Логотип журнала Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология.
ISSN 0137-0936
eISSN 2309-9852
En Ru
ISSN 0137-0936
eISSN 2309-9852

Разработка и апробация прототипа мобильного приложения для развития психолого-правовой компетентности педагогов

Аннотация

Актуальность. Проведение исследования обусловлено необходимостью поиска новых инструментов для развития психолого-правовой компетентности педагогов, которая становится ключевым фактором их профессиональной устойчивости и эффективной самозащиты в условиях роста коммуникативных рисков и конфликтных ситуаций в образовательной среде. Цифровизация образования открывает возможности для создания персонализированных средств поддержки учителей, однако на российском рынке отсутствуют мобильные решения, комплексно объединяющие психологическую помощь и правовое консультирование, адаптированные под национальный контекст. Разработка прототипа такого приложения направлена на заполнение этой ниши и отвечает запросу педагогического сообщества на доступные цифровые сервисы.

Цель. Проводилась разработка и апробация прототипа мобильного приложения для развития психолого-правовой компетенции педагогов с целью выявления основных условий управления процессом создания такого типа приложений как инновационной составляющей образовательного проекта.

Методы. Основой исследования являются данные, полученные авторами в рамках информационного мониторинга, конкурентного анализа, социологического опроса (анкетирования), и UX-аналитика, собранная в период проектирования экспресс-прототипа мобильного приложения для педагогов.

Результаты. Проведено анкетирование педагогического сообщества, выявлена заинтересованность педагогов в цифровых инструментах развития компетенций и получения психолого-правовой информационной поддержки, в частности, в формате мобильного приложения. Опираясь на результаты исследования целевой аудитории и ее потребностей, научным коллективом был разработан прототип мобильного приложения как «онлайн-помощника педагога». В данной статье авторы проводят декомпозицию управленческого процесса прототипирования приложения, разделяя комплексный проект на конкретные, управляемые, измеримые компоненты — от концепции и разработки названия до визуальной идентичности и навигационной структуры цифрового продукта. Поэтапный анализ стадий разработки аккумулируется в «каскадный» алгоритм создания мобильного приложения на примере проекта EduCare.

Выводы. Наглядные результаты реализации проекта подтверждают эффективность выбора «каскадного» подхода к управлению в контексте последовательной, пошаговой стратегии разработки приложения. Предложенный подход к подготовке прототипа может быть использован руководителями образовательных проектов и разработчиками мобильных образовательных приложений, что позволит сократить затрачиваемые время и ресурсы, повысить качество конечных цифровых продуктов.

Литература

Алборова, С.З., Зенкина, С.В., Смыслова, Г.А. (2023). Проблемы реализации цифровизации образования. Проблемы современного педагогического образования, 80(4), 14–16.

Аманжолов, С.Б., Актаева, А.У. (2024). Анализ процесса создания мобильных приложений. Наука и реальность, (2), 67–70.

Асташова, Н.А., Бондырева, С.К., Попова, О.С. (2023). Ресурсы геймификации в образовании: теоретический подход. Образование и наука, 25(1), 15–42. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2023-1-15-49

Бабкина, А.А., Андрюшечкина, Н.А., Садов, А.А., Мусин, А.Н., Шорохов, П.Н. (2024). Современные технологии в образовании. Право и управление, (10), 80–84.

Бобков, В.В., Титушина Н.В., Новикова, В.А., Жукарева, Г.М. (2021) Оценка эффективности использования мобильных приложений при работе со студентами в условиях дистанционного обучения. Ученые записки университета Лесгафта, (3), 44–47.

Бек, Дж. (2018). Когнитивно-поведенческая терапия от основ к направлениям. Санкт-Петербург: Изд-во «Питер».

Борисова, С.Е. (2016). Правовая социализация личности как феномен правовой психологии. Психология и право, 6(4), 5–15. https://doi.org/10.17759/psylaw.2016060402

Ветчинова, М.Н., Максимов, А.С. (2024). Новая парадигма образования в эпоху цифровизации. Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета, (3). URL: https://api-mag.kursksu.ru/api/v1/get_pdf/5409/ (дата обращения: 03.06.2025).

Крамаренко, Т.А., Фешина, Е.В., Лукьяненко, Т.В. (2022). Разработка интеллектуальных мобильных приложений. Известия ЮФУ. Технические науки, (2), 249–255. https://doi.org/10.18522/2311-3103-2022-2-249-259

Носкова, О.Г. (2021). История прикладной психологии: субъектно-деятельностный подход. Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология, (2), 58–73. https://doi.org/10.11621/vsp.2021.02.04

Плаксина, Н.В., Овчинникова, М.В. (2024). Актуальные тренды цифровизации образования в мире. Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета, (1). URL: https://api-mag.kursksu.ru/api/v1/get_pdf/5206/ (дата обращения: 03.06.2025).

Селюгина, К.И., Гробер, Т.А. (2020). Создание мобильного приложения Wishlist. Молодой исследователь Дона, (6), 44–50.

Свеженцева, А. (2024). Как создать прототип мобильного приложения в 5 шагов. URL: https://ux-journal.ru/kak-sozdat-prototip-mobilnogo-prilozheniya-v5-shagov.html (дата обращения: 26.05.2025).

Суетина, Т.А., Китаева, Э.А., Китаев, М.Р., Абдулганиева, З.А. (2019). Мобильное приложение «Дневник самоконтроля». Врач и информационные технологии, (1), 6–11.

Шахаев, Т.Т., Гробер, Т.А. (2020). Конструкторы мобильных приложений. Молодой исследователь Дона, (5), 71–75.

Юдин, И.Б. (2024). Социально-демографический портрет и ценностные установки пользователей инвестиционных приложений в России. Экономическая социология, (2), 58–79.

Янгиров, Э.И., Мифтахова, А.И., Карасева, Е.И., Янгиров, А.И., Никулина, Е.Ю. (2022). Обзор и группировка оценочных критериев эффективности мобильных приложений. Вестник ДГТУ. Технические науки, 49(4), 134–141. https://doi.org/10.21822/2073-6185-2022-49-4-134-141

Dąbrowski, J., Letier, E., Perini, A., Susi, A. (2022). Analysing App Reviews for Software Engineering: A Systematic Literature Review. Empirical Software Engineering, 27, 1–63. https://doi.org/10.1007/s10664-021-10065-7

Gerges, M., Elgalb, A. (2024). Comprehensive Comparative Analysis of Mobile Apps Development Approaches. Journal of Artificial Intelligence General Science, 6(1), 430–437. https://doi.org/10.60087/jaigs.v6i1.269

Huang, Z., Benyoucef, M. (2023). A Systematic Literature Review of Mobile Application Usability: Addressing the Design Perspective. Universal Access in the Information Society, 22, 715–735. https://doi.org/10.1007/s10209-022-00903-w

Kazdaloglu, A.E., Cetin Yildiz, K., Pekpazar, A., Calisir, F., Altin Gumussoy, C. (2025). Conceptualization and Survey Instrument Development for Mobile Application Usability. Universal Access in the Information Society, 24, 555–584. https://doi.org/10.1007/s10209-023-01078-8

Namoun, A., Alrehaili, A., Un Nisa, Z., Almoamari, H., Tufail, A. (2024). Predicting the Usability of Mobile Applications Using AI Tools: The Rise of Large User Interface Models, Opportunities, and Challenges. Procedia Computer Science, 238, 671–682. https://doi.org/10.1016/j.procs.2024.06.076

Rahmani, E., Che Embi, Z. (2025). Path to a Healthy Work-Life Balance: Mobile Application for Work and Personal Life Mastery. Journal of Informatics and Web Engineering, 4(1), 320–331. https://doi.org/10.33093/jiwe.2025.4.1.23

Richardson, B., Campbell-Yeo, M., Smit, M. (2021). Mobile Application User Experience Checklist: A Tool to Assess Attention to Core UX Principles. International Journal of Human–Computer Interaction, 37(13), 1283–1290. https://doi.org/10.1080/10447318.2021.1876361

Sabukunze, I.D., Arakaza, A. (2021). User Experience Analysis on Mobile Application Design Using User Experience Questionnaire. Indonesian Journal of Information Systems, 4(1), 15–26. https://doi.org/10.24002/ijis.v4i1.4646

Saif, N., Ullah Shah, R., Hassain, M., Gillani, U.S., Shaheen, I. (2025). Relationship Between Mobile Application Model and Teachers' Behaviour Intention: Evidence from Emerging Economy. International Journal of Mobile Learning and Organisation, 19(1), 59–86. https://doi.org/10.1504/IJMLO.2025.142917

Sharma, S., Sharma, A. (2024). Insights into Customer Engagement in a Mobile App Context: Review and Research Agenda. Cogent Business & Management, 11(1), 2382922. https://doi.org/10.1080/23311975.2024.2382922

Tafesse, W., Ning Shen, K. (2024). Driving User Adoption of Mobile Apps Through Platform Multihoming: The Effects of Multihoming Delay and Multihoming Customization. International Journal of Information Management Data Insights, 4(2), 100263. https://doi.org/10.1016/j.jjimei.2024.100263

Weichbroth, P. (2024). Usability Testing of Mobile Applications: A Methodological Framework. Applied Sciences, 14(5), 1792. https://doi.org/10.3390/app14051792

Zinchenko, Yu.P., Menshikova, G.Ya., Bayakovsky, Yu.M., Chernorizov, A.M., Voiskounsky, A.E. (2010). Technologies of virtual reality in the context of worldwide and Russian psychology: methodology, comparison with traditional methods, achievements and perspectives. Psychology in Russia: State of the Art, (3), 11−45.

Скачать в формате PDF DOWNLOAD PDF (EN)

Поступила: 02.07.2025

Принята к публикации: 30.09.2025

Дата публикации в журнале: 22.10.2025

Ключевые слова: инновационный проект; образовательный проект; цифровизация; мобильное приложение; интерфейс; педагог

DOI: 10.11621/LPJ-25-51

Доступно в on-line версии с: 22.10.2025

Макаревская, Ю.Э., Гайдамашко, И.В., Круглова, М.С., Кожевников, Л.Л. (2025). Разработка и апробация прототипа мобильного приложения для развития психолого-правовой компетентности педагогов. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 48(4), 329-358. https://doi.org/10.11621/LPJ-25-51

цитировать

скопировано

Номер 4, 2025