ISSN 0137-0936 (Print)
ISSN 2309-9852 (Online)
Ru | En
РПО
Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова
Главная RSS Поиск

Методика

Публикации

Фильтр
Ru:
DOI Number:
  

Сидоров К.Р., Васильев И.А. Методика исследования содержания целей человека. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2018. — №3 — с.90-108

Актуальность работы связана с отсутствием в отечественной психологии достаточного количества инструментов, пригодных для исследования содержания целей человека.

Цель. Конструирование нового методического приема для исследования содержания целей человека.

Методы. Метод незаконченных предложений; клиническая беседа; модифицированный вариант проективной методики Р. Эммонса «Оценка личностных стремлений».

Результаты. Произведена модификация методики Р. Эммонса «Оценка личностных стремлений». Изменения коснулись не только предъявляемых респонденту незаконченных предложений для их завершения, но и шкал оценки личностных стремлений (целей): их содержания, последовательности предъявления, используемых оценок. Для анализа целей человека вводятся следующие 17 шкал: важность, ясность, трудность, усилие, возможность сосредоточиться, степень увлеченности, радость, огорчение, успешность в течение последнего времени, вероятность успеха, влияние обстоятельств, контроль за своими действиями, прогресс, важность для близких, степень общественной полезности, поддержка, внешняя/внутренняя причина. В оценках шкал используется 6-балльная градация (от 0 до 5). Все нововведения, осуществленные в методике, обосновываются, показывается необходимость их проведения. Авторская интерпретация полученных данных включает: анализ содержания выделенных стремлений (целей) и их классификацию, заключающуюся в выделении регулярно воспроизводимых целей, аналоговых целей и целей развития; анализ целей по отдельным шкалам на основе выставленных респондентом оценок и по связи шкал друг с другом; оценку взаимовлияния целей, принимающую гармоничный или дисгармоничный характер. Обсуждается апробация методики и возможные сферы ее применения.

Выводы. Заявленный методический прием корректен, имеет большой потенциал для расширения интерпретации и позволяет лучше осознать как содержание выдвигаемых целей, так и средства их достижения.

Поступила: 08.06.2018
Принята к публикации: 22.06.2018
Страницы: 90-108
DOI: 10.11621/vsp.2018.03.90
Автор(ы): Васильев И.А.; Сидоров К.Р. ;
Ключевые слова: метод незаконченных предложений; методика «Оценка личностных стремлений» (Р.Эммонс); содержание целей человека; интерпретация; модификация;

Доступно в on-line версии с 07.09.2018

Рассказова Е.И. Апробация русскоязычной версии шкалы отказа и смены цели. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2018. — №2 — с.100-117

Актуальность. В рамках и общей, и клинической психологии можно найти множество ситуаций, когда отказ от прежней деятельности и начало новой деятельности положительно влияют на дальнейшее развитие, психическое здоровье и внутреннее благополучие человека. В связи с этим представляется актуальным исследование феноменов отказа от цели и смены цели как особых процессов саморегуляции, которые несводимы к другим ее звеньям и могут быть продуктивными для человека. Такие исследования требуют валидизированного инструментария.

Цель. Целью данной работы была апробация русскоязычной версии шкалы отказа и смены цели, предложенной в рамках теории саморегуляции Ч. Карвера и М. Шейера.

Методы. 287 студентов и 4792 сотрудника крупной производственной организации заполняли русскоязычную версию шкалы отказа и смены цели (авторы: К. Врош, М. Шейер и коллеги). Студенты выполняли также методику «Стиль саморегуляции поведения» В.И. Моросановой, «Опросник ориентации на действие/состояние» Ю. Куля в модификации О.В. Митиной, Е.И. Рассказовой и «Опросник когнитивной регуляции эмоций» Е.И. Рассказовой, А.Б. Леоновой и И.В. Плужникова.

Результаты. В обеих выборках были продемонстрированы надежность-согласованность и факторная структура шкалы. Внешняя валидность шкалы подтверждается ожидаемым паттерном связей с особенностями ориентации на действие/состояние, саморегуляции поведения и стратегий когнитивной регуляции эмоций. Результаты иерархического регрессионного анализа свидетельствуют, что отказ и смена цели не сводятся к особенностям саморегуляции поведения не только структурно (на уровне их корреляций между собой), но и функционально: после статистического контроля особенностей саморегуляции готовность к отказу и смене цели остаются предикторами ряда стратегий когнитивной регуляции эмоций.

Выводы. Психометрические характеристики русскоязычной версии шкалы отказа и смены цели достаточны для применения в исследовательских целях. Дальнейшие задачи связаны с дифференциацией процессов смены цели и других особенностей саморегуляции, в особенности их влияния на продуктивность деятельности, здоровье, благополучие личности.

Поступила: 06.04.2018
Принята к публикации: 20.04.2018
Страницы: 100-117
DOI: 10.11621/vsp.2018.02.100
Автор(ы): Рассказова Е.И.;
Ключевые слова: психодиагностика; психология саморегуляции; теория саморегуляции Ч. Карвера и М. Шейера; шкала отказа и смены цели;

Доступно в on-line версии с 20.06.2018

Веракса А.Н., Якушина А.А. Апробация методики «Исследование мысленного представления движений у детей» (Movement Imagery Questionnaire for Children). // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2018. — №1 — с.70-80

Актуальность. Актуальность работы обусловлена отсутствием в отечественном психологическом инструментарии специальной методики, необходимой для оценки способности к образному представлению движений у юных спортсменов.

Цель. Цель работы — апробация на русскоязычной выборке методики «Исследование мысленных представлений движений у детей (Movement Imagery Questionnaire for Children — MIQ-C)», разработанной канадскими исследователями (Р. Мартини с коллегами).

Метод. Анализ исследований, в которых демонстрируется важность использования мысленных образов в тренировочном процессе. Эмпирическое исследование образного представления движений у 112 российских детей-спортсменов 7—12 лет с помощью предварительно адаптированной методики MIQ-C.

Результаты. Выявлены основные виды мысленных образов, которые чаще всего используют юные спортсмены: представления от первого лица, от третьего лица и представление работы мышц. Последнее (кинестетическое) представление является наиболее сложным для детей. Наиболее высокие показатели использования всех трех способов отмечены у детей 9—10 лет. Сравнение результатов, полученных на российской выборке, с результатами канадских исследователей показало, что российские юные спортсмены оценивают свои возможности мысленного представления движений несколько выше, чем их сверстники из Канады.

Выводы. Необходимо расширить выборку, подобрав спортсменов тех видов спорта, которые не представлены на данном этапе работы, и провести проверку валидности русскоязычного варианта методики на расширенной выборке.

Поступила: 23.01.2018
Принята к публикации: 18.02.2018
Страницы: 70-80
DOI: 10.11621/vsp.2018.01.70
Автор(ы): Веракса А.Н.; Якушина А.А.;
Ключевые слова: психология спорта; мысленная тренировка; мысленный образ; мысленное представление; апробация методики; юные спортсмены;

Доступно в on-line версии с 30.03.2018

Рассказова Е.И. Психодиагностика личностных профилей: результаты латентного анализа реструктурированных клинических шкал MMPI­-2 в норме // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2017. — №3 — с. 76-99

Задача дифференциации личностных профилей Миннесотского многофакторного личностного опросника (MMPI) традиционно решается или теоретически (на основе кодировки профилей), или эмпирически (по результатам кластерного анализа базовых клинических шкал). В первом случае полная система кодировки выглядит неоправданно громоздкой. Во втором случае результаты уязвимы для критики из-за интерференции самих шкал, а также из-за недоучета при кластерном анализе ошибок измерения и большого количества ограничений по группам. В данной работе предлагается альтернативный вариант исследования латентных личностных профилей методом их анализа по показателям реструктурированных клинических шкал. На основе выборки русскоязычной апробации второй версии опросника MMPI-2 (N=1443) были выделены четыре типа латентных профилей: (1) нормативный — со средними значениями по большинству шкал при более низких значениях по шкалам невротической триады и небольшом пике по шкале гипоманиакальной активации; (2) «невротический» — с повышением по шкалам невротической триады; (3) «психопатизированный» — с высокими показателями по всем шкалам и пиками по шкалам шизофрении, паранойи и психастении; (4) «защитный/подавляющий» профиль — с крайне низкими показателями по всем шкалам и небольшим пиком по шкале низкого уровня позитивных эмоций. Сопоставление этих профилей по содержательным и дополнительным шкалам MMPI-2 и чертам «Большой пятерки» позволяет предположить, что при «психопатизированном» профиле максимален риск нарушений по типу экстернализации и высок по типу интернализации; при «невротическом» профиле велик риск нарушений по типу интернализации, а отличительной чертой выступает переживание социального дискомфорта, которое максимально в этой группе. При «защитном/подавляющем» профиле возможны трудности, связанные с хроническим подавлением эмоций, в частности соматизация и эмоциональные «вспышки».

Поступила: 15.09.2017
Принята к публикации: 26.09.2017
Страницы: 76-99
DOI: 10.11621/vsp.2017.03.76
Автор(ы): Рассказова Е.И.;
Ключевые слова: психодиагностика личности; тест MMPI-2; реструкту­рированные клинические шкалы; анализ латентных профилей; черты «Большой пятерки»;

Доступно в on-line версии с 30.10.2017

Петренко В.Ф., Митина О.В., Коростина М.А. Психометрический анализ диагностических показателей методики «Сказочный семантический дифференциал». // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2017. — №2 — с. 114-135

Методика «Сказочный семантический дифференциал», в ходе которой респондент должен оценить ряд сказочных персонажей по заданному набору личностных характеристик, предназначена для индивидуальной работы психолога с детьми 4—9 лет. При формулировании личностных характеристик персонажей использованы слова, которые употребляют родители, воспитатели, учителя, общаясь с детьми этого возраста. Анализ отношения ребенка к тому или иному сказочному персонажу позволяет определить специфику его морально-ценностной сферы. Выполнение методики предусматривает также оценку «несказочных» персонажей — значимых для ребенка взрослых (родителей, воспитателя, учителя и др.). Сопоставление оценок сказочных персонажей с оценками значимого взрослого позволяет выявить специфику отношения ребенка к этому взрослому. В статье обсуждаются количественные показатели, которые могут быть вычислены по результатам выполнения методики. Эти показатели характеризуют личность ребенка, его представления о межличностных отношениях с окружающими людьми, размерность категориального пространства межличностного восприятия, содержание этих категорий и их иерархию, уровень когнитивного развития в этой области, степень социализации. Также может быть измерена самооценка ребенка. Приводятся результаты эмпирического исследования московских младших школьников при помощи методики «Сказочный семантический дифференциал», в ходе которого проводился психометрический анализ рассматриваемых показателей. Было показано, что когнитивная сложность межличностного восприятия, определяемая в методике «Сказочный семантический дифференциал», значимо выше у взрослых и не коррелирует с тестами интеллекта. Социализация увеличивается с возрастом, у девочек она выше, чем у мальчиков, отчасти коррелирует с известными методиками, измеряющими уровень социальной адаптации ребенка, степень дифференцированности моральных и конвенциональных норм, вербальный интеллект. Анализ показателей самооценки выявил большую критичность к себе у девочек по сравнению с мальчиками.

Поступила: 29.05.2017
Принята к публикации: 10.06.2017
Страницы: 114-135
DOI: 10.11621/vsp.2017.02.114
Автор(ы): Петренко В.Ф. ; Митина О.В. ; Коростина М. А.;
Ключевые слова: психосемантика; репертуарные решетки; Fairy Semantic Differential; психодиагностика; когнитивная сложность; социализация; межличностное восприятие; самооценка; идентификация со значимыми взрослыми;

Доступно в on-line версии с 10.09.2017

Шмелев А.Г., Лисица И.А. Компьютерное тестирование и геймификация: перспективы мониторинга функционального состояния работников в эпоху компьютеризации психодиагностики. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2016. — №4 — с.98-109

a:2:{s:4:"TEXT";s:1039:"<p>В статье рассматриваются инновации в области обучения и оценки
персонала, связанные с внедрением процессов геймификации компьютерных
средств обучения и оценивания (психодиагностики). В теоретико-
методологической части статьи дается операциональное определение
термина «геймификация», а также обсуждаются факторы, препятствующие
успешной геймификации, — снижающие валидность компьютерных
психодиагностических методов, построенных на использовании игровых
элементов. В экспериментально-методической части статьи приводится
описание новой компьютерной методики «Ложки», предназначенной
для оценки функционального состояния. Эта краткая (трехминутная)
методика представляет собой игровую модификацию таких классических
тестов внимания, как «корректурная проба Бурдона» и «устный счет по
Крепелину». Авторы публикуют данные о достаточно высокой надежности
и валидности новой методики, подтверждающие возможность ее
применения в качестве инструмента для мониторинга (оперативного отслеживания)
функционального состояния.
</p>";s:4:"TYPE";s:4:"HTML";}
Поступила: 29.11.2016
Принята к публикации: 15.12.2016
Страницы: 98-109
DOI: 10.11621/vsp.2016.04.98
Автор(ы): Шмелев А.Г. ; Лисица И. А.;
Ключевые слова: оценка персонала; компьютерная психодиагностика; геймификация; умственная работоспособность; функциональное состояние; корректурная проба; подсчет визуальных предметов;

Доступно в on-line версии с 30.12.2016

Петренко В.Ф., Гладких Н.Ю., Митина О.В. Психосемантический анализ восприятия политических лидеров (на материале выборки студентов из Южной Кореи). // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2016. — №2 — с.64-87

a:2:{s:4:"TEXT";s:1015:"<p>
     Психосемантический подход наиболее востребован, когда речь идет об исследованиях коллективных представлений. Он позволяет выявлять глубинные установки и стереотипы, которые плохо отрефлексированы или скрываются по причине социальной нежелательности, а потому с трудом поддаются диагностике. Отношение к политическим лидерам — как раз такой пример. В статье рассматриваются имиджи ряда современных политических лидеров, а также исторических персонажей, сыгравших в свое время значительную роль в мировой политике, в представлениях студенческой аудитории Южной Кореи. Для получения эмпирических данных (было опрошено 107 человек обоего пола) использовалась авторская психосемантическая методика «Образ политического лидера». Исследование включало построение многомерных семантических пространств, выступающих операциональной моделью категориальных структур восприятия политических лидеров. Для анализа данных использовались методы многомерной статистики: метод главных компонент и дискриминантный анализ.
</p>";s:4:"TYPE";s:4:"HTML";}
Страницы: 64-87
DOI: 10.11621/vsp.2016.02.64
Автор(ы): Петренко В.Ф. ; Гладких Наталья Юрьевна; Митина О.В. ;
Ключевые слова: политическая психология; психосемантика; имидж политического лидера; семантические пространства; методы многомерной статистики; студенты; Южная Корея;

Доступно в on-line версии с 20.09.2016

Рассказова Е.И. Русскоязычная версия опросника восприятия бо­лезни Р.Мосс-­Моррис и др.: апробация на выборке больных с непсихотическими депрессиями. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2016. - №1 - с. 123-142

a:2:{s:4:"TEXT";s:1399:"<p>Приводятся результаты апробации русскоязычной версии опросника восприятия болезни (The Revised Illness Perception Questionnaire — IPQ-R), разработанного Р. Мосс­-Моррис с коллегами для диагностики представ­лений пациентов о причинах, длительности, последствиях заболевания, лечении и своих возможностях контроля за его течением. Выборку апробации (n=80) составили три группы больных в возрасте 17—26 лет (средний возраст 20.2±2.8 года) с непсихотическими депрессиями в рамках расстройств настроения (n=33), расстройств личности (n=22) и шизоти­пического расстройства (n=25) . С целью установления внешней валид­ности методики дополнительно больные заполняли шкалу когнитивного инсайта А. Бека, методики диагностики локуса контроля причин болезни и лечения и методику диагностики самоэффективности в отношении лечения. Показаны надежность­, согласованность и факторная валидность опросника. Больные всех трех групп склонны объяснять болезнь личност­ными и (в меньшей степени) ситуативными факторами, верить в важность и эффективность лечения, свои возможности контролировать состояние и в то, что заболевание краткосрочно и не носит циклического характера. О внешней валидности опросника восприятия болезни свидетельствуют корреляции шкал с результатами интервью, шкалой когнитивного инсайта и методиками локуса контроля в отношении болезни и лечения и само­ эффективности в отношении лечения.</p>";s:4:"TYPE";s:4:"HTML";}
Поступила: 22.11.2015
Страницы: 123-142
DOI: 10.11621/vsp.2016.01.123
Автор(ы): Рассказова Е.И.;
Ключевые слова: представления о болезни и её причинах; опросник восприятия болезни; репрезентация болезни; валидность; непсихотические депрессии; юношеский возраст;

Доступно в on-line версии с 15.04.2016

Астрецов Д.А., Леонтьев Д.А. Психодиагностические возможности «Шкалы внутренней диалоговой активности» П. Олеся //Вестник Московского университета.Серия 14. Психология.- 2015.- №4 -с.66-82

a:2:{s:4:"TEXT";s:1306:"<p>
    В статье раскрывается понятие внутреннего диалога и его понимание в различных психологических школах и направлениях — отечественных и зарубежных. Кратко описаны представления о внутреннем диалоге М.М. Бахтина, Л.С. Выготского, Г.М. Кучинского, Х. Херманса. Представлена методика «Шкала внутренней диалоговой активности» (ШВДА) П. Олеся. Русскоязычная адаптация ШВДА проводилась на выборке 256 человек, 123 из которых участвовали в повторном тестировании спустя две недели. По результатам анализа эмпирических данных основной показатель методики (склонность к внутреннему диалогу) был успешно валидизирован, однако вместо авторской модели, включавшей 7 субшкал, по нашим данным более адекватной оказалась трехфакторная структура ШВДА (внутренний диалог, внутренний мир, внутренний конфликт), обладающая высокими показателями надежности и валидности. Конструкт- ная валидность обосновывается высокой связью с различными формами рефлексивных процессов и аспектами самоотношения. В отличие от дифференциального теста рефлексии Д.А. Леонтьева и Е.Н. Осина ШВДА представляет негативный полюс рефлексии, что подтверждается анализом связи ШВДА с другими личностными переменными. Представленная в работе методика может быть использована как в исследовательских целях, так и для решения прикладных задач.
</p>";s:4:"TYPE";s:4:"HTML";}
Поступила: 20.10.2015
Страницы: 66-82
DOI: 10.11621/vsp.2015.04.66
Автор(ы): Астрецов Д.А.; Леонтьев Д. А.;
Ключевые слова: рефлексия; самоотношение; психодиагностика; внутренний диалог;

Доступно в on-line версии с 31.12.2015

Митина О. В., Сорокина В. В. Ценности старшеклассников: разработка компьютерного диагностического инструментария // Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.- 2015.- №1 -с.42-59.

a:2:{s:4:"TEXT";s:725:"<p>
    В статье описывается созданная авторами компьютерная система диагностики ценностных предпочтений по методике Ш. Шварца. Доступ к системе осуществляется через Интернет. Проведен пилотажный монито­ ринг на выборке из 711 учеников старших классов общеобразовательных государственных школ г. Москвы в возрасте 16—18 лет. Доказана психо­ метрическая надежность и валидность методики. Выявлены сходства и различия шкальных показателей, полученных по компьютерной и тра­ диционной (бланковой) версиям методики. Делается вывод, что разра­ ботанная компьютерная система с удаленным интернет-доступом может использоваться для проведения научных и прикладных исследований, а также мониторингов в образовательных учреждениях.
</p>";s:4:"TYPE";s:4:"HTML";}
Поступила: 29.11.2014
Страницы: 42-59
DOI: 10.11621/vsp.2015.01.42
Автор(ы): Митина О.В. ; Сорокина В.В. ;
Ключевые слова: ценностные ориентации (ЦО); компьютерная диагностика; мониторинг; интернет-доступ; школьники 16—18 лет; психометрика;

Доступно в on-line версии с 31.03.2015

Гришина А.В. Тест-опросник степени увлеченности младших подростков компьютерными играми // Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.- 2014.- №4 -с.131-141.

В статье представлен тест-опросник, разработанный автором на базе методики К. Янг и позволяющий оценить количественную выраженность степени увлеченности младших подростков компьютерными играми — КИ). Опросник содержит 22 вопроса, определяющих пять 5 основных шкал: эмоциональное отношение к КИ; самоконтроль в КИ; целевая направленность на КИ; родительское отношение к КИ; предпочтение виртуального общения реальному. Исследование, проведенное на выборке из 304 школьников г. Нижнего Новгорода в возрасте 11—12 лет, показало, что разработанный тест-опросник дает возможность количественно оценить степень компьютерной зависимости младшего подростка; предоставляет возможность математической обработки; является относительно оперативным способом оценки большого количества респондентов; способствует объективности оценок, не зависящих от субъективных установок лица, проводящего исследование; обеспечивает сопоставимость информации, полученной разными исследователями на разных испытуемых.

Поступила: 24.02.2014
Страницы: 131-141
Автор(ы): Гришина А.В.;
Ключевые слова: компьютерные игры; игровая компьютерная зависимость; младший подростковый возраст; опросник;

Доступно в on-line версии с 31.12.2014

Осин Е.Н., Рассказова Е.И. Краткая версия теста жизнестойкости: психометрические характеристики и применение в организационном контексте // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2013. - №2 - с.147-165.

a:2:{s:4:"TEXT";s:1553:"В статье обсуждается роль жизнестойкости в организационном кон­
тексте и возможности ее психологической диагностики. Представлены
результаты исследования, посвященного разработке и проверке надеж­
ности, структурной и конвергентной валидности сокращенной версии
русскоязычного теста жизнестойкости, разработанного Д.А. Леонтьевым
и Е.И. Рассказовой. На основе данных студенческой выборки (N=1285) из
полной версии теста (45 пунктов) были отобраны 24 утверждения. Анализ
психометрических характеристик краткой версии проводился на выборке
сотрудников производственного предприятия (N=4647). Конфирматорный
факторный анализ подтвердил одномерную структуру методики (с выделе­
нием единого фактора жизнестойкости и двух факторов систематической
ошибки, отражающих особенности реакции респондентов на прямые и об­
ратные пункты и не коррелирующих друг с другом и с общим показателем).
Показатель внутренней согласованности сокращенной шкалы оказался
высоким (альфа Кронбаха 0.91). О конвергентной валидности методики
свидетельствуют полученные корреляции с другими показателями психо­
логического благополучия: диспозициональным оптимизмом, оптимисти­
ческим атрибутивным стилем, надеждой, общей самоэффективностью,
толерантностью к неопределенности, витальностью, удовлетворенностью
жизнью и трудовой деятельностью, а также внутренней мотивацией учебной
и трудовой деятельности. Полученные результаты позволяют рекомендовать
краткую версию в качестве средства экспресс­диагностики жизнестойкости
на различных выборках.";s:4:"TYPE";s:4:"html";}
Поступила: 15.11.2012
Страницы: 147-165
Автор(ы): Осин Е.Н.; Рассказова Е.И.;
Ключевые слова: жизнестойкость; психологическая диагностика; орга­низации; конфирматорный факторный анализ;

Доступно в on-line версии с 30.06.2013

Митина О.В., Сырцова А. Опросник по временной перспективе Ф. Зимбардо (ZTPI): результаты психометрического анализа русскоязычной версии // Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.- 2008.- №4 -с.67-89.

a:2:{s:4:"TEXT";s:651:"<p>
    Проведена оценка психометрических свойств русской версии опросника Зимбардо по временной перспективе (Zimbardo Time Perspective Inventory, ZTPI) на выборке студентов различных специальностей из разных городов России (n=196). Использовались методы: коэффициент альфа Кронбаха, test-retest, эксплораторный факторный анализ, конфирматорный факторный анализ, корреляционный анализ. В результате получены вполне надежные, внутренне консистентные и воспроизводимые шкалы. Факторная структура русской версии практически полностью воспроизводит факторную структуру оригинального опросника ZTPI. Показана конвергентная и дискриминантная валидность.
</p>";s:4:"TYPE";s:4:"html";}
Поступила: 08.09.2006
Страницы: 67-89
Автор(ы): Митина О.В. ; Сырцова Анна;
Ключевые слова: конфирматорный факторный анализ; временная перспектива; временные ориентации; ZTPI;

Доступно в on-line версии с 31.12.2008

Дергачева О.Е., Дорфман Л.Я., Леонтьев Д.А. Русскоязычная адаптация опросника каузальных ориентаций// Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.- 2008.- №3 -с.91-106.

a:2:{s:4:"TEXT";s:410:"<p>
    В статье представлены методика диагностики автономии и самодетерминации личности на основе конструкта каузальных ориентаций (Э. Деси, Р. Райан) и опыт разработки ее русскоязычной версии. Обоснована невозможность исследования прямого перевода исходного англоязычного теста. Приведены психометрические характеристики и другие результаты апробации предлагаемого оригинального русскоязычного опросника.
</p>";s:4:"TYPE";s:4:"html";}
Поступила: 13.10.2007
Страницы: 91-106
Автор(ы): Дергачева О.Е.; Дорфман Л.Я.; Леонтьев Д. А.;
Ключевые слова: самодетерминация; каузальные ориентации; психологическая диагностика; апробация методики;

Доступно в on-line версии с 30.09.2008

Корнилов С.А., Смирнов С.Д., Григоренко Е.Л. Современные средства диагностики интеллектуального потенциала:кросс-культурная адаптация зарубежных методических комплексов// Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2009. - №4 - с.55-66.

a:2:{s:4:"TEXT";s:500:"<p>В статье обсуждаются современные проблемы и подходы к разработке методического инструментария в области психологии образования и психологии
способностей. Излагаются результаты адаптации двух зарубежных методических
комплексов, основанных на теории успешного интеллекта Р. Стернберга и
предназначенных для оценки уровня развития различных видов способностей
у школьников и студентов. Показана перспективность кросс-культурной адаптации современных зарубежных диагностических комплексов.</p>";s:4:"TYPE";s:4:"html";}
Поступила: 24.09.2009
Страницы: 55-66
Автор(ы): Корнилов С.А.; Смирнов С. Д. ; Григоренко Е.Л.;
Ключевые слова: психология образования; диагностика; интеллект; креативность; одаренность; способности; успешность обучения;

Пантилеев С.Р.,Жилина Е.Ю. Методика диагностики защитных механизмов личности // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2009. - №1 - с.67-80.

a:2:{s:4:"TEXT";s:343:"<p>В статье описываются результаты проверки психометрической и содержательной обоснованности одной из российских версий опросников защитных
механизмов. Освещается разработка психодиагностической методики, психометрически обоснованно выявляющей четыре защитных механизма личности — отрицание, компенсацию, проекцию и формирование реакции.</p>";s:4:"TYPE";s:4:"html";}
Поступила: 12.12.2006
Страницы: 67-80
Автор(ы): Пантилеев С.Р.; Жилина Е. Ю.;
Ключевые слова: защитные механизмы личности; методы диагностики; психометрическая и содержательная обоснованность;

Рождественская Н.А., Сорин А.В. Диагностика способов межличностного познания подростков: апробация методики// Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2009. - №4 - с.67-77.

a:2:{s:4:"TEXT";s:555:"<p>В статье представлена разработанная авторами методика диагностики
способов межличностного познания подростков. Описан опыт ее апробации
на выборке учеников 8-го класса средней школы. Проведено сопоставление
уровня владения респондентами способами межличностного познания с их
успеваемостью, а также данными тестов на интеллект, уровень тревожности
и социометрический выбор. Показано, что предлагаемая методика обладает
дифференцирующей способностью и может быть использована в дальнейших
исследованиях личностного развития подростков.</p>";s:4:"TYPE";s:4:"html";}
Поступила: 05.06.2009
Страницы: 67-77
Автор(ы): Рождественская Н.А.; Сорин А. В. ;
Ключевые слова: способы межличностного познания; диагностическая методика; подростки;

Креславская Е.Е., Вартанов А.В. Тест на понимание учебного материала по биологии человека: результаты верификации// Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2009. - №2 - с.72-80.

a:2:{s:4:"TEXT";s:417:"<p>В статье описывается процедура и результаты верификации разработанного авторами теста на понимание учебного материала по биологии человека.
Апробация на выборке 168 школьников и валидизация с помощью 55 экспертов
показали, что метод может применяться в образовательной практике для контроля и своевременной коррекции усвоения материала. Выявлена качественная
специфика мнений экспертов по вопросам теста.</p>";s:4:"TYPE";s:4:"html";}
Поступила: 11.03.2008
Страницы: 72-80
Автор(ы): Креславская Е.Е.; Вартанов А.В.;
Ключевые слова: понимание учебного материала; диагностика понимания; контекстное обучение;

Дегтяренко И.А., Бурмистров И.В., Леонова А.Б. Методика оценки удовлетворенности пользователей интерфейсом интернет-сайта// Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2010. - №1 - с.94-109.

a:2:{s:4:"TEXT";s:756:"Удовлетворенность пользователей является важной характеристикой ка-
чества программных продуктов, в частности интернет-сайтов. Существенным препятствием в эмпирических исследованиях удовлетворенности является от-
сутствие общепринятых методических средств ее оценки. В статье представлены результаты разработки новой психодиагностической методики, пригодной для использования в этих целях. Она представляет собой стандартизированный и
хорошо сбалансированный по составу тест-опросник, обладающий высокой
внутренней согласованностью и дифференцирующей чувствительностью.
Использование этой методики обеспечивает получение многокомпонентной оценки удовлетворенности пользователя как основы для более эргономичного
дизайна интерфейса интернет-сайтов";s:4:"TYPE";s:4:"html";}
Поступила: 30.11.2009
Страницы: 94-109
Автор(ы): Дегтяренко И. А.; Бурмистров И. В.; Леонова А.Б.;
Ключевые слова: пользовательский интерфейс; юзабилити интернет-сайтов; удовлетворенность пользователей; эргономическая оценка программных продуктов;

Рождественская Н.А., Мамонова А.М. Формирование у подростков конструктивных стратегий поведения в конфликтных ситуациях // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2010. - №1 - с.110-116.

a:2:{s:4:"TEXT";s:556:"В статье рассматривается проблема формирования у подростков кон-
структивных стратегий поведения. Приводятся результаты исследования (по методике К. Томаса) стилей поведения современных подростков в конфликтных ситуациях. На материале развивающего эксперимента, проведенного в форме
двух психологических тренингов, показано, что формированию стратегии сотрудничества способствуют упражнения на развитие способов межличностного познания, а формированию стратегии компромисса — упражнения на развитие
рефлексии эмоциональных переживаний и саморегуляции.";s:4:"TYPE";s:4:"html";}
Поступила: 05.06.2009
Страницы: 110-116
Автор(ы): Рождественская Н.А.; Мамонова А. М.;
Ключевые слова: стратегии поведения в конфликтных ситуациях; подростки; психологический тренинг;


1 - 20 из 21
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец
О журнале Редакция Номера Авторы Для авторов Контакты
Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 2006 - 2018


Все права защищены. Использование графической и текстовой информации разрешается только с письменного согласия руководства МГУ имени М.В. Ломоносова.

Дизайн сайта | Веб-мастер