Переход от игры к учению в курсе литературного чтения в системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова
Аннотация
Актуальность. Статья посвящена острой психологической и педагогической проблеме перехода ребенка от дошкольной игры к школьному обучению.
Цель. Показать возможность такого перехода в процессе преподавания авторского курса развивающего обучения литературе, задачей которого является воспитание культурного читателя, способного вести с автором диалог, опосредованный художественным текстом. Для этого ребенок должен практически овладеть взаимосвязанными позициями автора и читателя, а также вспомогательными позициями «критика» и «теоретика».
Выборка. В занятиях, проводившихся в течение двух лет (в первом и во втором классе), приняли участие 27 учеников московской школы № 91, обучавшихся по авторской программе Г.Н. Кудиной и З.Н. Новлянкой «Литература как предмет эстетического цикла».
Методы. Анализ психологического содержания разных видов детской игры как источника предпосылок художественного развития. Качественный анализ протоколов занятий, обеспечивающих переход от игры к учению.
Результаты. В статье дается краткая психологическая характеристика упомянутых позиций. Показаны отличия игры, направленной на освоение понятийного содержания, и игры, перерастающей в создание художественного образа. Рассматриваются стадии развития детской игры от предметно-процессуальной до «режиссерской» и те предпосылки художественного развития, которые ребенок приобретает в каждой из них. Описаны этапы постепенного перехода ребенка из позиции участника игры в позицию автора и читателя (зрителя). Анализируются протоколы занятий в первом и втором классах. Особое внимание уделяется моментам порождения художественного замысла, задаче перехода ребенка на точку зрения персонажа, появлению зрителя, отсутствующего в обычной игре, обсуждению результатов игры.
Выводы. Показано, что при соответствующих условиях игра становится пространством плавного преобразования игровой деятельности в учебную и вводит ребенка в позицию автора и читателя художественных произведений. Это намечает путь такого перехода от игры к учению, при котором познавательный и эмоциональный опыт дошкольника, приобретенный в игре, не обесценивается, а включается в дальнейшее развитие.
Литература
Бахтин, М.М. (1979). Эстетика словесного творчества. Москва: Изд-во «Искусство».
Бахтин, М.М. (2003). Собрание сочинений: в 7 тт. Т. 1. Философская эстетика 1920-х годов. Москва: Изд-во «Русские словари».
Бугрименко, Е.А. (2004). Знак и позиция в экспериментально генетическом методе. Вопросы психологии, (1), 80–91.
Виноградов, Л.В. (2008). Коллективное музицирование. Музыкальные занятия с детьми от 5 до 10 лет. Санкт-Петербург: Изд-ва «Агентство образовательного сотрудничества», «Образовательные проекты»; Москва: Изд-во «НИИ Школьных технологий».
Гуружапов, В.А. (1999). Как учить детей понимать изобразительное искусство. В кн.: Очерки психологии порождения смысла произведений живописи и графики. Москва: Изд-во «Мы и мир».
Запорожец, А.В. (1966). Игра и развитие ребенка. В кн.: Психология и педагогика игры дошкольника. Под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой. Москва: Изд-во «Просвещение».
Кудина, Г.Н., Новлянская, З.Н. (2002). Литературное чтение. Методическое пособие для 2-го класса четырехлетней начальной школы. Москва: Изд-во «Оникс».
Кудина, Г.Н., Новлянская, З.Н. (2003). Литературное чтение. Методическое пособие для 1-го класса четырехлетней начальной школы. Москва: Изд-во «Оникс».
Кудина, Г.Н., Новлянская, З.Н. (2006). Литературное чтение. Программа для 1–4 классов. Литература. Программа для 5–11 классов. Москва: Изд-во «Оникс».
Мелик-Пашаев, А.А., Новлянская, З.Н. (2022). Психология художественного творчества. Москва: Изд-во Московского ун-та.
Новлянская, З.Н. (2010). Учение и творчество. Москва; Обнинск: Изд-во «ИГ-СОЦИН».
Новлянская, З.Н. (2020). «Сотворчество понимающих». О курсе литературы в системе развивающего образования. Психологическая наука и образование, 25(4), 71–80. https://doi.org/10.17759/pse.2020250407
Новлянская, З.Н. (2024). Коллективный творческий этюд в развивающем литературном образовании. Теоретическая и экспериментальная психология, 17(4), 182–199. https://doi.org/10.11621/TEP-24-39
Новлянская, З.Н. (2025). Роль игры в художественном развитии ребенка на переходе от дошкольного к школьному детству. Искусство в школе, (2), 2–6.
Полуянов, Ю.А. (1998). Соотношение учебной деятельности и творчества детей на занятиях изобразительным искусством. Вопросы психологии, (5), 94–101.
Смирнова, Е.О., Соколова, М.В. (2013). Право на игру: новый комментарий к статье 31 конвенции о правах ребенка. Психологическая наука и образование, 18(1), 5–10.
Филиппова, Е.В. (1996). Принятие роли и переход от игровой деятельности к учебной. Психологическая наука и образование, 1(3), 85–93.
Цукерман, Г.А. (2016). Игра и учение: встреча двух ведущих деятельностей. Культурно-историческая психология, 12(2), 4–13. https://doi.org/10.17759/chp.2016120201
Эльконин, Б.Д. (2019). «Развивающее обучение — это преодоление результативного действия, прямого достижения, построение способа действия». Современное дошкольное образование, (2), 4–7.
Поступила: 29.03.2025
Принята к публикации: 27.05.2025
Дата публикации в журнале: 18.07.2025
Ключевые слова: игра; игра-драматизация; театрализованная игра; развивающее обучение; позиция автора; позиция читателя; М.М. Бахтин
DOI: 10.11621/LPJ-25-34
Доступно в on-line версии с: 18.07.2025
Новлянская, З.Н. (2025). Переход от игры к учению в курсе литературного чтения в системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 48(3), 294-317. https://doi.org/10.11621/LPJ-25-34
скопировано

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная
















