Логотип журнала Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология.
ISSN 0137-0936
eISSN 2309-9852
En Ru
ISSN 0137-0936
eISSN 2309-9852

Особенности отношения к цифровым образовательным технологиям у преподавателей с разным стажем работы в вузе

Аннотация

Актуальность. Субъективное отношение к цифровым технологиям может как способствовать, так и препятствовать оптимальному использованию этих технологий в учебном процессе, что определяет актуальность исследования различных факторов отношения преподавателей к цифровым образовательным технологиям (ЦОТ).

Цель. Выявление особенностей отношения к ЦОТ, рассматриваемого на основе трехсторонней модели аттитюда, и его личностных и мотивационных факторов у преподавателей с разным стажем работы в вузе.

Выборка. В исследовании приняли участие 184 преподавателя (78,3% — женщины) российских вузов в возрасте от 22 до 83 лет: 53 преподавателя со стажем преподавания 0,5–5 лет, 60 преподавателей — 6–19 лет, 71 преподаватель — 20–60 лет.

Методы. Авторская «Шкала отношения преподавателей к ЦОТ»; «Опросник профессиональной мотивации (ОПМ)» в адаптации Е.Н. Осина и др., русскоязычная версия Пятифакторного опросника (FFI), адаптированного М.В. Бодуновым и С.Д. Бирюковым.

Результаты. Большинство исследованных преподавателей вне зависимости от стажа работы достаточно позитивно относятся к ЦОТ, во всех группах наиболее выраженным является эмоциональный компонент, наименее — поведенческий, значимые различия между группами зафиксированы только по когнитивному компоненту ЦОТ. Предикторами отношения к ЦОТ в общей выборке являются внутренняя мотивация и добросовестность, в группе со стажем 0,5–5 лет — интегрированная мотивация, в группе со стажем 6–19 лет — внутренняя мотивация, в группе со стажем 20–60 лет — эмоциональная стабильность и экстраверсия.

Выводы. Особенности отношения к ЦОТ у преподавателей с разным педагогическим стажем проявляются не столько в выраженности эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов этого отношения, сколько в их связях с видами профессиональной мотивации и личностными чертами, что необходимо учитывать при разработке программ психологической поддержки и повышения квалификации преподавателей в цифровую эпоху.

Литература

Бычкова, П.А. (2023). Личностные черты и мотивация как предикторы отношения к цифровым образовательным технологиям у студентов и преподавателей: дисс. канд. психол. наук. Москва.

Курьян, М.Л., Воронина, Е.А. (2023). Форсированный переход на онлайн-обучение и новые возможности для участников образовательного процесса: обзор исследований. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика, 20(4), 772−790. https://doi.org/10.22363/2313-1683-2023-20-4-772-790

Мясищев, В.Н. (1995). Психология отношений: избранные психологические труды. Под ред. А.А. Бодалева. Москва: Изд-во Института практической психологии; Воронеж: Изд-во «МОДЭК».

Новикова, И.А., Бычкова, П.А. (2024). Отношение к цифровым образовательным технологиям у студентов: определение, диагностика, гендерные особенности. Теоретическая и экспериментальная психология, 17(1), 70−84. https://doi.org/10.11621/TEP-24-04

Осин, Е.Н., Горбунова, А.А., Гордеева, Т.О., Иванова, Т.Ю., Кошелева, Н.В., Овчинникова (Мандрикова), Е.Ю. (2017). Профессиональная мотивация сотрудников российских предприятий: диагностика и связи с благополучием и успешностью деятельности. Организационная психология, 7(4), 21−49.

Радчикова, Н.П., Одинцова, М.А., Сорокова, М.Г. (2023). Отношение преподавателей российских вузов к цифровой образовательной среде. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика, 20(2), 311−330. https://doi.org/10.22363/2313-1683-2023-20-2-311-330

Сорокова, М.Г., Одинцова, М.А., Радчикова, Н.П. (2021). Шкала оценки цифровой образовательной среды (ЦОС) университета. Психологическая наука и образование, 26(2), 52−65. https://doi.org/10.17759/pse.2021260205

Chye, S.Y., Liau, A.K., Liu, W.C. (2013). Student teachers' motivation and perceptions of e-portfolio in the context of problem-based learning. The Asia-Pacific Education Researcher, 22(4), 367−375. https://doi.org/10.1007/s40299-012-0022-4

Cretu, D.M., Ho, Y.-S. (2023). The impact of COVID-19 on educational research: A bibliometric analysis. Sustainability, 15(6), 5219. https://doi.org/10.3390/su15065219

Emelogu, N.U., Nwafor, C.K., Chigbu, G.U., Okoyeukwu, N.G., Eze, K.O. (2022). Awareness, proficiency and challenges in the use of emerging technologies by ESL university lecturers in the post COVID-19 ERA. Cogent Education, 9(1), 2084962. https://doi.org/10.1080/2331186x.2022.2084962

Guillén-Gámez, F.D., Mayorga-Fernández, M.J. (2020). Identification of variables that predict teachers' attitudes toward ICT in higher education for teaching and research: A study with regression. Sustainability, 12(4), 1312. https://doi.org/10.3390/su12041312

Karimi, P.A., Banihashem, S.K., Biemans, H. (2023). Teachers' attitude towards and experiences with e-learning tools at two universities in different phases of e-learning implementation. International Journal of Technology in Education and Science, 7(4), 571−599. https://doi.org/10.46328/ijtes.487

Li, M., Yu, Z. (2022). Teachers' satisfaction, role, and digital literacy during the COVID-19 pandemic. Sustainability, 14(3), 1121. https://doi.org/10.3390/su14031121

Lindfors, M., Pettersson, F., Olofsson, A.D. (2021). Conditions for professional digital competence: The teacher educators' view. Education Inquiry, 12(4), 390–409. https://doi.org/10.1080/20004508.2021.1890936

Mbangiwa, T., Lunga, P., Pule, J., Joina, E., Zivanai, W., Kalayakgosi, S. (2024). Attitudes of lecturers towards e-learning: BA ISAGO university. Asian Journal of Social Sciences and Management Studies, 11(3), 78−87. https://doi.org/10.20448/ajssms.v11i3.5996

Novikova, I.A., Bychkova, P.A., Shlyakhta, D.A., Novikov, A.L. (2023). Attitudes towards digital educational technologies scale for university students: Development and validation. Computers, 12(9), 176. https://doi.org/10.3390/computers1209017

Panisoara, I.O., Lazar, I., Panisoara, G., Chirca, R., Ursu, A.S. (2020). Motivation and continuance intention towards online instruction among teachers during the COVID-19 pandemic: The mediating effect of burnout and technostress. International Journal of Environmental Research and Public Health, 17(21), 8002. https://doi.org/10.3390/ijerph17218002

Pascua-Ramos, M.A., Lucas, J.C.C., Melad, A.L., Gerardo, J.M., Malenab, L.F.P., Lodivico, E.B. (2025). Evaluation of higher education teachers' attitudes toward online learning during the Covid-19 pandemic. Technoarete Transactions on Advances in Social Sciences and Humanities, 5(1), 1−7. https://doi.org/10.36647/ttassh/05.01.a001

Punia, P., Sangwan, A., Sangwan, A. (2022). Determinants of teacher's attitude towards online teaching and learning. Journal of Curriculum and Teaching, 11(8), 134−147. https://doi.org/10.5430/jct.v11n8p134

Romero Martínez, S.J., Ordóñez-Camacho, X.G., Guillen-Gamez, F.D., Bravo Agapito, J. (2020). Attitudes towards technology among distance education students: Validation of an explanatory model. Online Learning, 24(2), 59−75. https://doi.org/10.24059/olj.v24i2.2028

Ryan, R.M., Deci, E.L. (2020). Intrinsic and extrinsic motivation from a self-determination theory perspective: Definitions, theory, practices, and future directions. Contemporary Educational Psychology, 61, 101860. https://doi.org/10.1016/j.cedpsych.2020.101860

Singh, J., Arya, R. (2023). Examining the relationship of personality traits with online teaching using emotive responses and physiological signals. Education and Information Technologies, 28(9), 11193−11219. https://doi.org/10.1007/s10639-023-11619-6

Stan, R. (2022). Personality traits, technology-related teaching skills, and coping mechanisms as antecedents of teachers' job-related affective well-being and burnout in compulsory and higher education online teaching settings. Frontiers in Psychology, 13, 792642. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2022.792642

Svenningsson, J., Höst, G., Hultén, M., Hallström, J. (2022). Students' attitudes toward technology: exploring the relationship among affective, cognitive and behavioral components of the attitude construct. International Journal of Technology and Design Education, 32(3), 1531−1551. https://doi.org/10.1007/s10798-021-09657-7

VandenBos, G.R. (ed.). (2015). APA dictionary of psychology (2nd ed.). Washington: American Psychological Association Press. https://doi.org/10.1037/14646-000

Vergara-Rodríguez, D., Antón-Sancho, Á., Fernández-Arias, P. (2022). Variables influencing professors' adaptation to digital learning environments during the COVID-19 pandemic. International Journal of Environmental Research and Public Health, 19(6), 3732. https://doi.org/10.3390/ijerph19063732

Vial, G. (2019). Understanding digital transformation: A review and a research agenda. The Journal of Strategic Information Systems, 28(2), 118−144. https://doi.org/10.1016/j.jsis.2019.01.003

Vlachogianni, P., Tselios, N., Xenos, M. (2020). Personality traits and perceived usability evaluation of e-learning platforms: A case study. In: D.G. Sampson, D. Ifenthaler, P. Isaías, (eds.). The 17th International Conference on Cognition and Exploratory Learning in the Digital Age (CELDA 2020). (pp. 391−394). Patras: International Association for the Development of the Information Society Press.

Wang, P., Chen, T., Li, G., Feng, Q., Xu, S., Luo, H. (2021). College teachers' attitudes towards online teaching and the influencing factors: Lessons from China. Tenth International Conference of Educational Innovation through Technology (EITT). (pp. 63–68). Piscataway: IEEE Publ. https://doi.org/10.1109/eitt53287.2021.00021

Yi, Y., Li, G., Chen, T., Wang, P., Luo, H. (2024). Investigating the factors that sustain college teachers' attitude and behavioral intention toward online teaching. Sustainability, 16(6), 2286. https://doi.org/10.3390/su16062286

Скачать в формате PDF DOWNLOAD PDF (EN)

Поступила: 09.08.2025

Принята к публикации: 26.09.2025

Дата публикации в журнале: 22.10.2025

Ключевые слова: цифровизация высшего образования; цифровые образовательные технологии; преподаватели; социальная установка; профессиональная мотивация; личностные черты; педагогический стаж

DOI: 10.11621/LPJ-25-50

Доступно в on-line версии с: 22.10.2025

Новикова, И.А., Бычкова, П.А. (2025). Особенности отношения к цифровым образовательным технологиям у преподавателей с разным стажем работы в вузе. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 48(4), 299-328. https://doi.org/10.11621/LPJ-25-50

цитировать

скопировано

Номер 4, 2025