M., Stain, H.J., Webster, L.A.D., Wadman, R. (2019). The role of sources of social support on depression and quality of life for university students. International Journal of Adolescence and Youth, 24(4), 484–496. https://doi.org/10.1080/02673843.2019.1568887
Antaramian, S.P., Huebner, E., Valois, R.F. (2008). Adolescent life satisfaction. Applied Psychology: An International Review, 57, 112–126. https://doi.org/10.1111/j.1464-0597.2008.00357.x
Ban, Y., Xu, C., Liu, Z., Li, Y., Han, Y., Xi, W., Li, F., Wang, Q., Zhang, X., Zhang, X., Gao, L. (2025). The impact of family structure on depressive symptoms in secondary school students: The mediating role of emotional neglect. Journal of Psychiatric Research, 186, 154–162. https://doi.org/10.1016/j.jpsychires.2025.04.022
Bokhorst, C.L., Sumter, S.R., Westenberg, P. (2010). Social Support from Parents, Friends, Classmates, and Teachers in Children and Adolescents Aged 9 to 18 Years: Who Is Perceived as Most Supportive? Social Development, 19, 417–426. https://doi.org/10.1111/j.1467-9507.2009.00540.x
Bradburn, N.M. (1969). The structure of psychological well-being. Chicago: Aldine Publ.
Casas, F., Bălţătescu, S., Bertran, I., González, S., Hatos, A. (2013). School satisfaction among adolescents: testing different indicators for its measurement and its relationship with overall life satisfaction and subjective well-being in Romania and Spain. Social Indicators Research, 111, 665–681.
Chu, P., Saucier, D.A., Hafner, E. (2010). Meta-analysis of the relationships between social support and well-being in children and adolescents. Journal of Social and Clinical Psychology, 29, 624–645. https://doi.org/10.1521/jscp.2010.29.6.624
Cooper, K., Hards, E., Moltrecht, B., Reynolds, S., Shum, A., McElroy, E., Loades, M. (2021). Loneliness, social relationships, and mental health in adolescents during the COVID-19 pandemic. Journal of Affective Disorders, 289, 98–104. https://doi.org/10.1016/j.jad.2021.04.016
Corell, M., Chen, Y. (2022). Subjective health complaints in early adolescence reflect stress: A study among adolescents in Western Sweden. Scandinavian Journal of Public Health, 50, 516–523.
Diener, E. (1984). Subjective well-being. Psychological Bulletin, 95, 542–575
Diener, E. (2006). Guidelines for national indicators of subjective well-being and ill-being. Journal of Happiness Studies: An Interdisciplinary Forum on Subjective Well-Being, 7(4), 397–404. https://doi.org/10.1007/s10902-006-9000-y
Diener, E., Wirtz, D., Tov, W., Kim-Prieto, C., Choi, D., Oishi, S., Bisqas-Diener, R. (2010). New well-being measures: short scales to assess flourishing and positive and negative feelings. Social Indicators Research, 97, 143–156.
Dinisman, T., Montserrat, C., Casas, F. (2012). The subjective well-being of Spanish adolescents: variations according to different living arrangements. Children and Youth Services Review, 34, 2374–2380.
Gawrych, M., Cichoń, E., Kiejna, A. (2023). Social support against depression in young adults' group during COVID-19 pandemic. Psychiatria Polska, 57(5), 1063–1076. https://doi.org/10.12740/PP/OnlineFirst/147433
Goddard, J.A., Pagnotta, V.F., Duncan, M.J., Sudiyono, M., Pickett, W., Leatherdale, S.T., Patte, K.A. (2024). A prospective study of financial worry, mental health changes and the moderating effect of social support among Canadian adolescents during the COVID-19 pandemic. Health Promotion and Chronic Disease Prevention in Canada: Research, Policy and Practice, 44(3), 101–111. https://doi.org/10.24095/hpcdp.44.3.04
Guo, J., Li, M., Wang, X., Ma, S., Ma, J., (2020). Being bullied and depressive symptoms in Chinese high school students: The role of social support. Psychiatry Research, 284, 112676. https://doi.org/10.1016/j.psychres.2019.112676
Huppert, F.A., So, T.T.C. (2013). Flourishing Across Europe: Application of a New Conceptual Framework for Defining Well-Being. Social Indicators Research, 110(3), 837–861. https://doi.org/10.1007/s11205-011-9966-7
Huang, L., Zhang, T. (2022). Perceived social support, psychological capital, and subjective well-being among college students in the context of online learning during the COVID-19 pandemic. The Asia-Pacific Education Researcher, 31(5), 563–574. https://doi.org/10.1007/s40299–021–00608–3
Jamil, B., Su, J. (2025). Multidimensional social support and associations between COVID-19 stress and depressive/anxiety outcomes among Hispanic/Latinx and White first-year college students. Journal of American College Health, 73(4), 1490–1501. https://doi.org/10.1080/07448481.2023.2299413
Kazemi, K., Esfahani, H., Amiri, H., Tavan, A., Farahmandnia, H. (2023). Post-traumatic growth and perceived social support in young adolescents during the COVID-19 pandemic. Journal of Emergency Practice and Trauma, 9(1), 38–43. https://doi.org/10.34172/jept.2022.27
Keyes, C.L.M. (2005). Mental illness and/or mental health? Investigating axioms of the complete state model of health. Journal of Consulting and Clinical Psychology, 73(3), 539–548. https://doi.org/10.1037/0022-006X.73.3.539
Layman, H.M., Mann, M.J., Smith, M.L., Kogan, S.M., Kristjansson, A.L. (2023). Social Support and Perceptions of COVID-19-related Emotional Impact on Mental Health Among Early Adolescents in Appalachia. Journal of School Health, 93(5), 370–377. https://doi.org/10.1111/josh.13296
Li, F., Luo, S., Mu, W., Li, Y., Ye, L., Zheng, X., Xu, B., Ding, Y., Ling, P., Zhou, M., Chen, X. (2021). Effects of sources of social support and resilience on the mental health of different age groups during the COVID-19 pandemic. BMC Psychiatry, 21(1), 16. https://doi.org/10.1186/s12888-020-03012-1
Li, H., Law, W., Zhang, X., Xiao, N., (2023). Social support and emotional well-being among boarders and day school students: A two-wave longitudinal study. Children and Youth Services Review, 155, 1–14. https://doi.org/10.1016/j.childyouth.2023.107217
Lyubomirsky, S., Lepper, H.S. (1999). A Measure of Subjective Happiness: Preliminary Reliability and Construct Validation. Social Indicators Research, 46(2), 137–155. https://doi.org/10.1023/a:1006824100041
Magson, N.R., Freeman, J.Y.A., Rapee, R.M., Richardson, C.E., Oar, E.L., Fardouly, J. (2021). Risk and Protective Factors for Prospective Changes in Adolescent Mental Health during the COVID-19 Pandemic. Journal of Youth and Adolescence, 50(1), 44–57. https://doi.org/10.1007/s10964-020-01332-9
Michalos, A.C. (1985). Multiple discrepancies theory (MDT). Social Indicators Research, 16, 347–413.
Min, W.U., Liu, Z.G., Liang, L.C. (2016). Parent-child relationship impact on children's mental development. Journal of Beijing Normal University, 5, 55–63.
Novak, D., Kawachi, I. (2015). Influence of different domains of social capital on psychological distress among Croatian high school students. International Journal of Mental Health Systems, 9, 1–7. https://doi.org/10.1186/s13033-015-0010-1
Oberle, E., Schonert-Reichl, K.A., Zumbo, B.D. (2011). Life satisfaction in early adolescence: personal, neighborhood, school, family, and peer influences. Journal of Youth and Adolescence, 40, 889–901. https://doi.org/10.1007/s10964-010-9599-1
Piotrowska, P.J., Stride, C.B., Croft, S.E. (2015). Socioeconomic status and antisocial behaviour among children and adolescents: A systematic review and meta-analysis. Clinical Psychology Review, 35, 47–55.
Poudel, А., Gurung, В., Khanal, G.P. (2020). Perceived social support and psychological wellbeing among Nepalese adolescents: the mediating role of self-esteem. BMC Psychology, 8(1), 43. https://doi.org/10.1186/s40359-020-00409-1
Proctor, C., Linley, P., Maltby, J. (2010). Very happy youths: benefits of very high life satisfaction among adolescents. Social Indicators Research, 98, 519–532.
Rainisch, B.W. (2010). Parent-child and sibling relationship effects on adolescent mental health: Looking at family structure through Add Health. In the 138st APHA Annual Meeting and Exposition (November 6–10, 2010). Denver.
Ryan, R.M., Deci, E.L. (2001). On happiness and human potentials: A review of research on hedonic and eudaimonic well-being. Annual Review of Psychology, 52, 141–166. https://doi.org/10.1146/annurev.psych.52.1.141
Ryff, C.D., Singer, B. (2008). Know Thyself and Become What You Are: A Eudaimonic Approach to Psychological Well-Being. Journal of Happiness Studies, 9(1), 13–39.
Seligman, M. (2011). Flourish: A Visionary New Understanding of Happiness and Well-being. New York: Free Publ.
Shaigerova, L., Almazova, O., Dolgikh, A., Zinchenko, Y. (2022a). Dynamics of indicators of mental health and mental wellbeing among university students during the first year of the COVID-19 pandemic. In: A. Fiorillo, S. Frangou, U. Volpe, (eds.). European Psychiatry, 65(S1): Abstracts of the 30th European Congress of Psychiatry. (p. 503–504). Cambridge: Cambridge Univ. Press. https://doi.org/10.1192/j.eurpsy.2022.1280
Shaigerova, L., Almazova, O., Vakhantseva, O., Shilko, R. (2022b). Positive and negative affects in university students at the beginning of the COVID-19 pandemic and a year after it was announced. In: A. Fiorillo, S. Frangou, U. Volpe, (eds.). European Psychiatry, 65(S1): Abstracts of the 30th European Congress of Psychiatry. (p. 508). Cambridge: Cambridge Univ. Press. https://doi.org/10.1192/j.eurpsy.2022.1293
Singh, S., Lal, R. (2012). A study of subjective well-being of adolescents in relation to big five factors of personality. Journal of Psychosocial Research, 7(1), 33–42.
Singstad, M.T., Wallander, J.L., Greger, H.K., Lydersen, S., Kayed, N.S. (2021). Perceived social support and quality of life among adolescents in residential youth care: A cross-sectional study. Health and Quality of Life Outcomes, 19(1), 29. https://doi.org/10.1186/s12955-021-01676-1
Suldo, S.M., Friedrich, A.A., White, T., Farmer, J., Minch, D., Michalowski, J. (2009). Teacher support and adolescents' subjective well-being: a mixed-methods investigation. School Psychology Review, 38, 67–85.
Tiliouine, H. (2015). School bullying victimization and subjective well-being in Algeria. Child Indicators Research, 8, 1–4. https://doi.org/10.1007/s12187-014-9286-y
Turska, E., Stępień-Lampa, N. (2021). Well-being of Polish university students after the first year of the coronavirus pandemic: The role of core self-evaluations, social support and fear of COVID-19. PLoS One, 16(11), e0259296. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0259296.
Wang, M.T., Toro, J.D., Scanlon, C.L., Schall, J.D., Zhang, A.L., Belmont, A.M., Voltin, S.E., Plevniak, K.A. (2021). The roles of stress, coping, and parental support in adolescent psychological well-being in the context of COVID-19: A daily-diary study. Journal of Affective Disorders, 294, 245–253. https://doi.org/10.1016/j.jad.2021.06.082
Waterman, A.S. (1993). Two conceptions of happiness: Contrasts of personal expressiveness (Eudaimonia) and hedonic enjoyment. Journal of Personality and Social Psychology, 64, 678–691.
Wu, H., Yi, Z., Guo, T. (2023). Can Social Support be Protective against Depressive Symptoms in Adolescents from 24 Low- and Middle-Income Countries? International Journal of Mental Health Promotion, 25(3), 375–387. https://doi.org/10.32604/ijmhp.2022.021505
Xing, J., Leng, L., Ho, R.T.H. (2021). Boarding school attendance and mental health among Chinese adolescents: The potential role of alienation from parents. Children and Youth Services Review, 127, 106074. https://doi.org/10.1016/j.childyouth.2021.106074
Yu, B., Luo, M., Liu, M., Zhou, J., Yang, S., Jia, P. (2021). Social Capital Changes After COVID-19 Lockdown Among Youths in China: COVID-19 Impact on Lifestyle Change Survey (COINLICS). Front Public Health, 9, 697068. https://doi.org/10.3389/fpubh.2021.697068
Zimet, Z.D., Dahlem, N.W., Zimet, S.G., Farley, G.K. (1988). The Multidimensional Scale of Perceived Social Support. Journal of Personality Assessment, 52(1), 30–41.
Zinchenko, Y.P., Shaigerova, L.A., Almazova, O.V., Shilko, R.S., Vakhantseva, O.V., Dolgikh, A.G., Veraksa, A.N., Kalimullin, A.M. (2021). The Spread of COVID-19 in Russia: Immediate Impact on Mental Health of University Students. Psychological Studies, 66(3), 291–302. https://doi.org/10.1007/s12646-021-00610-1
Zullig, K.J., Valois, R.F., Huebner, E., Drane, J. (2005). Adolescent health-related quality of life and perceived satisfaction with life. Quality of Life Research: An International Journal of Quality of Life Aspects of Treatment, Care & Rehabilitation, 14(6), 1573–1584. https://doi.org/10.1007/s11136-004-7707-y
Поступила: 04.08.2025
Принята к публикации: 24.09.2025
Дата публикации в журнале: 25.10.2025
Ключевые слова: подростки; психологическое благополучие; субъективное благополучие; психическое здоровье; социально-психологическая поддержка; источники поддержки; психолого-педагогическая поддержка
DOI: 10.11621/LPJ-25-42
Доступно в on-line версии с: 24.10.2025
Долгих, А.Г. (2025). Социально-психологическая поддержка как фактор психологического благополучия подростков в различных жизненных ситуациях. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 48(4), 84-108. https://doi.org/10.11621/LPJ-25-42
скопировано

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная
















