ISSN 0137-0936 (Print)
ISSN 2309-9852 (Online)
Ru | En
РПО
Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова
Главная RSS Поиск

Эмпирические исследования

Публикации

Фильтр
Ru:
DOI Number:
  

Соловьёва О.В. Психология профессионального общения в суде присяжных. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2016. — №3 — с.107-112

a:2:{s:4:"TEXT";s:427:"<p>Профессиональное общение в суде присяжных рассматривается как
общение юристов в сложном коммуникативном пространстве с двумя
контурами и двумя фокусами. Проанализированы коммуникативные
задачи юристов и описаны возможные трудности в профессиональном
общении в суде присяжных. Приведены некоторые результаты изучения
автором трудностей взаимопонимания между юристами и присяжными
заседателями в судебном процессе.
</p>";s:4:"TYPE";s:4:"HTML";}

Поступила: 10.10.2016
Принята к публикации: 01.11.2016
Страницы: 107-112
DOI: 10.11621/vsp.2016.03.107
Автор(ы): Соловьёва О. В.;
Ключевые слова: профессиональное общение юристов; коммуникативное пространство; коммуникативная компетентность; трудности взаимопонимания;

Доступно в on-line версии с 15.11.2016

Рябов В.Б. Субъективное качество жизни и дауншифтинг. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2016. — №3 — с.95-106

a:2:{s:4:"TEXT";s:859:"<p>Предлагается подход к анализу психологического механизма дауншифтинга на основе модели субъективного качества жизни. Использование концепции субъективного качества жизни позволяет подойти к разработке модели психологического механизма дауншифтинга и проводить
на ее основе целостный анализ этого явления. В основе модели субъективного качества жизни лежат критерии эмоциональной и рациональной
удовлетворенности/неудовлетворенности жизнью. Необходимое условие
дауншифтинга — низкий уровень эмоциональной удовлетворенности жизнью, при этом уровень рациональной удовлетворенности жизнью может
находиться на достаточно высоком уровне. Важный элемент объективного
анализа дауншифтинга — изменение такого компонента субъективного
качества жизни, как человеческий потенциал, который определяет оценку
дауншифтинга субъекта его социальным окружением.
</p>";s:4:"TYPE";s:4:"HTML";}

Поступила: 10.10.2016
Принята к публикации: 01.11.2016
Страницы: 95-106
DOI: 10.11621/vsp.2016.03.95
Автор(ы): Рябов В. Б.;
Ключевые слова: феномен дауншифтинга; субъективное качество жизни; нормативная модель; удовлетворенность жизнью; человеческий потенциал; субъективное благополучие;

Доступно в on-line версии с 15.11.2016

Пряжников Н.С., Полевая М.В., Камнева Е.В. Возрастно-психологические аспекты профессиональных деструкций госслужащих. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2016. — №3 — с.87-94

a:2:{s:4:"TEXT";s:353:"<p>Рассматривается проблема возрастно-психологических аспектов
профессиональных деструкций государственных служащих. Выделены
основные этапы развития моральной готовности работника к труду с
сильными рисками профессиональных деструкций. Дана характеристика
«вынужденных» и «естественных» профессиональных деструкций у государственных служащих.
</p>";s:4:"TYPE";s:4:"HTML";}

Поступила: 10.10.2016
Принята к публикации: 01.11.2016
Страницы: 87-94
DOI: 10.11621/vsp.2016.03.87
Автор(ы): Пряжников Н. С.; Полевая М. В.; Камнева Е. В.;
Ключевые слова: профессиональные деструкции; государственные служащие; профессиональная зрелость; психологическое просвещение;

Доступно в on-line версии с 15.11.2016

Молчанов С.В. Морально-ценностные основания профессионального выбора в юношеском возрасте. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2016. — №3 — с.81-86

a:2:{s:4:"TEXT";s:358:"<p>В статье обсуждается проблема ответственности при осуществлении
профессионального самоопределения в юношеском возрасте. Обсуждается
значение ценностно-моральных ориентаций личности как основы профессионального самоопределения и принятия ответственности за выбор.
Выделены личностные составляющие ответственности — автономия и
моральный характер.
</p>";s:4:"TYPE";s:4:"HTML";}

Поступила: 10.10.2016
Принята к публикации: 01.11.2016
Страницы: 81-86
DOI: 10.11621/vsp.2016.03.81
Автор(ы): Молчанов С. В.;
Ключевые слова: личностное и профессиональное самоопределение; морально-ценностная ориентация; ответственность;

Доступно в on-line версии с 15.11.2016

Липатов С.А. Структура включенности работников в организацию как социально-психологическая проблема. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2016. — №3 — с.73-80

a:2:{s:4:"TEXT";s:918:"<p>В статье рассматривается проблема понимания конструкта «вовлеченность работника в организацию» в научной и практической литературе.
Показано, что понятия «организационная приверженность», «организационное гражданское поведение», «организационная идентификация»
и «увлеченность работой» часто рассматриваются как пересекающиеся
с конструктом «вовлеченность работника в организацию». Отмечается
также многообразие понятий, описывающих взаимосвязь работника с
организацией, что создает терминологическую путаницу и затруднения
для их практического использования. Предлагается объединить понятия
«идентификация с организацией», «приверженность к организации» и
«увлеченность работой» в более общее понятие «включенность работников в организацию». Кратко описываются результаты двух эмпирических
исследований, которые частично подтверждают эвристичность данного
подхода.представителей разных видов труда.
</p>";s:4:"TYPE";s:4:"HTML";}

Поступила: 10.10.2016
Принята к публикации: 01.11.2016
Страницы: 73-80
DOI: 10.11621/vsp.2016.03.73
Автор(ы): Липатов С. А. ;
Ключевые слова: вовлеченность в работу; организационная идентификация ; организационная приверженность; включенность работника в организацию;

Доступно в on-line версии с 15.11.2016

Леонова А.Б. Комплексные психологические технологии управления стрессом и оценка индивидуальной стресс-резистентности: опыт интеграции различных исследовательских парадигм. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2016. — №3 — с.63-72

a:2:{s:4:"TEXT";s:830:"<p>Цель проведенного цикла работ — анализ синдромов профессионального стресса, развивающихся в контексте выполнения различных
современных видов труда, и индивидуально-личностных характеристик
работающего человека как факторов, определяющих его устойчивость к
воздействию напряженных условий деятельности со стороны обеспечения успешности выполнения работы, сохранности психического здоровья и личностного благополучия. Описаны две разработанные в рамках
структурно-интегративного подхода к анализу стресса комплексные
технологии управления стрессом: «Интегральная оценка и коррекция
стресса» (ИДИКС) и «Индивидуальная оценка стресс-резистентности»
(ИОСР). Охарактеризованы возможности их применения для решения
практических задач по профилактике и коррекции стрессовых состояний
у представителей разных видов труда.
</p>";s:4:"TYPE";s:4:"HTML";}

Поступила: 10.10.2016
Принята к публикации: 01.11.2016
Страницы: 63-72
DOI: 10.11621/vsp.2016.03.63
Автор(ы): Леонова А.Б.;
Ключевые слова: трудовая деятельность; профессиональный стресс; стресс-резистентность; механизмы регуляции деятельности; психологические технологии управления стрессом;

Доступно в on-line версии с 15.11.2016

Карабанова О.А. Детско-родительские отношения как фактор профессионального самоопределения личности в подростковом и юношеском возрасте. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2016. — №3 — с.54-62

a:2:{s:4:"TEXT";s:1374:"<p>В статье представлены результаты исследования связи детско-родительских отношений подростков и юношей со статусом идентичности
в профессиональном самоопределении. Выявлено, что преобладающими
статусами идентичности в профессиональной сфере в юношеском возрасте являются достигнутая идентичность, мораторий и предрешение, а
в подростковом — мораторий, предрешение и диффузная идентичность.
Обнаружены существенные различия в характере детско-родительских
отношений в группах со статусами предрешения, достигнутой идентичности, моратория и диффузной идентичности. Для подростков и юношей
с низкими статусами (диффузная идентичность, предрешение) характерно
переживание целостности отношений с семьей при директивности родителей и низкой автономии детей. У подростков со статусом моратория
отношения с родителями характеризуются высоким уровнем автономии и
дифференциации от родительской семьи, часто сочетающимися с высокой
конфликтностью и конфронтацией. Интеграция с семьей при достаточно
высокой автономии, уважение мнения родителей характерно для подростков и юношей со статусом достигнутой идентичности. Выявлена гендерная
специфика, отражающая различные роли матери и отца в формировании
идентичности у девушек и юношей. Получены результаты, свидетельствую-
щие о решающей роли отца в формировании статусов идентичности для
обеих гендерных групп.
</p>";s:4:"TYPE";s:4:"HTML";}

Поступила: 10.10.2016
Принята к публикации: 01.11.2016
Страницы: 54-62
DOI: 10.11621/vsp.2016.03.54
Автор(ы): Карабанова О.А. ;
Ключевые слова: личностное и профессиональное самоопределение; статус идентичности; предрешение; мораторий; достигнутая идентичность; диффузная идентичность; детско-родительские отношения;

Доступно в on-line версии с 15.11.2016

Евсевичева И.В., Любимова Г.Ю. Восприятие собственной карьеры на этапе ее завершения. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2016. — №3 — с.45-53

a:2:{s:4:"TEXT";s:906:"<p>
    Работа посвящена изучению восприятия собственной карьеры на
этапе ее завершения. Респонденты: 30 мужчин и женщин в возрасте от 52
до 67 лет, квалифицированные специалисты в разных областях профессиональной деятельности. Методы и методики исследования: интервьюирование, анкетирование, авторские варианты методик «Ранжирование
жизненных ценностей» и «Незаконченные предложения». Полученные
материалы подвергались качественному тематическому анализу. Выявлены основные жизненные приоритеты респондентов данной возрастной
группы, стратегии и мотивация их профессионального поведения, ресурсы трудоустройства, запросы на психологическую помощь. Установлены
внешние и внутренние факторы, влияющие на формирование стратегии
поведения при завершении карьеры. Материал, характеризующий образ
карьеры на ее заключительном этапе, может быть использован в психологической консультативной практике.
</p>";s:4:"TYPE";s:4:"HTML";}

Поступила: 10.10.2016
Принята к публикации: 01.11.2016
Страницы: 45-53
DOI: 10.11621/vsp.2016.03.45
Автор(ы): Евсевичева И. В.; Любимова Г. Ю.;
Ключевые слова: профессиональная карьера; предпенсионный и пенсионный возраст; карьерные стратегии; карьерное консультирование;

Доступно в on-line версии с 15.11.2016

Девишвили В.М., Носкова О.Г. Психологические исследования в целях содействия социально-трудовой реабилитации инвалидов. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2016. — №3 — с.34-44

a:2:{s:4:"TEXT";s:865:"<p>
    В статье намечен ряд проблем практики социально-трудовой реабилитации больных и инвалидов. Показано, что решение этих проблем требует
комплексных психологических исследований. Сделан вывод об особой
роли психологии труда в научном обеспечении практики социально-трудовой реабилитации инвалидов. Эта роль обусловлена тем, что инвалид
рассматривается как личность и потенциальный субъект труда (труда по
самообслуживанию, общественно-полезного труда, труда профессионального). Эффективное развитие практики социально-трудовой реабилитации инвалидов невозможно при использовании лишь готовых научных
теорий, методов, накопленных в разных отраслях психологической науки.
Необходима разработка специальных научных теорий, методов, интегрирующих данные разных отраслей психологии и ориентированных на
решение конкретных задач реабилитационной практики.
</p>";s:4:"TYPE";s:4:"HTML";}

Поступила: 10.10.2016
Принята к публикации: 01.11.2016
Страницы: 34-44
DOI: 10.11621/vsp.2016.03.34
Автор(ы): Девишвили В.М.; Носкова О. Г.;
Ключевые слова: социально-трудовая реабилитация; больные и инвалиды; психологические исследования;

Доступно в on-line версии с 15.11.2016

Величковский Б.Б. Влияние обнаружения и коррекции ошибок на феномен присутствия в виртуальных средах. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2016. — №3 — с.25-33

a:2:{s:4:"TEXT";s:1326:"<p>
     Феномен присутствия заключается в субъективном чувстве реалистичности взаимодействия с виртуальной средой. Присутствие является
важным фактором эффективности использования систем виртуальной
реальности. На возникновение и выраженность феномена присутствия
оказывают влияние как технологические, так и психологические факторы,
в том числе когнитивный контроль. Особое влияние на возникновение
феномена присутствия может оказывать система мониторинга и коррекции ошибок, связанная с обнаружением и нейтрализацией расхождения
между ожидаемыми и реальными результатами когнитивной деятельности.
Было изучено, в какой степени эффективность мониторинга и коррекции
ошибок (оцененная через эффекты замедления после ошибки и адаптации
к конфликту) связаны с аспектами феномена присутствия. Для высокоиммерсивной (CAVE) и низкоиммерсивной (стандартный дисплей) сред
было показано, что (1) эффективная коррекция ошибок предупреждает
развитие негативных соматических эффектов, связанных с работой в виртуальной среде, и (2) эффективное обнаружение когнитивных конфликтов
препятствует возникновению феномена присутствия через обнаружение
неестественности виртуального сценария. В низкоиммерсивной среде
обнаружение конфликтов также препятствовало формированию эмоциональной вовлеченности в виртуальный сценарий.
</p>";s:4:"TYPE";s:4:"HTML";}

Поступила: 10.10.2016
Принята к публикации: 01.11.2016
Страницы: 25-33
DOI: 10.11621/vsp.2016.03.25
Автор(ы): Величковский Б. Б.;
Ключевые слова: виртуальная реальность; присутствие; когнитивный контроль; мониторинг ошибок; замедление после ошибки; адаптация к конфликту;

Доступно в on-line версии с 15.11.2016

Буякас Т.М., Михеев В.А. Феноменологическая герменевтика профессионального становления. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2016. — №3 — с.16-24

a:2:{s:4:"TEXT";s:571:"<p>
     В статье обсуждаются основные идеи и положения феноменологически-герменевтического, понимающего подхода к профессиональному становлению в противовес объективирующим методам психодиагностического (психометрического) и формирующего подходов. Вводится принцип субъектности/авторства и нравственного отношения к осуществляемой деятельности. Предлагаются психотехники, направляющие и поддерживающие усилия «адепта» (человека, выбравшего сферу своей будущей профессиональной деятельности) на личностное отношение к задачам и ходу своего профессионального развития.
</p>";s:4:"TYPE";s:4:"HTML";}

Поступила: 10.10.2016
Принята к публикации: 01.11.2016
Страницы: 16-24
DOI: 10.11621/vsp.2016.03.16
Автор(ы): Буякас Т. М.; Михеев В. А.;
Ключевые слова: феноменологический подход; герменевтическое понимание; личностное и профессиональное самоопределение; профессиональное становление; смысл; диалог; личностный опыт; потенциал; проблематизация себя; принцип субъектности (авторства); сопровождающие психотехники;

Доступно в on-line версии с 15.11.2016

Бухаленкова Д.А. Успешность в профессии в представлениях под- ростков о жизненном успехе. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2016. — №3 — с.10-15

a:2:{s:4:"TEXT";s:1017:"<p>
    В статье приводятся результаты исследования представлений современных подростков о жизненном успехе. Выборку нашего исследования
составили 500 учащихся 10—11 классов московских общеобразовательных
школ и гимназий. Наибольшее внимание в статье уделено анализу успешности в профессии на материале выполнения испытуемыми проективных
методик. Анализ примеров успешных людей позволил выделить наиболее
значимые сферы профессиональной деятельности, а также основные
критерии оценки успешности. Так, наиболее популярными примерами
успешных людей для подростков становятся бизнесмены, заработавшие
состояния благодаря развитию компьютерных технологий, представители шоу-бизнеса и политики. Анализ представлений подростков о своем
будущем через 15 лет позволил выявить критерии, которые являются
наиболее значимыми для современных подростков в оценке будущей
успешности своей профессиональной деятельности. Проанализированы
гендерные различия в представлениях о профессиональной и жизненной
успешности.
</p>";s:4:"TYPE";s:4:"HTML";}

Поступила: 10.10.2016
Принята к публикации: 01.11.2016
Страницы: 10-15
DOI: 10.11621/vsp.2016.03.10
Автор(ы): Бухаленкова Дарья А.;
Ключевые слова: успех; карьера; подростковый возраст;

Доступно в on-line версии с 15.11.2016

Абдуллаева М.М. К вопросу о психосемантической классификации профессий. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2016. — №3 — с.3-9

a:2:{s:4:"TEXT";s:602:"<p>
    Статья посвящена обсуждению возможности использования особенностей субъективных семантик как оснований для предложенной Е.А. Климовым классификации профессий, базирующейся на дифференциации отношений работающего человека к объектам мира. В научной школе Е.Ю. Артемьевой эта классификация понимается как типология замещающей реальности, которая раскрывается через способы свободного описания объектов и метафорическую интерпретацию шкал семантического дифференциала. Соотнесение семантик с профессиональной принадлежностью позволит предсказывать степень соответствия человека миру профессий.
</p>";s:4:"TYPE";s:4:"HTML";}

Поступила: 10.10.2016
Принята к публикации: 01.11.2016
Страницы: 3-9
DOI: 10.11621/vsp.2016.03.03
Автор(ы): Абдуллаева М. М.;
Ключевые слова: мир профессий; психосемантика; классификация профессий; замещающая реальность; семантическое атрибутирование объектов; врачи разных специальностей;

Доступно в on-line версии с 15.11.2016

Ахутина Т.В., Корнеев А.А., Матвеева Е.Ю. Развитие функций прог­ раммирования и контроля у детей 7—9 лет. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2016. - №1 - с. 42-63

a:2:{s:4:"TEXT";s:1305:"<p> Работа посвящена нейропсихологическому анализу развития функций программирования и контроля (управляющих функций) у детей младшего школьного возраста. В исследовании приняли участие 117 первоклассников (возраст 7.62±0.45 года) и 86 третьеклассников (возраст 9.64±0.4 года) с раз­ личной успешностью освоения школьной программы. Оценка состояния управляющих функций проводилась с помощью нейропсихологического обследования и трех компьютерных методик: “Dots”, таблицы Шульте, графомоторная проба. Анализ полученных данных показал хорошую со­ гласованность различных методов оценки. Обнаружено, что от 7 к 9 годам результаты выполнения проб значительно улучшаются, особенно в зада­ ниях с максимальной нагрузкой на управляющие функции. Увеличение темпа выполнения заданий, уменьшение количества ошибок от первого к третьему классу свидетельствуют о заметном развитии функций прог­ раммирования и контроля. Дополнение нейропсихического обследования компьютерными методиками позволяет более дифференцированно оцени­ вать состояние функций программирования и контроля у детей младшего школьного возраста. Сочетанное использование нейропсихологического обследования и компьютерных методик может оказаться достаточно хорошим средством оценки риска возникновения трудностей обучения у младших школьников. </p>";s:4:"TYPE";s:4:"HTML";}

Поступила: 19.01.2016
Страницы: 42-63
DOI: 10.11621/vsp.2016.01.42
Автор(ы): Ахутина Т. В.; Корнеев А. А.; Матвеева Е. Ю.;
Ключевые слова: детская нейропсихология; регуляторные функции; внимание; младшие школьники;

Доступно в on-line версии с 15.04.2016

Синельникова Е.С. Влияние характеристик ситуации на проявление культурных различий в предпочтении способов взаимодействия в конфликте. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2016. - №1 - с. 64-78

a:2:{s:4:"TEXT";s:1183:"<p>Гипотеза исследования: характеристики конфликтной ситуации (тип отношений между партнерами, статусные различия между ними, содержание конфликта) оказывают влияние на проявление культурных различий во взаимодействии в конфликте. Респонденты: 125 голландцев (студенты, средний возраст 21.62 года) и 146 россиян (студенты, средний возраст 20.15 года). Использовалась методика «Конфликтные ситуации» Е.С. Синельниковой (Россия) и Д. Вигболдуса (Нидерланды). Выявлено, что тип отношений между партнерами (деловые, дружеские, семейные отношения), статусные различия между ними и содержание конфликта влияют на проявление культурных различий в предпочтении способов взаимодействия в конфликте. Россияне проявляют бóльшую готовность к выражению своих чувств, к конфронтации в семейном конфликте, гол­ ландцы — в конфликтах, связанных с нарушением социальных норм, неза­ висимо от типа отношений и статусных различий с партнером. Россияне и голландцы проявляют равную готовность к сотрудничеству с партнером в разрешении конфликта в интересах всех его сторон. Голландцы в большей степени предпочитают прямые способы взаимодействия в конфликте, россияне — непрямой способ (иронию).</p>";s:4:"TYPE";s:4:"HTML";}

Поступила: 01.09.2015
Страницы: 64-78
DOI: 10.11621/vsp.2016.01.64
Автор(ы): Синельникова Елена Семёновна;
Ключевые слова: конфликтные ситуация; культура; способы взаимо­ действия в конфликте; российские студенты; голландские студенты;

Доступно в on-line версии с 15.04.2016

Капустин С.А. Использование результатов исследования семей с детско-­родительскими проблемами в практике психологического консультирования взрослых людей. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2016. - №1 - с. 79-95

a:2:{s:4:"TEXT";s:1139:"<p>В предыдущих исследованиях нами было показано, что такие стили родительского воспитания, как гиперопека и сверхтребовательность, способствуют формированию у детей трех аномальных типов личности: ориентированного на внешнюю помощь, ориентированного на соответ­ ствие своего поведения требованиям других людей и ориентированного на протест против такого соответствия. Эти типы личности в значительной мере обусловливают возникновение детско­родительских проблем. В на­стоящем исследовании участвовали взрослые люди (n=54; возраст от 18 до 40 лет), обратившиеся в психологическую консультацию по поводу личных проблем. Анализ консультативных случаев выявил, что 42 из 54 клиентов (78%) в детстве воспитывались в условиях гиперопеки или сверх-требо­вательности. У этих клиентов были обнаружены те же аномальные типы личности, что и у детей из семей клиентов психологической консультации с детско­-родительскими проблемами, воспитывавшихся в аналогичных условиях. Сделан вывод о том, что аномальные типы личности, сформи­ ровавшиеся в детстве клиентов, оказали влияние на возникновение у них уже во взрослом возрасте ряда личных проблем.</p>";s:4:"TYPE";s:4:"HTML";}

Поступила: 24.06.2015
Страницы: 79-95
DOI: 10.11621/vsp.2016.01.79
Автор(ы): Капустин С. А. ;
Ключевые слова: нормальная личность; аномальная личность; стили родительского воспитания; гиперопека; сверхтребовательность; детско-родительские проблемы; личные проблемы;

Доступно в on-line версии с 15.04.2016

Курбатова Т.Н., Валова Ю.А. Личностные особенности подростков, имеющих опыт сексуальных отношений. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2016. - №1 - с. 96-110

a:2:{s:4:"TEXT";s:1143:"<p>Представлены результаты сравнительного исследования личностных особенностей подростков, имеющих и не имеющих опыта сексуальных отношений. Выборка: 405 школьников (г. Санкт-Петербург) в возрасте 14—16 лет: 228 сексуально активных (128 юношей и 100 девушек) и 177 сексуально неактивных (100 юношей и 77 девушек). Использованные методики: «Подростки о родителях» Л.И. Вассерман, И.А. Горьковая, Е.Е. Ромицына; многофакторный личностный опросник «FPI» (фор- ма В) И. Фаренберг, Х. Зарг, Р. Гампел; восьмифакторный личностный опросник Л. Гордона; «Самоактуализационный тест» (САТ) в адаптации Ю.Е. Алешиной, Л.Я. Гозмана, М.В. Загика, М.В. Кроз; тест-опросник самоотношения В.В. Столина; «Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкиса; авторская анкета. Обнаружено, что вне зависимости от пола подростки с опытом сексуальных отношений отличаются от сексуально неактивных высокой общительностью, склонностью к доминированию и энергичностью. Установлено, что дополнительный фактор, провоцирующий подростков на ранние сексуальные отношения, — эмоциональная дистанцированность родителей на фоне отсутствия системы требований.</p>";s:4:"TYPE";s:4:"HTML";}

Поступила: 21.08.2015
Страницы: 96-110
DOI: 10.11621/vsp.2016.01.96
Автор(ы): Курбатова Т.Н.; Валова Юлиана Алексеевна;
Ключевые слова: сексуальное поведение; подростковый возраст; личностные характеристики ; профессиональная самореализация личности; детско-родительские отношения;

Доступно в on-line версии с 15.04.2016

Куколева К.И., Колпачников В.В. Соотношение самоактуализации и эгоцентризма в возрастном периоде ранней взрослости. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2016. - №1 - с. 111-122

a:2:{s:4:"TEXT";s:676:"<p>Проведено изучение соотношения уровней эгоцентризма и самоак­ туализации у 115 представителей возрастного периода ранней взрослости (20—40 лет). Обнаружено отсутствие сильной прямой взаимосвязи пока­ зателей по «Самоактуализационному тесту» (CAT) Ю.Е. Алешиной и др. и «Тесту эгоцентрических ассоциаций» Т.И. Пашуковой и др. Умеренные и слабые корреляции уровня эгоцентризма с несколькими шкалами САТ выявили необходимость рассматривать эгоцентризм и самоактуализацию как сложные феномены, частично связанные между собой, но при этом имеющие связи и с различными другими факторами, среди которых вовле­ ченность в трудовую деятельность, половая принадлежность, возраст.</p>";s:4:"TYPE";s:4:"HTML";}

Поступила: 07.07.2015
Страницы: 111-122
DOI: 10.11621/vsp.2016.01.111
Автор(ы): Куколева Ксения Игоревна; Колпачников В.В.;
Ключевые слова: профессиональная самореализация личности; эгоцентризм; ранняя взрослость; самопринятие; внимание к себе;

Доступно в on-line версии с 15.04.2016

Филиппова Е.В., Фомина Т.Г., Моросанова В.И. Программа развития осознанной саморегуляции как средства повышения надежности учебных действий учащихся в ситуации экзамена и экспериментальная проверка ее эффективности //Вестник Московского университета.Серия 14. Психология.- 2015.- №4 -с.55-65

a:2:{s:4:"TEXT";s:1359:"<p>
    В статье дано общее представление о разработанной авторами программе повышения надежности учебных действий учащихся в ситуации экзамена средствами осознанной саморегуляции. Описаны результаты экспериментальной проверки ее эффективности на 57 учащихся 11-го класса (17—18 лет) СОШ г. Москвы. Для диагностики использовались многошкальный тест-опросник «Стиль саморегуляции учебной деятельности» (ССУД-М) и адаптированный вариант опросника оценочной тревожности Ч.Д. Спилбергера Test Anxiety Inventory (TAI). Анализ экспериментальных данных выявил статистически значимые изменения регуляторных параметров, а также показателей оценочной тревожности в контрольной (28 чел.) и экспериментальной (29 чел.) группах. В экспериментальной группе увеличились значения по регуляторным переменным моделирование, оценка результатов, гибкость, надежность, ответственность, общий уровень саморегуляции; снизились значения по беспокойству и общему уровню тревожности. Анализ надежности учебных действий учащихся путем сравнения академических отметок, пробных и итоговых отметок ЕГЭ показал, что в экспериментальной группе надежность учебных действий выше, чем в контрольной. Эффективность практического при- менения программы развития осознанной саморегуляции как средства повышения надежности учебных действий учащихся в ситуации экзамена экспериментально доказана
</p>";s:4:"TYPE";s:4:"HTML";}

Поступила: 29.07.2015
Страницы: 55-65
DOI: 10.11621/vsp.2015.04.55
Автор(ы): Филиппова Е.В.; Фомина Т.Г. ; Моросанова В.И. ;
Ключевые слова: осознанная саморегуляция; учебная деятельность; надежность учебных действий; оценочная тревожность;

Доступно в on-line версии с 31.12.2015

Толочек В.А., Винокуров Л.В., Журавлева Н.И. Условия социальной среды как ресурсы профессиональной успешности субъектов //Вестник Московского университета.Серия 14. Психология.- 2015.- №4 -с.39-54

a:2:{s:4:"TEXT";s:1423:"<p>
    Цель исследования: выделить условия социальной среды, актуализируемые (идентифицируемые, воспринимаемые) представителями разных социальных групп как ресурсы успешности субъекта на протяжении его профессиональной карьеры. В статье анализируются результаты опроса 147 респондентов (менеджеров, бухгалтеров, частных предпринимателей) в возрасте 31—47 лет, М=39.2 по исследовательской анкете «Динамика профессионального становления субъекта». Опрос проводился в 2010—2013 гг. в ситуациях платных форм профессионального обучения. Разделение выборки на группы (мужчины/женщины, руководители/специалисты) и использование t-сравнения и множественного регрессионного анализа позволило выявить специфические для выделяемых социальных групп структуры и динамику актуализации условий среды как ресурсов. Исследование показало, что у респондентов, занимающих высокие должностные позиции (руководителей) спектр внесубъектных ресурсов достаточно широк и вариативен. Последовательная актуализация разных условий среды как ресурсов профессионального становления субъектов на протяжении профессиональной жизни (от 20 до 65 лет) сопряжена с высоким уровнем профессионализма, его динамичным ростом и долгой сохранностью, с социальной успешностью в целом. У менее реализованных респондентов спектр внесубъектных условий как ресурсов сравнительно узок; для них характерно преимущественное ис- пользование ресурсов родительской семьи.
</p>";s:4:"TYPE";s:4:"HTML";}

Поступила: 02.08.2015
Страницы: 39-54
DOI: 10.11621/vsp.2015.04.39
Автор(ы): Толочек В. А.; Винокуров Л.В.; Журавлева Н.И.;
Ключевые слова: условия; социальная среда; ресурсы; субъект; профессиональная успешность; становление;

Доступно в on-line версии с 31.12.2015


21 - 40 из 59
Начало | Пред. | 1 2 3 | След. | Конец
О журнале Редакция Номера Авторы Для авторов Контакты
Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 2006 - 2018


Все права защищены. Использование графической и текстовой информации разрешается только с письменного согласия руководства МГУ имени М.В. Ломоносова.

Дизайн сайта | Веб-мастер