ISSN 0137-0936 (Print)
ISSN 2309-9852 (Online)
Ru | En
РПО
Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова
Главная RSS Поиск

На факультет психологии

Публикации

Фильтр
Ru:
DOI Number:
  

Липатов С. А. Проблемы концептуализации социальных эмоций и коллективных переживаний в современной социальной психологии: к 70-летнему юбилею Т.Г. Стефаненко // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2020. № 1. С. 143–160.

Актуальность. Традиционным для социально-психологического исследования является изучение большой социальной группы как субъекта социальных представлений, а не переживаний, – иными словами, в имеющихся исследованиях внимание обращается преимущественно на когнитивный компонент «группового ответа» на те или иные социальные события. Т.Г. Стефаненко утверждала, что социально-психологический подход к изучению изменений в обществе должен включать в себя анализ не только процессов социального познания относительно вновь появившихся или трансформированных социальных объектов, но и эмоциональных реакций, неосознанных ожиданий и страхов, вызванных переменами, общих чувств и переживаний. Эта позиция предполагает включение новых категорий в понятийный аппарат психологического знания, а также уточнение содержания уже имеющихся категорий. В данном случае речь идет о такой категории, как коллективные переживания.

Цель. Описание тех теоретических и эмпирических проблем, исследованием которых Т.Г. Стефаненко непосредственно занималась в рамках исследовательского проекта «Переживание социальных проблем представителями различных социальных групп современного Российского общества» (Российский гуманитарный научный фонд, 2012-2014).

Метод. Обзор и анализ исследований, посвященных изучению переживаний, коллективных переживаний и социальных эмоций.

Результаты. Рассмотрены основные подходы к изучению переживаний, коллективных переживаний и социальных эмоций в отечественной и зарубежной психологической литературе. Понятие «коллективные переживания» сопоставлено с категорией «переживание», разработанной в отечественной общей психологии, а также конструктом «коллективные (социальные) эмоции», разрабатываемым в зарубежной социальной психологии. Приведено краткое описание результатов международного кросс-культурного исследования эмоциональных переживаний – вины, стыда сожаления, смущения и т.п., в котором принимала участие Т.Г. Стефаненко.

Заключение. Несмотря на отсутствие единства в концептуализации коллективных переживаний и методологические трудности, изучение социальных переживаний и эмоций представляется плодотворным подходом при проведении эмпирических социально-психологических исследований особенностей восприятия и интерпретации различных социальных процессов на уровне обыденного сознания.

Поступила: 05.02.2020
Принята к публикации: 15.02.2020
Страницы: 143-160
DOI: 10.11621/vsp.2020.01.08
Автор(ы): Липатов С. А. ;
Ключевые слова: переживание; коллективные переживания; социальные/коллективные/групповые эмоции; вина; стыд; Т.Г. Стефаненко;

Доступно в on-line версии с 25.03.2020

К юбилею Александра Ивановича Донцова. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2019. — №4 — с.200-203

Этот год является юбилейным для Александра Ивановича Донцова - доктора психологических наук, профессора кафедры социальной психологии факультета психологии Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, академика РАО, Заслуженного профессора Московского университета, талантливого ученого и педагога. 

А. И. Донцов родился 15 октября 1949 г. во Львове в семье служащих. Родители – отец, Иван Иванович Донцов, финансист, и мать – Мария Алексеевна Донцова, преподаватель русского языка и литературы, в значительной степени повлияли на формирование и становление интеллектуальных способностей и интересов сына.

После окончания средней физико-математической школы № 52 во Львове А. И. Донцов поступает на факультет психологии МГУ имени М. В. Ломоносова, который заканчивает в 1972 году. Большое влияние на формирование его как ученого оказали профессора Г. М. Андреева, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, Б. В. Зейгарник, П. Я. Гальперин. 

Общий стаж научно-педагогической работы А. И. Донцова на факультете психологии МГУ имени М. В. Ломоносова составляет 45 лет.

После окончания аспирантуры и защиты в 1975 году кандидатской диссертации «Теоретические принципы и опыт экспериментального исследования групповой сплоченности», выполненной под руководством профессора Г. М. Андреевой, А. И. Донцов преподает в МГУ сначала в должности ассистента, затем доцента кафедры социальной психологии.

В 1988 году А. И. Донцов защищает докторскую диссертацию «Психологические основы интеграции коллектива». В 1989 году становится профессором, в 2002 году – Заслуженным профессором МГУ.

Поступила: 15.10.2019
Принята к публикации: 15.10.2019
Страницы: 200-203
DOI: 10.11621/vsp.2019.04.200
Автор(ы): Коллектив факультета психологии;
Ключевые слова: Юбилеи;

Купить на сайте eLIBRARY.RU

Доступно в on-line версии с 31.08.2019

Коллектив авторов. Мемориальная конференция, посвященная 85-летию со дня рождения Е.Д. Хомской//Вестник Московского университета.Серия 14. Психология.- 2015.- №2 -с.110-127

Мемориальная конференция, посвященная 85-летию со дня рождения Е.Д. Хомской.

Страницы: 110-127
DOI: 10.11621/vsp.2015.02.110
Автор(ы): Коллектив авторов;
Ключевые слова: конференция;

Доступно в on-line версии с 30.06.2015

Кринчик Е.П. Научно-методическая рефлексия актуального образовательного процесса в отдельном вузе как важнейшая составляющая его самообследования и самоидентификации // Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.- 2014.- №4 -с.142-153.

Научно-методическая рефлексия актуального образовательного процесса в отдельном вузе рассматривается как важнейшая составляющая его самообследования и самоидентификации. По мнению автора, социологические и в особенности психолого-педагогические исследования создают необходимое информационное обеспечение как для совершенствования учебного процесса в каждом вузе, так и для реформирования системы образования в стране в целом. В качестве аргумента дается краткая характеристика особого направления академических и прикладных зарубежных исследований, получившего название Institutional Research (внутренние исследования университета), и работы Центра внутреннего мониторинга НИУ ВШЭ. Делается вывод о недооценке значимости таких исследований для совершенствования и развития профессиональной подготовки студентов на факультете психологии МГУ имени М.В. Ломоносова и о целесообразности создания подобного центра.

Поступила: 21.02.2014
Страницы: 142-153
Автор(ы): Кринчик Е. П;
Ключевые слова: образовательный процесс; самообследование вуза; научно-методическая рефлексия; внутриуниверситетские исследования за рубежом; центр внутреннего мониторинга НИУ ВШЭ;

Доступно в on-line версии с 31.12.2014

Коллектив факультета психологии МГУ. Конкурс дипломных работ-2013 // Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.- 2013.- №4 -с.131-139

Публикация содержит авторские аннотации лучших дипломных работ, выполненных на факультете психологии МГУ имени М.В. Ломоносова в 2013 г.

Страницы: 131-139
Автор(ы): Коллектив факультета психологии;
Ключевые слова: Конкурс дипломных работ-2013; конкурс дипломных работ; аннотации;

Доступно в on-line версии с 30.12.2013

Базаров Т. Ю., Губайдуллина А. Д., Туниянц А. А. Опыт разработки и проведения курса «Профессиональная социализация психолога» на факультете психологии филиала МГУ имени М.В. Ломоносова в г. Ташкенте. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2013. - №3 - с. 112-126.

В статье обсуждается проблема первого этапа профессиональной социализации студентов-психологов, существующая в современной системе высшего профессионального образования, обозначается статус данной проблемы в современной психологической литературе. Дается описание предложенного авторами курса «Профессиональная социализация психолога»: перечисляются образовательные цели учебной дисциплины и основные принципы, раскрывается содержание 5 разделов, обозначаются формы контроля знаний. Анализируются результаты опроса студентов-первокурсников, проведенного авторами после окончания курса. Обсуждаются три основных аспекта: общее впечатление студентов о курсе, формальные и неформальные эффекты обучения. Делается вывод о роли разработанного курса в профессиональной социализации студентов-психологов. На основании двухлетней работы выдвигается перечень перспективных направлений дальнейшего совершенствования курса с целью повышения его эффективности в решении выявленных проблем первого этапа профессиональной социализации психологов.

Поступила: 27.03.2013
Страницы: 112-126
Автор(ы): Базаров Тахир Юсупович;
Ключевые слова: профессиональная социализация; студенты-психологи; социально-психологическая адаптация; программа курса «Профессиональ- ная социализация психолога»; обратная связь;

Доступно в on-line версии с 30.09.2013

Коллектив факультета психологии МГУ. Конкурс дипломных работ-2012 // Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.- 2013.- №1 -с.179-190

Публикация содержит авторские аннотации лучших дипломных работ, выполненных на факультете психологии МГУ имени М.В. Ломоносова в 2012 г.

Страницы: 179-190
Автор(ы): Коллектив факультета психологии;
Ключевые слова: конкурс дипломных работ; аннотации;

Доступно в on-line версии с 30.03.2013

Коллектив факультета психологии МГУ. Конкурс дипломных работ-2011 // Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.- 2013.- №1 -с.160-178

Публикация содержит авторские аннотации лучших дипломных работ, выполненных на факультете психологии МГУ имени М.В. Ломоносова в 2011 г.

Страницы: 160-178
Автор(ы): Коллектив факультета психологии;
Ключевые слова: конкурс дипломных работ; аннотации;

Доступно в on-line версии с 30.03.2013


О журнале Редакция Номера Авторы Для авторов Контакты
Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 2006 - 2020


Все права защищены. Использование графической и текстовой информации разрешается только с письменного согласия руководства МГУ имени М.В. Ломоносова.

Дизайн сайта | Веб-мастер