Стресс, осознанная саморегуляция и экзаменационная успешность у студентов инженерных вузов
Аннотация
Актуальность. Экзаменационный стресс наблюдается у большинства студентов, что подчеркивает актуальность задачи поиска психологических ресурсов успешности на экзаменах.
Цель. Выявление уровня стресса, а также универсальных и специальных регуляторных ресурсов экзаменационной успешности студентов IT-специальностей.
Выборка. 322 студента второго курса московского технического вуза, обучающихся по специальности «Информационная безопасность» (Mвозраст = 19,22; SD = 4,64; 29 % — девушки).
Методы. На платформе «Тестограф» (https://www.testograf.ru) перед сессией студенты заполнили 4 опросника: Стиль саморегуляции поведения (ССПМ 2020), Краткий опросник острого и хронического стресса (КОХС), Шкала воспринимаемого стресса (ШВС), Стресс субъективной и объективной неопределенности (ССОН). При анализе показателей учитывались также результаты ближайшей к тестированию сессии.
Результаты. Для большинства студентов IT-специальностей характерен средний уровень выраженности всех исследованных видов стресса в сравнении с данными по общероссийской выборке. Различия студентов по результатам экзаменов связаны в бóльшей степени с уровнем острого стресса в период экзаменационной подготовки и с типом учебной дисциплины.
Осознанная саморегуляция вносит значимый положительный вклад в экзаменационную успешность по профильным дисциплинам — математике и программированию: чем выше уровень ее развития, тем выше экзаменационные оценки. Значимыми предикторами экзаменационной успешности являются регуляторные компетенции оценивания результатов и программирования учебных действий, а также регуляторные свойства надежности и настойчивости.
Выводы. Осознанная саморегуляция является универсальным регуляторным ресурсом экзаменационной успешности студентов технических специальностей. Переживания острого стресса могут влиять на экзаменационную оценку как положительно, так и отрицательно. Выявлены регуляторные компетенции, выступающие специальными ресурсами для успешной сдачи экзаменов.
Литература
Бо дров, В.А. (2006). Психологический стресс: развитие и преодоление, Москва: Изд-во «PerSe».
Золотарева, А.А. (2023). Психометрические свойства русскоязычной версии Шкалы воспринимаемого стресса (версии PSS-4, 10, 14). Клиническая и специальная психология, 12(1), 18–42. https://doi.org/10.17759/cpse.2023120102
Карпов, А.В., Карпов, А.А., Присяжнюк, С.О. (2024). Специфика формирования профессиональных компетенций специалистов IT-сферы. Национальный психологический журнал, 19(4), 201–214. https://doi.org/10.11621/npj.2024.0414
Костромина, С.Н., Писарев, А.Е. (2017). Экзаменационный стресс на ЕГЭ: дестабилизация учащихся или фактор успеха? Статистика и экономика, (3), 80–91.
Леонова, А.Б. (2004). Комплексная стратегия анализа профессионального стресса: от диагностики к профилактике и коррекции. Психологический журнал, 25(2), 75–86.
Моросанова, В.И. (2022). Психология осознанной саморегуляции: от истоков к современным исследованиям. Теоретическая и экспериментальная психология, 15(3), 57–83. https://doi.org/24412/2073-0861-2022-3-57-82
Моросанова, В.И., Бондаренко, И.Н., Доливец, C.C. (2025). Академический стресс и психологические ресурсы достижения образовательных целей. Образование и наука, 27(2), 108–134. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-2-108-134
Моросанова, В.И., Зинченко, Ю.П. (2024). Краткий опросник острого и хронического стресса: разработка и валидизация. Сибирский психологический журнал, (94), 6–22. https://doi.org/10.17223/17267080/94/1
Моросанова, В.И., Кондратюк, Н.Г. (2020). Опросник В.И. Моросановой «Стиль саморегуляции поведения — 2020». Вопросы психологии, (4), 155–167.
Моросанова, В.И., Кондратюк, Н.Г., Гайдамашко, И.В. (2020). Надежность осознанной саморегуляции как ресурс достижения целей в профессиях высокого риска. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, (1), 77–95. https://doi.org/10.11621/vsp.2020.01.05
Моросанова, В.И., Потанина, А.М., Пащенко, А.К. (2024). Диагностика стресса субъективной и объективной неопределенности: разработка и валидизация опросной методики. Российский психологический журнал, 21(3), 112–132. https://doi.org/10.21702/rpj.2024.3.7
Фомина, Т.Г., Филиппова, Е.В., Бурмистрова-Савенкова, А.В., Моросанова, В.И. (2024). Стресс в образовательной среде и его влияние на академическую успешность и психологическое благополучие обучающихся. Национальный психологический журнал, 19(4), 148–160. https://doi.org/10.11621/npj.2024.0410
Berdida, D.J.E., Grande, R.A.N. (2023). Academic stress, COVID-19 anxiety, and quality of life among nursing students: The mediating role of resilience. International Nursing Review, 70(1), 34–42. https://doi.org/10.1111/inr.12774
Cohen, S., Kamarck, T., Mermelstein, R. (1983). A global measure of perceived stress. Journal of Health and Social Behavior, 24(4), 385–396. https://doi.org/10.2307/2136404
DelaCruz, P.J., Aquino, A.M., Curioso, M., Tia, D.J., Samonte, S.L., Policarpio, J.G. (2022). The impact of stress to the quality of life of the college students during the COVID-19 pandemic. Psychology and Education: a Multidisciplinary Journal, 2(3), 196–211. https://doi.org/10.5281/zenodo.6626151
Deng, Y., Cherian, J., Khan, N.U.N., Kumari, K., Sial, M.S., Comite, U., Gavurova, B., Popp, J. (2022). Family and academic stress and their impact on students' depression level and academic performance. Frontiers in Psychiatry, 13, 869337. https://doi.org/10.3389/fpsyt.2022.869337
Jamieson, J.P., Black, A.E., Pelaia, L.E., Reis, H.T. (2021). The impact of mathematics anxiety on stress appraisals, neuroendocrine responses, and academic performance in a community college sample. Journal of Educational Psychology, 113(6), 1164–1176. https://doi.org/10.1037/edu0000636
Kan, F.P., Raoofi, S., Rafiei, S., Khani, S., Hosseinifard, H., Tajik, F., Raoofi, N., Ahmadi, S., Aghalou, S., Torabi, F., Dehnad, A., Rezaei, S., Hosseinipalangi, Zh., Ghashghaee, A. (2021). A systematic review of the prevalence of anxiety among the general population during the COVID-19 pandemic. Journal of Affective Disorders, 293, 391–398. https://doi.org/10.1016/j.jad.2021.06.073
Madani, H.E.L., Aarab, C., Tachfouti, N., Fakir, S.E.L., Aalouane, R., Berraho, M. (2024). Correlates of perceived stress with anxiety symptoms sleep quality and academic performance among Moroccan students. Educación Médica, 25(6), 100953. https://doi.org/10.1016/j.edumed.2024.100953
Pascoe, M.C., Hetrick, S.E., Parker, A.G. (2020). The impact of stress on students in secondary school and higher education. International Journal of Adolescence and Youth, 25(1), 104–112. https://doi.org/10.1080/02673843.2019.1596823
Peng, Y., Wu, P., Schartup, A.T., Zhang, Y. (2021). Plastic waste release caused by COVID-19 and its fate in the global ocean. Proceedings of the National Academy of Sciences, 118(47), e2111530118. https://doi.org/10.1073/pnas.2111530118
Putwain, D.W., von der Embse, N.P. (2021). Cognitive-behavioral intervention for test anxiety in adolescent students: do benefits extend to school-related wellbeing and clinical anxiety. Anxiety Stress Coping, (1), 22–36. https://doi.org/10.1080/10615806.2020.1800656
Ruthig, J.C., Hanson, B.L., Pedersen, H., Weber, A., Chipperfield, J.G. (2011). Later life health optimism, pessimism and realism: psychosocial contributors and health correlates. Psychology & Health, 26(7), 835–853. https://doi.org/10.1080/08870446.2010.506574
Wise, S.K., Damask, C., Roland, L.T., Ebert, C., Levy, J.M., Lin, S., Luong, A., Rodriguez, K., Sedaghat, A.R., Toskala, E., Villwock, J. (2023). International consensus statement on allergy and rhinology: Allergic rhinitis - 2023. International Forum of Allergy & Rhinology, 13(4), 293–859. https://doi.org/10.1002/alr.23090
Wuthrich, V., Jagiello, T., Azzi, V. (2020). Academic Stress in the Final Years of School: A Systematic Literature Review. Child Psychiatry & Human Development, 51(6), 986–1015. https://doi.org/10.1007/s10578-020-00981-y
Поступила: 24.04.2025
Принята к публикации: 26.04.2025
Дата публикации в журнале: 16.05.2025
Ключевые слова: осознанная саморегуляция; студенты ИТ-специальностей; острый стресс; хронический стресс; воспринимаемый стресс; стресс неопределенности; регуляторные ресурсы; экзаменационная успешность
DOI: 10.11621/LPJ-25-21
Моросанова, В.И., Бондаренко, И.Н., Цыганов, И.Ю. (2025). Стресс, осознанная саморегуляция и экзаменационная успешность у студентов инженерных вузов. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 48(2), 284-304. https://doi.org/10.11621/LPJ-25-21
скопировано

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция-Некоммерчески») 4.0 Всемирная