Логотип журнала Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология.
ISSN 0137-0936
eISSN 2309-9852
En Ru
ISSN 0137-0936
eISSN 2309-9852

Классификация ресурсов специалистов экстремального профиля

Аннотация

Актуальность. Статья посвящена разработке классификации психологических ресурсов специалистов, чья профессиональная деятельность осуществляется в условиях чрезвычайных и экстремальных ситуаций. Особую значимость работе придает комплексное изучение ресурсов специалистов экстремального профиля, так как ранее рассматривались лишь отдельные их компоненты.

Цель. Цель работы — выделить ресурсы, значимые для специалистов экстремального профиля.

Выборка. В исследовании приняли участие 240 специалистов экстремального профиля.

Методы. Применялись «Методика структурированного описания ситуации» и рисуночная методика «Образ ресурса», позволяющие получить качественные данные; а также стандартизированные опросники: «Типы ориентаций в трудных ситуациях», шкалы самоэффективности, витальности. Качественные данные обрабатывались с помощью контент-анализа. Количественные данные обрабатывались с использованием описательной статистики и одновыборочного t-критерия Стьюдента.

Результаты. Выделены внутренние и внешние ресурсы специалистов экстремального профиля. К внутренним ресурсам относятся опыт, знания, планомерный копинг, саморегуляция, оптимизм, самоэффективность, внутренний локус контроля, ответственность, религиозные ценности, физическая подготовка и смыслообразующие ресурсы. Внешние ресурсы включают социальные ресурсы, техническое обеспечение, информацию и время.

Выводы. Создана классификация, которая объединяет значимые для специалистов экстремального профиля психологические ресурсы. Результаты исследования могут быть использованы в процессе подготовки специалистов к профессиональной деятельности в экстремальных и чрезвычайных ситуациях.

Литература

Александрова, Л.А. (2014). Субъективная витальность как предмет исследования. Журнал Высшей школы экономики, 11(1), 133–163.

Битюцкая, Е.В. (2013). Когнитивное оценивание трудной жизненной ситуации с позиций деятельностного подхода А.Н. Леонтьева. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, (2), 40–56.

Битюцкая, Е.В., Елисеева, И.Н., Шойгу, Ю.С. (2015). К вопросу о психологических механизмах подготовки спасателей к профессиональной деятельности. В кн.: Обучение и развитие: современная теория и практика. Материалы XVI Международных чтений памяти Л.С. Выготского (16–20 ноября, 2015 г.). Под ред. В.Т. Кудрявцева. (С. 240–244). Москва: Изд-во «Левъ».

Битюцкая, Е.В., Корнеев, А.А. (2020). Диагностика восприятия жизненных трудностей: ситуационный опросник «типы ориентаций в трудной ситуации». Российский социально-гуманитарный журнал, (4), 141–163.

Битюцкая, Е.В., Лебедева, Н.А., Цаликова, Ю.Р. (2020). Изменение объема кратковременной памяти под влиянием стрессогенного воздействия у курсантов. Российский психологический журнал, 17(1), 27–43.

Битюцкая, Е.В. (2014). Обоснование и разработка русскоязычной версии Опросника способов копинга. Развитие личности, (3), 187–208.

Богомолова, Н.Н., Малышева, Н.Г., Стефаненко, Т.Г. (2006). Контент-анализ. В кн.: Социальная психология: Практикум: Учеб.пособие для студентов вузов. Под ред. Т.В. Фоломеевой. (С. 131–163). Москва: Изд-во «Аспект Пресс».

Водопьянова, Н.Е. (2015). Современные концепции ресурсов субъекта профессиональной деятельности. Вестник СПбГУ. Серия 16: Психология. Педагогика, (1), 45–54.

Журавлев, А.Л., Сергиенко, Е.А., Виленская, Г.А. (Ред.). (2023). Научные подходы в современной отечественной психологии. Москва: Изд-во Института психологии РАН.

Иванова, Т.Ю., Леонтьев, Д.А., Осин, Е.Н., Рассказова, Е.И., Кошелева, Н.В. (2018). Современные проблемы изучения личностных ресурсов в профессиональной деятельности. Организационная психология, (1), 85–121.

Крюкова, Т.Л. (2008). Человек как субъект совладающего поведения. Психологический журнал, 2(2), 88–95.

Леонова, А.Б., Кузнецова, А.С. (2019). Структурно-интегративный подход к анализу функциональных состояний: история создания и перспективы развития. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, (1), 13–33. https://doi.org/10.11621/vsp.2019.01.13

Леонтьев, Д.А. (2016). Саморегуляция, ресурсы и личностный потенциал. Сибирский психологический журнал, (62), 18–37.

Молчанова, Л.Н. (2016). Социально-психологические установки пожарных как ресурс устойчивости к психическому выгоранию. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика, (4), 190–199.

Петрoвcкий, В.A. (1996). Личнocть в пcиxoлoгии: пaрaдигмa cубъектнocти. Москва: Изд-во Воронежского ун-та.

Тарасова, А.А., Казакова, И.А. (2016). Изучение индивидуально-психологических и психофизиологических особенностей личности в рамках психодиагностических мероприятий в системе МЧС России. В кн.: 2-й Всероссийский съезд психологов силовых структур Российской Федерации (29 августа – 1 сентября, 2016). (С. 165–176). Москва: Изд-во Центра экстренной психологической помощи МЧС России.

Федюнина, Д.Ю. (2024). Возможности проективных рисуночных методик для исследования ресурсов. В кн.: Материалы Международного молодежного научного форума Ломоносов-2024. Под ред. И.А. Алешковского, А.В. Андриянова, Е.А. Антипова, Е.И. Зимакова. Москва: Изд-во Межрегиональной общественной организации содействия изучению, пропаганде научного наследия Н.Д. Кондратьева.

Филиппченкова, С.И., Гревцева, С.В. (2024). Особенности профессиональной мотивации пожарных-спасателей: опыт исследования: сборник трудов конференции. В кн.: Педагогика, психология, общество: от теории к практике. Материалы 2-й Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участ. (23 октября, 2024). Под ред. Ж.В. Мурзиной. (С. 283–285). Чебоксары: Изд-во «Среда».

Шварцер, Р., Ерусалем, М., Ромек, В.Г. (1996). Русская версия шкалы общей самоэффективности. Иностранная психология, (7), 71–77.

Шмелева, Е.А., Кисляков, П.А., Дашевский, А.Р. (2024). Влияние жизнестойкости на психологическую безопасность пожарных-спасателей. Научный результат. Педагогика и психология образования, 10(3), 128–143. http://doi.org/10.18413/2313-8971-2024-10-3-0-9

Шойгу, Ю.С. (2007). Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных. Москва: Изд-во «Смысл».

Díaz-Tamayo, A.M., Escobar-Morantes, J.R., García-Perdomo, H.A. (2022). Coping strategies for exposure to trauma situations in first responders: a systematic review. Prehospital and Disaster Medicine, 37(6), 810–818.

Giannini, A.M., Piccardi, L., Cordellieri, P., Baralla, F., Sgalla, R., Guidoni, U., Tizzani, E., Vedovi, S. (2016). Personality traits and coping strategies for contrasting the occurrence of traumatic reactions in emergency rescuers. In: G.El-Baalbaki, (ed.). A Multidimensional Approach to Post-Traumatic Stress Disorder — from Theory to Practice. London: InTechOpen Publ.

Mao, X., Hu, X., Loke, A.Y.A. (2022). Concept analysis on disaster resilience in rescue workers: the psychological perspective. Disaster Medicine and Public Health Preparedness, 16(4), 1682–1691.

Ogińska-Bulik, N., Zadworna-Cieślak, M. (2018). The role of resiliency and coping strategies in occurrence of positive changes in medical rescue workers. International Emergency Nursing, 39, 40–45.

Tuckey, M., Hayward, R., (2011). Global and Occupation‐Specific Emotional Resources as Buffers against the Emotional Demands of Fire‐Fighting. Applied Psychology, 60(1), 1–23. https://doi.org/10.1111/j.1464-0597.2010.00424.x

Скачать в формате PDF DOWNLOAD PDF (EN)

Поступила: 07.05.2025

Принята к публикации: 05.09.2025

Дата публикации в журнале: 25.10.2025

Ключевые слова: психологические ресурсы; классификация; восприятие трудной ситуации; специалисты экстремального профиля

DOI: 10.11621/LPJ-25-48

Доступно в on-line версии с: 24.10.2025

Федюнина, Д.Ю. (2025). Классификация ресурсов специалистов экстремального профиля. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 48(4), 246-275. https://doi.org/10.11621/LPJ-25-48

цитировать

скопировано

Номер 4, 2025