ISSN 0137-0936 (Print)
ISSN 2309-9852 (Online)
Ru | En
РПО
Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова
Главная RSS Поиск

Дискуссии, размышления

Публикации

Фильтр
Ru:
DOI Number:
  

Пряжников Н.С. О факторах и моделях удовлетворенности жизнью в пожилом и старческом возрасте. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2017. — №4 — с. 85-101

В статье анализируются различные факторы удовлетворенности жизнью людей пожилого и старческого возраста. На теоретическом уровне проверяется предположение о том, что интегрирующим условием удовлетворенности жизнью в этом возрасте является центральная жизненная идея (цель, смысл). Предлагается обобщенная модель удовлетворенности жизнью, построенная на координатах, определяющих общую жизненную идею (альтруистическую или эгоистическую) и позицию активности личности (творческую или пассивную). В психологическом пространстве, образуемом этими координатами, можно обозначить устремления самого человека (его «хочу»), его реальные возможности («могу»), а также ожидания со стороны значимых для него людей как по отношению к «хочу», так и по отношению к «могу». Модель позволяет отразить противоречия между «хочу» и «могу» данного человека, а также противоречия между его намерениями, самооценкой и ожиданиями со стороны значимых для него людей. При несовпадении различных элементов удовлетворенности возникают проблемы и кризисы развития пожилого и старого человека. Представлены более конкретные модели самоопределения в рассматриваемом возрасте по отношению к своему прошлому, к реальному настоящему и предполагаемому будущему. Предлагаются перспективные для дальнейшего анализа модели удовлетворенности жизнью: «творческая» модель (поиск новых целей и возможностей для развития), модель «правильной» жизни (пассивная реализация стереотипов жизни пенсионера), «патерналистская» модель (забота о других), модель «игнорирования» старости, модель защиты своих прав (в условиях несовершенства пенсионных систем), модель борьбы за выживание (в условиях резкого ухудшения здоровья), модель подготовки к смерти, модель самоутверждения и модель осмысления прожитого. Формулируются гипотезы дальнейших исследований, отражающие возможные варианты взаимодополнения и конфликта разных моделей.

Поступила: 17.11.2017
Принята к публикации: 06.12.2017
Страницы: 85-101
DOI: 10.11621/vsp.2017.04.85
Автор(ы): Пряжников Н. С.;
Ключевые слова: пожилой и старческий возраст; жизненный замысел; удовлетворенность жизнью; factors of life satisfaction; модели удовлетворенности жизнью;

Доступно в on-line версии с 30.12.2017

Носкова О.Г. Общепсихологическая теория деятельности и проблемы психологии труда // Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.- 2014.- №3 -с.104-121.

a:2:{s:4:"TEXT";s:1790:"<p>В статье обсуждается соотношение общепсихологической теории
деятельности и психологии труда. Представлены достижения психологии
труда как научно-технической дисциплины, объединяющей конкретно-научные
концепции и теории, ориентированные на задачи социальной
практики. К таким концепциям отнесены: подходы и методы психоло­гического изучения профессиональной деятельности, научные проекты
психологической классификации профессий; исследования проблемы
внутрииндивидуальной изменчивости работоспособности человека под
влиянием трудовой нагрузки, теории функциональных состояний субъ­екта труда, включающие коррекцию их неблагоприятных разновидностей;
теории дифференциальной психологии и психологии развития, исполь­зуемые в профотборе и карьерном консультировании; варианты учения о
психологии ошибочных действий, применяемые в управлении качеством
и безопасностью труда; концепции совместной трудовой деятельности,
дополняющие исследования индивидуальных форм труда; теории тру­довой мотивации; психосемантический подход в изучении профессио­нального сознания и самосознания и др. Обсуждается опыт психологии
труда в психологическом изучении внешней предметной деятельности как
основы анализа ментальных процессов и свойств субъекта труда. В итоге
анализа сделан вывод о том, что общепсихологическая теория деятель­ности выполняет по отношению к психологии труда роль философскометодологической
основы и общенаучной теории в понимании психики
человека — субъекта труда; она имеет статус конкретно-научной теории
применительно к задачам профессионального развития и обучения.
Практические задачи психологии труда, выходящие за рамки обучения и
развития, требуют разработки специальных научных концепций и теорий,
дополняющих общепсихологическую теорию деятельности.</p>";s:4:"TYPE";s:4:"html";}

Поступила: 20.02.2014
Страницы: 104-121
Автор(ы): Носкова О. Г.;
Ключевые слова: теория деятельности; труд; психология труда; задачи социальной практики; научные концепции разного уровня; оценка при­менимости и достаточности научной теории;

Доступно в on-line версии с 30.09.2014


О журнале Редакция Номера Авторы Для авторов Контакты
Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 2006 - 2018


Все права защищены. Использование графической и текстовой информации разрешается только с письменного согласия руководства МГУ имени М.В. Ломоносова.

Дизайн сайта | Веб-мастер