Психологическое содержание театральной педагогики: культурно-исторический подход
Аннотация
Актуальность. Статья посвящена проблеме психологического содержания театральной педагогики. Авторы отмечают, что театральная педагогика как формат работы достаточно широко используется, и важно научное осмысление тех целей, на которые она может быть направлена.
Цель. Целью статьи является научное обсуждение психологических эффектов, которые могут быть достигнуты с помощью театральной педагогики. Авторы выделяют по меньшей мере шесть блоков анализа.
Результаты. В статье проанализированы результаты использования театральной педагогики в практической деятельности при работе с детьми, а также некоторые исследования, посвященные оценке этого метода работы. Авторы рассматривают обсуждаемые результаты с точки зрения культурно-исторического подхода, предложенного Л.С. Выготским.
Выводы. В результате проведенного анализа авторы делают вывод о том, что театральная педагогика обладает огромным потенциалом для общего психического и личностного развития человека. Театральная педагогика позволяет развивать когнитивную сферу обучающегося, эмоциональные процессы, влиять на поведенческую сферу, оказывать влияние на развитие общения. Кроме того, театральная педагогика позволяет формировать навыки совместной деятельности и рефлексию. Причем все эти педагогические результаты не противоречат друг другу, а могут достигаться параллельно и одновременно. При этот театральная педагогика как способ работы обладает очень широкой вариативностью и гибкостью. В зависимости от поставленных целей можно по-разному реализовывать эту педагогику. Но наряду с этим, при неправильной постановке цели, использование метода театральной педагогики может быть не только не полезным, но и даже вредным.
Литература
Актуальные проблемы возрастной психологии: Материалы к курсу лекций. (1978). Под ред. П.Я. Гальперина, А.В. Запорожец, С.Н. Карповой. Москва: Изд-во Московского ун-та.
Выготский, Л.С. (1968). Психология искусства. Москва: Изд-во «Искусство».
Выготский, Л.С. (1982). Собрание сочинений: в 6 тт. Т. 1. Вопросы теории и истории психологии. Москва: Изд-во «Педагогика».
Выготский, Л.С. (2005). Психология развития человека. Москва: Изд-во «Смысл».
Давыдов, В.В. (1996). Теория развивающего обучения. Москва: Изд-во «ИНТОР».
Кравцов, Г.Г. (2007). Волевая сфера личности: культурно-исторический аспект. Мир психологии, (3), 70−81.
Кравцов, Г.Г. (2009). Принцип единства аффекта и интеллекта в образовательной практике. В кн.: Камень, который презрели строители: культурно-историческая теория и социальные практики. 10-е Международные чтения памяти Л.С. Выготского: сборник тезисов. (С. 87−90). Москва: Изд-во Российского государственного гуманитарного ун-та.
Кравцов, Г.Г., Кравцова, Е.Е. (2020a). Взаимосвязь обучения и развития: проблемы и перспективы. Культурно-историческая психология, 16(1), 4−12. https://doi.org/10.17759/chp.2020160101
Кравцов, Г.Г., Кравцова, Е.Е. (2020b). Культурно-исторический подход к вопросам образования. Культурно-историческая психология, 16(4), 4−13. https://doi.org/10.17759/chp.2020160401
Кравцова, Е.Е. (2018). Роль и место психологии искусства в культурно-исторической психологии Л.С. Выготского. Человек. Искусство. Вселенная, (1), 38−45.
Кравцова, Е.Е., Кравцов, Г.Г. (2018). Психологическое содержание взаимосвязи смысла и значения в культурно-исторической теории. Культурно-историческая психология, 14(3), 67−73. https://doi.org/10.17759/chp.2018140307
Леонтьев, А.Н. (2000). Лекции по общей психологии. Москва: Изд-во «Смысл».
Майданский, А.Д., Кравцов, О.Г. (2023). Теория познания Льва Выготского. Выготский Л.С. Психология и теория познания. Вопросы философии, (2), 42−59. https://doi.org/10.21146/0042-8744-2023-2-42-59
Kravtsov, G.G., Kravtsova, E.E. (2011). The cultural-historical basis of the "Golden Key" program. International Journal of Early Years Education, 19(1), 27−34. https://doi.org/10.1080/09669760.2011.570997
Поступила: 15.05.2025
Принята к публикации: 19.06.2025
Дата публикации в журнале: 28.07.2025
Ключевые слова: театральная педагогика; актерская игра; психическое развитие; личностное развитие; культурно-исторический подход
DOI: 10.11621/LPJ-25-35
Доступно в on-line версии с: 28.07.2025
Кравцов, Г.Г., Кравцов, О.Г. (2025). Психологическое содержание театральной педагогики: культурно-исторический подход. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 48(3), 318-335. https://doi.org/10.11621/LPJ-25-35
скопировано

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная
















