Тема «Поцелуя Иуды» в европейской живописи и скульптуре (в фокусе исследовательской оптики Л.С. Выготского)
Аннотация
Актуальность избранной темы выражена в анализе феномена противочувствия с позиций замыканий фабулы (действия актора) и сюжета (его психологии). Для репрезентации такого явления выбран библейский сюжет «Поцелуй Иуды», известный моральной трансформацией одного из апостолов.
Цель. Детекция противочувствия Иуды в его п(р)оступке, запечатленном в европейской живописи и скульптуре.
Выборка. Для данного исследования были выбраны европейские артефакты, датируемые периода с конца XIII по XVI вв., когда обсуждаемый топос формировался, достигнув классической своей стадии, а также произведения второй половины XIX и всего XX в., где концепт предательства Иуды обрел обновленное трагедийное измерение.
Методы. В анализе образа Иуды применен метод Л.С. Выготского, который автор этих строк первоначально определил как эстетико-психологический. Но впоследствии пришел к выводу, что наиболее корректной его дефиницией станет «метод замыканий фабулы и сюжета». Проблематизировав отношение антигероя к своему поступку, автор сформулировал гипотезу о дифференциации возможных граней его переживаний.
Результаты. На основе анализа изобразительных архетипов, сложившихся в новозаветном библейском топосе «Поцелуй Иуды», выявлены принципы спецификации его психологической составляющей: 1) обличительно-шаржированная — «предатель-трус»; 2) обличительно-трагедийная — предатель-провокатор; 3) обличительно-гротесковая — предатель алчный или садист.
Выводы. Анализ образа Иуды в живописи дает возможность говорить об устойчивой парадигме познания зла, которое во взаимодействии с добром оказывается нравственным критерием в индивидуализации авторских концепций как моделировании собственного видения картины мира, где зло в топосе поцелуя Иуды является своеобразным психологическим индексом в предчувствии нарастающей трагедии общества.
Литература
Бродский, А.И. (2024). Герменевтика предательства. Образы Иуды Искариота в художественной литературе XX–XXI вв. Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология, 40(4), 689–702. https://doi.org/10.21638/spbu17.2024.410
Выготский, Л.С. (1968). Психология искусства. Москва: Изд-во «Искусство».
Грубар, С. (2011). Иуда. Предатель или жертва? Москва: Изд-во «АСТ».
Епископ Александр (Милеант). (1998). Совесть. Голос Божий в человеке. Миссионерский листок, (9). URL: https://fatheralexander.org/booklets/russian/consci.htm (дата обращения: 25.05.2025).
История искусств стран Западной Европы от Возрождения до начала 20 века. (1980). Под ред. А.Д. Чегодаева. Москва: Изд-во «Искусство».
Консон, Г.Р. (2011). Психология трагического в картинах Иеронима Босха и Питера Брейгеля Старшего. Системная психология и социология, (4), 50–60.
Консон, Г.Р. (2013). Психология трагического: Проблемы конфликтологии (на материале западноевропейского искусства). Москва: Изд-во «Нобель-Пресс».
Лессинг, Г.Э. (1953). Басни в прозе. В кн.: Избранные произведения. Сост. Г.М. Фридлендер. (С. 3–18). Москва: Изд-во «Художественная литература».
Маркин, Ю.П. (1976). Эрнст Барлах. Москва: Изд-во «Искусство».
Потебня, А.А. (1990). Из лекций по теории словесности: Басня. Пословица. Поговорка. В кн.: Теоретическая поэтика. Сост. А.Б. Муратов. (С. 55–131). Москва: Изд-во «Высшая школа».
Ткаченко, А. (2006). Иуда. Хроника одного предательства. Попытка исторической реконструкции. Православный журнал Фома, (3), 50–53. URL: https://foma.ru/iuda-xronika-odnogo-predatelstva.html (дата обращения: 21.03.2025).
Фомин, Г.И. (1974). Иероним Босх. Москва: Изд-во «Искусство».
Elizabeth Berdann on Hieronymus Bosch's "Christ Carrying the Cross": Ugliness and the science of physiognomy. (2024). Painters on Paintings, May 16, 2024. URL: https://www.paintersonpaintings.com/archive/elizabeth-berdann-on-hieronymusboschs-christ-carrying-the-cross-ugliness-and-the-science-of-physiognomy (accessed: 25.05.2025).
Jefferson, L.M. (2015). The Kiss of Judas. Bible Odyssey, July 13, 2015. URL: https://www.bibleodyssey.org/articles/the-kiss-of-judas/ (accessed: 18.03.2025).
Reformation 'recycling' may have saved rare painting from destruction. (2015). University of Cambridge, November 27, 2015. URL: https://www.cam.ac.uk/research/news/reformation-recycling-may-havesaved-rare-painting-from-destruction (accessed: 25.05.2025).
Sharma, М. (2024). Kiss of Judas: Depicting the kiss that betrayed Christ. SimplyKalaa, May 9, 2024. URL: https://simplykalaa.com/kiss-of-judas/ (accessed: 20.03.2025).
Sofragiu, P. (2012). The mural paintings from the exonarthex of Vatopedi monastery's katholikon, European Journal of Science and Theology, 8(4), 233–246.
Поступила: 26.05.2025
Принята к публикации: 04.07.2025
Дата публикации в журнале: 29.07.2025
Ключевые слова: Иисус Христос; поцелуй Иуды; психология искусства; Л.С. Выготский; метод замыкания фабулы и сюжета; противочувствие; переживание катастрофы; предательство; художественные артефакты Европы
DOI: 10.11621/LPJ-25-26
Доступно в on-line версии с: 29.07.2025
Консон, Г.Р. (2025). Тема «Поцелуя Иуды» в европейской живописи и скульптуре (в фокусе исследовательской оптики Л.С. Выготского). Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 48(3), 88-127. https://doi.org/10.11621/LPJ-25-26
скопировано

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная
















