ISSN 0137-0936 (Print)
ISSN 2309-9852 (Online)
Ru | En
РПО
Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова
Главная RSS Поиск

Эмпирические исследования

Публикации

Фильтр
Ru:
DOI Number:
  

Лобанова Ю.И. Индивидуальный стиль деятельности как прогностический фактор надежности водителя. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2017. — №2 — с. 83-94

В статье обосновывается влияние планирующего стиля деятельности на надежность деятельности водителя. Работа включает описание процесса создания и апробации опросника «Индивидуальный стиль деятельности водителя». Опросник содержит вопросы, оценивающие средства, используемые водителем для осуществления деятельности (в частности, обращение к сохранению информации относительно дорожной среды, схем организации дорожного движения на конкретном маршруте). Представлены данные по проверке надежности опросника (внутренней согласованности и ретестовой). Описана процедура оценки компенсирующего влияния планирующего стиля деятельности водителя на надежность деятельности при невысокой скорости переключения внимания. Компенсационный эффект определялся по соотношению уровня соответствия требованиям деятельности по скорости переключения внимания и сформированности планирующего стиля деятельности. Надежность деятельности водителей оценивалась группой экспертов посредством учета количества и типа аварий с участием водителей. Исследована корреляционная связь между надежностью водителя на протяжении жизни и в течение последнего года. Показана возможность прогноза надежности (безаварийности) водительской деятельности с помощью регрессионного уравнения, содержащего фактор, включающий такие переменные, как возраст, социальный статус, отношение к транспортной сфере, индивидуальный стиль деятельности, надежность на протяжении жизни. Более высокий уровень надежности водительской деятельности определяется сочетанием более высокого социального статуса водителя при большей его связанности с транспортной сферой, более зрелым возрастом, более выраженно планирующим стилем деятельности и более высоким уровнем надежности деятельности на протяжении жизни. Результаты могут быть использованы при подготовке водителей-любителей, так как данная категория участников дорожного движения многочисленна и очень дифференцирована по уровню пригодности к вождению. Стиль деятельности выступает залогом поддержания определенного уровня надежности.

Поступила: 07.06.2017
Принята к публикации: 21.06.2017
Страницы: 83-94
DOI: 10.11621/vsp.2017.02.83
Автор(ы): Лобанова Ю. И.;
Ключевые слова: опросник «Индивидуальный стиль деятельности водителя»; надежность деятельности; прогноз; компенсация; скорость переключения внимания;

Доступно в on-line версии с 10.09.2017

Рикель А.М., Туниянц А.А., Батырова Н. Понятие субъективного благополучия в гедонистическом и эвдемонистическом подходах. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2017. — №2 — с. 64-82

В различных исследованиях  понятие «субъективное благополучие» по-разному соотносится с близкими понятиями и концептами («удовлетворенность жизнью», «счастье», «психологическое благополучие»). Гедонистические традиции трактовки субъективного благополучия подразумевают аффективные переживания в качестве центрального компонента, а эвдемонистические варианты подчеркивают важность процессов самореализации личности. Субъективное благополучие при рассмотрении его как удовлетворенности жизнью детерминируется объективными условиями существования человека, но иногда косвенным путем. В статье описываются основные результаты эмпирического исследования эвдемонистических и гедонистических факторов, проведенного на 120 людях юношеского возраста (студенты, 18—26 лет, 60 девушек и 60 юношей). Гедонистический аспект субъективного благополучия связан как с условиями среды, так и с личностными особенностями, в том числе эвдемонистическими.  Эти объективные и субъективные характеристики могут быть названы факторами, задающими уровень субъективного благополучия, но поскольку оно выполняет регулирующие функции и направляет преобразующую активность субъекта, корректнее говорить о взаимообусловливании  упомянутых параметров. Самоотношение неоднозначно связано с ощущением субъективного благополучия: позитивное самовосприятие, самоинтерес и самопринятие сами по себе повышают субъективное благополучие, но в сочетании с неблагоприятными внешними условиями (в частности с малой наполненностью жизни) наоборот снижают переживание счастья и удовлетворенности. При этом наиболее существенно на переживании счастья и удовлетворенности жизнью в юношеском возрасте сказываются эвдемонистические характеристики личности — вера в себя, зрелость и ценность положительных отношений с другими. Реализация своего потенциала выступает центральным фактором гедонистических аспектов субъективного благополучия.

Поступила: 07.06.2017
Принята к публикации: 21.06.2017
Страницы: 64-82
DOI: 10.11621/vsp.2017.02.64
Автор(ы): Рикель А.М.; Туниянц А.А.; Батырова Н.;
Ключевые слова: субъективное благополучие; психологическое благополучие; удовлетворенность жизнью; внешние и внутренние факторы субъективного благополучия;

Доступно в on-line версии с 10.09.2017

Несмеянова Р.К. Субъективное представление о корпоративной культуре и организационная идентификация: особенности взаимосвязи. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2017. — №1 — с. 88-104

Изучалось наличие влияния переменной «соответствие индивидуальных и организационных ценностей» на взаимосвязь между воспринимаемым типом корпоративной культуры и организационной идентификацией сотрудников, а также роль этой переменной в данной взаимосвязи — в качестве модератора или в качестве медиатора. Респонденты — 92 сотрудника коммерческих предприятий (56 женщин, 36 мужчин; средний возраст 28.6 года). Методики: опросник «Шкалы организационных парадигм» Л. Константина; «Опросник организационной культуры OCS» С. Глейзер и др. в адаптации Е.В. Кузавлёва; опросник «Идентификация с организацией/ подразделением» Б. Эшфорта и Ф. Маела в модификации Ю. Липпонена; методика «Соответствие индивидуальных и организационных ценностей» Ч. О’Райли и др. в адаптации Е.В. Кузавлёва. Использовался метод корреляционного анализа. Были рассчитаны частные коэффициенты корреляции. Полученные результаты свидетельствуют о том, что переменная «соответствие индивидуальных и организационных ценностей» выступает в качестве модератора между переменными «открытый воспринимаемый тип корпоративной культуры» и «идентификация с организацией», т.е. является промежуточной переменной, оказывающей влияние на прочность и/или направление их связи. Чем в большей мере, по мнению работника, его ценности совпадают с ценностями организационной культуры отрытого типа, тем сильнее он идентифицируется с ней. Выдвинуто предположение, что выявленная взаимосвязь двусторонняя, так как, возможно, переменные «открытый воспринимаемый тип корпоративной культуры» и «идентификация с организацией» детерминируют друг друга.

Поступила: 12.03.2017
Принята к публикации: 03.04.2017
Страницы: 88-104
DOI: 10.11621/vsp.2017.01.92
Автор(ы): Несмеянова Р. К.;
Ключевые слова: организационная идентификация ; корпоративная культура; концепция соответствия личности и организации; медиатор; модератор;

Доступно в on-line версии с 30.04.2017

Гордеева Т.О., Сычев О.А. Мотивационные профили как предикторы саморегуляции и академической успешности студентов. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2017. — №1 — с. 67-87

В исследовании проверялась гипотеза о преимуществе профиля учебной мотивации, в котором доминирует внутренняя мотивация, перед другим профилем, в котором в равной степени представлены внутренняя мотивация, мотивация самоуважения и контролируемые формы внешней мотивации (при низком уровне амотивации). Анализ латентных классов подтвердил, что данные профили наиболее типичны для студентов вузов. Студенты с высокой и доминирующей внутренней мотивацией продемонстрировали наиболее высокие показатели любознательности, постоянства интересов, а также воспринимаемого академического контроля и собственно академических достижений, но не отличались от студентов с высокой контролируемой мотивацией по показателям настойчивости, которая была высокой у обоих типов. В целом результаты показывают, что высокая внешняя контролируемая мотивация является неблагоприятным фактором, снижающим мотивационный потенциал субъекта учебной деятельности. Полученные результаты обсуждаются с позиций теории самодетерминации и потребностной модели мотивации.

Поступила: 20.03.2017
Принята к публикации: 28.03.2017
Страницы: 67-87
DOI: 10.11621/vsp.2017.01.69
Автор(ы): Гордеева Т.О. ; Сычев О. А.;
Ключевые слова: контролируе­мая мотивация; теория самодетерминации; академическая мотивация; профили мотивации; внутренняя мотивация;

Доступно в on-line версии с 30.04.2017

Гусев А.Н., Пряжников Н.С., Тюрин К.Г. Экспертная система профориентации школьников «Выбирай и поступай». // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2016. — №4 — с.55-60

a:2:{s:4:"TEXT";s:1029:"<p>Представлены результаты разработки новой компьютерной профориентационной
методики для школьников старших классов на основе
разработанной Е.А. Климовым «формулы профессии» и современной
схемы анализа профессий Н.С. Пряжникова. Показаны основные этапы
получения экспертных оценок, позволивших соотнести компоненты профессиональной
деятельности с официальным перечнем укрупненных специальностей
Минобрнауки РФ. Рассмотрено преимущество 3-уровневых
оценок школьников («хочу», «смогу сейчас» и «смог бы в будущем») перед
традиционным оцениванием школьником своих актуальных предпочтений.
В процессе выбора профессии предпочитаемые характеристики
будущей трудовой деятельности задаются не в виде прямых оценок их
традиционных обозначений (предмет, цели, средства, условия и др.), а через
парные сравнения основных трудовых и учебных действий. Компьютерная
система онлайн-тестирования обеспечивает работу с методикой чрез
Web-интерфейс на современных программных платформах — Windows,
Android, MacOS, iOS, Linux.
</p>";s:4:"TYPE";s:4:"HTML";}
Поступила: 10.10.2016
Принята к публикации: 01.11.2016
Страницы: 55-60
DOI: 10.11621/vsp.2016.04.55
Автор(ы): Гусев А.Н.; Пряжников Н. С.; Тюрин К. Г.;
Ключевые слова: профориентация; экспертная система; трудовые действия; учебные действия; парные сравнения; компьютерное онлайн-тестирование;

Доступно в on-line версии с 30.12.2016

Головей Л.А. Кризисы развития субъекта деятельности на начальных этапах профессионализации. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2016. — №4 — с.47-54

a:2:{s:4:"TEXT";s:918:"<p>В статье излагаются результаты исследования кризисов профессионального
развития на этапах выбора профессии, профессионального
обучения и на начальном этапе профессиональной деятельности. Использовалась
комплексная программа методов, направленных на изучение
показателей учебного и профессионального развития, выраженности
кризисных переживаний, свойств личности и стратегий совладающего
поведения. Выборку составили учащиеся старших классов, студенты
вузов, начинающие профессионалы. Всего 1500 человек в возрасте от 15
до 28 лет. Исследование выявило высокую распространенность кризисов
на всех изученных этапах профессионального развития. Установлено,
что содержание и выраженность кризисных переживаний определяются
этапом развития, личностными ресурсами, социальной ситуацией развития.
Показана возрастающая значимость этапа выбора профессии для
последующих этапов профессионального развития.
</p>";s:4:"TYPE";s:4:"HTML";}
Поступила: 10.10.2016
Принята к публикации: 01.11.2016
Страницы: 47-54
DOI: 10.11621/vsp.2016.04.47
Автор(ы): Головей Л. А.;
Ключевые слова: личностно-профессиональное развитие; субъект деятельности; личность; ресурсы совладания; кризис;

Доступно в on-line версии с 30.12.2016

Березовская Р.А. Особенности отношения к работе и синдром выгорания у руководителей. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2016. — №4 — с.39-46

a:2:{s:4:"TEXT";s:1172:"<p>
    Отношение к работе и особенности проявления синдрома выгорания
в управленческой деятельности рассматриваются в контексте проблемы
психологического обеспечения профессионального здоровья. В статье
обсуждаются результаты эмпирического исследования, цель которого —
изучение особенностей отношения к работе в процессе развития синдрома
выгорания в управленческой деятельности, которое выступает в качестве
одного из ключевых критериев профессионального здоровья руководителей.
Показано, что в целом для руководителей свойственен средний уровень
выраженности синдрома выгорания, наиболее существенный вклад
в развитие которого вносят такие функциональные компоненты, как отсутствие
помощи и дефицит психологической поддержки коллег в работе, а
также проблемы профессионального развития и самосовершенствования.
Анализируются гендерные различия в развитии синдрома выгорания у
руководителей. Полученные результаты могут быть использованы при
разработке и реализации программ ранней профилактики и коррекции
выгорания руководителей, основанных на субъектно-ресурсном подходе
к психологическому обеспечению профессионального здоровья субъектов
труда.
</p>";s:4:"TYPE";s:4:"HTML";}
Поступила: 10.10.2016
Принята к публикации: 01.11.2016
Страницы: 39-46
DOI: 10.11621/vsp.2016.04.39
Автор(ы): Березовская Р. А.;
Ключевые слова: психология профессионального здоровья; выгорание; отношение к работе; ">; ресурсный подход;

Доступно в on-line версии с 30.12.2016

Марищук Л.В. К вопросу о способностях, профпригодности и профессиональном психологическом отборе. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2016. — №4 — с.26-38

a:2:{s:4:"TEXT";s:639:"<p>В статье анализируются понятия «способности», «профессиональная
пригодность», «профессиональный психологический отбор», в разработку
и понимание которых значительный вклад внес Е.А. Климов.
Профессиональный психологический отбор рассматривается как система,
системообразующим фактором которой выступает профессиональная
пригодность лица, избирающего конкретную профессию. В содержание
понятия «способности» включаются мотивация и опыт (знания, навыки,
умения) личности, по аналогии с динамической функциональной структурой
личности, разработанной К.К. Платоновым. Представлена собственная
дефиниция термина «способности».
</p>";s:4:"TYPE";s:4:"HTML";}
Поступила: 10.10.2016
Принята к публикации: 01.11.2016
Страницы: 26-38
DOI: 10.11621/vsp.2016.04.26
Автор(ы): Марищук Л. В.;
Ключевые слова: способности; профессиональная пригодность/непригодность; профессиональный психологический отбор; мотивация; знание; навыки;

Доступно в on-line версии с 30.12.2016

Панов В.И. Этапы овладения профессиональными действиями: экопсихологическая модель становления субъектности. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2016. — №4 — с.16-25

a:2:{s:4:"TEXT";s:399:"<p>Для анализа этапов овладения профессиональными действиями
используется экопсихологическая модель становления субъектности. В
качестве исходной предпосылки для разработки этой модели используется
представление о континууме «спонтанная активность — активность
в форме действия». Дается описание семи стадий развития субъектности
как способности быть субъектом профессионального действия.
</p>";s:4:"TYPE";s:4:"HTML";}
Поступила: 10.10.2016
Принята к публикации: 01.11.2016
Страницы: 16-25
DOI: 10.11621/vsp.2016.04.16
Автор(ы): Панов В.И. ;
Ключевые слова: профессиональные действия; субъектность; становление; стадии; субъект; континуум «активность — деятельность»,; действие-образец;

Доступно в on-line версии с 30.12.2016

Нечаев Н.Н. Профессия и профессионализм: к задачам психологии профессионального творчества. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2016. — №4 — с.3-15

a:2:{s:4:"TEXT";s:555:"<p>Исходя из собственной концепции профессионального творчества,
автор последовательно анализирует понятия «профессия» и «специальность
», а также «профессионализм», указывая на факторы, приведшие в
социально-историческом плане к изменениям мира профессиональной
деятельности и соответствующим изменениям в профессиональной
подготовке. На обширном массиве материала показано, что процесс профессионального
совершенствования как поиск нетривиальных путей развития
деятельности должен стать основой профессиональной подготовки
в любой области.
</p>";s:4:"TYPE";s:4:"HTML";}
Поступила: 10.10.2016
Принята к публикации: 01.11.2016
Страницы: 3-15
DOI: 10.11621/vsp.2016.04.03
Автор(ы): Нечаев Н.Н. ;
Ключевые слова: профессия; специальность; профессиональная деятельность; профессиональная подготовка; профессионализм;

Доступно в on-line версии с 30.12.2016

Соловьёва О.В. Психология профессионального общения в суде присяжных. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2016. — №3 — с.107-112

a:2:{s:4:"TEXT";s:427:"<p>Профессиональное общение в суде присяжных рассматривается как
общение юристов в сложном коммуникативном пространстве с двумя
контурами и двумя фокусами. Проанализированы коммуникативные
задачи юристов и описаны возможные трудности в профессиональном
общении в суде присяжных. Приведены некоторые результаты изучения
автором трудностей взаимопонимания между юристами и присяжными
заседателями в судебном процессе.
</p>";s:4:"TYPE";s:4:"HTML";}
Поступила: 10.10.2016
Принята к публикации: 01.11.2016
Страницы: 107-112
DOI: 10.11621/vsp.2016.03.107
Автор(ы): Соловьёва О. В.;
Ключевые слова: профессиональное общение юристов; коммуникативное пространство; коммуникативная компетентность; трудности взаимопонимания;

Доступно в on-line версии с 15.11.2016

Рябов В.Б. Субъективное качество жизни и дауншифтинг. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2016. — №3 — с.95-106

a:2:{s:4:"TEXT";s:859:"<p>Предлагается подход к анализу психологического механизма дауншифтинга на основе модели субъективного качества жизни. Использование концепции субъективного качества жизни позволяет подойти к разработке модели психологического механизма дауншифтинга и проводить
на ее основе целостный анализ этого явления. В основе модели субъективного качества жизни лежат критерии эмоциональной и рациональной
удовлетворенности/неудовлетворенности жизнью. Необходимое условие
дауншифтинга — низкий уровень эмоциональной удовлетворенности жизнью, при этом уровень рациональной удовлетворенности жизнью может
находиться на достаточно высоком уровне. Важный элемент объективного
анализа дауншифтинга — изменение такого компонента субъективного
качества жизни, как человеческий потенциал, который определяет оценку
дауншифтинга субъекта его социальным окружением.
</p>";s:4:"TYPE";s:4:"HTML";}
Поступила: 10.10.2016
Принята к публикации: 01.11.2016
Страницы: 95-106
DOI: 10.11621/vsp.2016.03.95
Автор(ы): Рябов В. Б.;
Ключевые слова: феномен дауншифтинга; субъективное качество жизни; нормативная модель; удовлетворенность жизнью; человеческий потенциал; субъективное благополучие;

Доступно в on-line версии с 15.11.2016

Пряжников Н.С., Полевая М.В., Камнева Е.В. Возрастно-психологические аспекты профессиональных деструкций госслужащих. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2016. — №3 — с.87-94

a:2:{s:4:"TEXT";s:353:"<p>Рассматривается проблема возрастно-психологических аспектов
профессиональных деструкций государственных служащих. Выделены
основные этапы развития моральной готовности работника к труду с
сильными рисками профессиональных деструкций. Дана характеристика
«вынужденных» и «естественных» профессиональных деструкций у государственных служащих.
</p>";s:4:"TYPE";s:4:"HTML";}
Поступила: 10.10.2016
Принята к публикации: 01.11.2016
Страницы: 87-94
DOI: 10.11621/vsp.2016.03.87
Автор(ы): Пряжников Н. С.; Полевая М. В.; Камнева Е. В.;
Ключевые слова: профессиональные деструкции; государственные служащие; профессиональная зрелость; психологическое просвещение;

Доступно в on-line версии с 15.11.2016

Молчанов С.В. Морально-ценностные основания профессионального выбора в юношеском возрасте. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2016. — №3 — с.81-86

a:2:{s:4:"TEXT";s:358:"<p>В статье обсуждается проблема ответственности при осуществлении
профессионального самоопределения в юношеском возрасте. Обсуждается
значение ценностно-моральных ориентаций личности как основы профессионального самоопределения и принятия ответственности за выбор.
Выделены личностные составляющие ответственности — автономия и
моральный характер.
</p>";s:4:"TYPE";s:4:"HTML";}
Поступила: 10.10.2016
Принята к публикации: 01.11.2016
Страницы: 81-86
DOI: 10.11621/vsp.2016.03.81
Автор(ы): Молчанов С. В.;
Ключевые слова: личностное и профессиональное самоопределение; морально-ценностная ориентация; ответственность;

Доступно в on-line версии с 15.11.2016

Липатов С.А. Структура включенности работников в организацию как социально-психологическая проблема. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2016. — №3 — с.73-80

a:2:{s:4:"TEXT";s:918:"<p>В статье рассматривается проблема понимания конструкта «вовлеченность работника в организацию» в научной и практической литературе.
Показано, что понятия «организационная приверженность», «организационное гражданское поведение», «организационная идентификация»
и «увлеченность работой» часто рассматриваются как пересекающиеся
с конструктом «вовлеченность работника в организацию». Отмечается
также многообразие понятий, описывающих взаимосвязь работника с
организацией, что создает терминологическую путаницу и затруднения
для их практического использования. Предлагается объединить понятия
«идентификация с организацией», «приверженность к организации» и
«увлеченность работой» в более общее понятие «включенность работников в организацию». Кратко описываются результаты двух эмпирических
исследований, которые частично подтверждают эвристичность данного
подхода.представителей разных видов труда.
</p>";s:4:"TYPE";s:4:"HTML";}
Поступила: 10.10.2016
Принята к публикации: 01.11.2016
Страницы: 73-80
DOI: 10.11621/vsp.2016.03.73
Автор(ы): Липатов С. А. ;
Ключевые слова: вовлеченность в работу; организационная идентификация ; организационная приверженность; включенность работника в организацию;

Доступно в on-line версии с 15.11.2016

Леонова А.Б. Комплексные психологические технологии управления стрессом и оценка индивидуальной стресс-резистентности: опыт интеграции различных исследовательских парадигм. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2016. — №3 — с.63-72

a:2:{s:4:"TEXT";s:830:"<p>Цель проведенного цикла работ — анализ синдромов профессионального стресса, развивающихся в контексте выполнения различных
современных видов труда, и индивидуально-личностных характеристик
работающего человека как факторов, определяющих его устойчивость к
воздействию напряженных условий деятельности со стороны обеспечения успешности выполнения работы, сохранности психического здоровья и личностного благополучия. Описаны две разработанные в рамках
структурно-интегративного подхода к анализу стресса комплексные
технологии управления стрессом: «Интегральная оценка и коррекция
стресса» (ИДИКС) и «Индивидуальная оценка стресс-резистентности»
(ИОСР). Охарактеризованы возможности их применения для решения
практических задач по профилактике и коррекции стрессовых состояний
у представителей разных видов труда.
</p>";s:4:"TYPE";s:4:"HTML";}
Поступила: 10.10.2016
Принята к публикации: 01.11.2016
Страницы: 63-72
DOI: 10.11621/vsp.2016.03.63
Автор(ы): Леонова А.Б.;
Ключевые слова: трудовая деятельность; профессиональный стресс; стресс-резистентность; механизмы регуляции деятельности; психологические технологии управления стрессом;

Доступно в on-line версии с 15.11.2016

Карабанова О.А. Детско-родительские отношения как фактор профессионального самоопределения личности в подростковом и юношеском возрасте. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2016. — №3 — с.54-62

a:2:{s:4:"TEXT";s:1374:"<p>В статье представлены результаты исследования связи детско-родительских отношений подростков и юношей со статусом идентичности
в профессиональном самоопределении. Выявлено, что преобладающими
статусами идентичности в профессиональной сфере в юношеском возрасте являются достигнутая идентичность, мораторий и предрешение, а
в подростковом — мораторий, предрешение и диффузная идентичность.
Обнаружены существенные различия в характере детско-родительских
отношений в группах со статусами предрешения, достигнутой идентичности, моратория и диффузной идентичности. Для подростков и юношей
с низкими статусами (диффузная идентичность, предрешение) характерно
переживание целостности отношений с семьей при директивности родителей и низкой автономии детей. У подростков со статусом моратория
отношения с родителями характеризуются высоким уровнем автономии и
дифференциации от родительской семьи, часто сочетающимися с высокой
конфликтностью и конфронтацией. Интеграция с семьей при достаточно
высокой автономии, уважение мнения родителей характерно для подростков и юношей со статусом достигнутой идентичности. Выявлена гендерная
специфика, отражающая различные роли матери и отца в формировании
идентичности у девушек и юношей. Получены результаты, свидетельствую-
щие о решающей роли отца в формировании статусов идентичности для
обеих гендерных групп.
</p>";s:4:"TYPE";s:4:"HTML";}
Поступила: 10.10.2016
Принята к публикации: 01.11.2016
Страницы: 54-62
DOI: 10.11621/vsp.2016.03.54
Автор(ы): Карабанова О.А. ;
Ключевые слова: личностное и профессиональное самоопределение; статус идентичности; предрешение; мораторий; достигнутая идентичность; диффузная идентичность; детско-родительские отношения;

Доступно в on-line версии с 15.11.2016

Евсевичева И.В., Любимова Г.Ю. Восприятие собственной карьеры на этапе ее завершения. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2016. — №3 — с.45-53

a:2:{s:4:"TEXT";s:906:"<p>
    Работа посвящена изучению восприятия собственной карьеры на
этапе ее завершения. Респонденты: 30 мужчин и женщин в возрасте от 52
до 67 лет, квалифицированные специалисты в разных областях профессиональной деятельности. Методы и методики исследования: интервьюирование, анкетирование, авторские варианты методик «Ранжирование
жизненных ценностей» и «Незаконченные предложения». Полученные
материалы подвергались качественному тематическому анализу. Выявлены основные жизненные приоритеты респондентов данной возрастной
группы, стратегии и мотивация их профессионального поведения, ресурсы трудоустройства, запросы на психологическую помощь. Установлены
внешние и внутренние факторы, влияющие на формирование стратегии
поведения при завершении карьеры. Материал, характеризующий образ
карьеры на ее заключительном этапе, может быть использован в психологической консультативной практике.
</p>";s:4:"TYPE";s:4:"HTML";}
Поступила: 10.10.2016
Принята к публикации: 01.11.2016
Страницы: 45-53
DOI: 10.11621/vsp.2016.03.45
Автор(ы): Евсевичева И. В.; Любимова Г. Ю.;
Ключевые слова: профессиональная карьера; предпенсионный и пенсионный возраст; карьерные стратегии; карьерное консультирование;

Доступно в on-line версии с 15.11.2016

Девишвили В.М., Носкова О.Г. Психологические исследования в целях содействия социально-трудовой реабилитации инвалидов. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2016. — №3 — с.34-44

a:2:{s:4:"TEXT";s:865:"<p>
    В статье намечен ряд проблем практики социально-трудовой реабилитации больных и инвалидов. Показано, что решение этих проблем требует
комплексных психологических исследований. Сделан вывод об особой
роли психологии труда в научном обеспечении практики социально-трудовой реабилитации инвалидов. Эта роль обусловлена тем, что инвалид
рассматривается как личность и потенциальный субъект труда (труда по
самообслуживанию, общественно-полезного труда, труда профессионального). Эффективное развитие практики социально-трудовой реабилитации инвалидов невозможно при использовании лишь готовых научных
теорий, методов, накопленных в разных отраслях психологической науки.
Необходима разработка специальных научных теорий, методов, интегрирующих данные разных отраслей психологии и ориентированных на
решение конкретных задач реабилитационной практики.
</p>";s:4:"TYPE";s:4:"HTML";}
Поступила: 10.10.2016
Принята к публикации: 01.11.2016
Страницы: 34-44
DOI: 10.11621/vsp.2016.03.34
Автор(ы): Девишвили В.М.; Носкова О. Г.;
Ключевые слова: социально-трудовая реабилитация; больные и инвалиды; психологические исследования;

Доступно в on-line версии с 15.11.2016

Величковский Б.Б. Влияние обнаружения и коррекции ошибок на феномен присутствия в виртуальных средах. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2016. — №3 — с.25-33

a:2:{s:4:"TEXT";s:1326:"<p>
     Феномен присутствия заключается в субъективном чувстве реалистичности взаимодействия с виртуальной средой. Присутствие является
важным фактором эффективности использования систем виртуальной
реальности. На возникновение и выраженность феномена присутствия
оказывают влияние как технологические, так и психологические факторы,
в том числе когнитивный контроль. Особое влияние на возникновение
феномена присутствия может оказывать система мониторинга и коррекции ошибок, связанная с обнаружением и нейтрализацией расхождения
между ожидаемыми и реальными результатами когнитивной деятельности.
Было изучено, в какой степени эффективность мониторинга и коррекции
ошибок (оцененная через эффекты замедления после ошибки и адаптации
к конфликту) связаны с аспектами феномена присутствия. Для высокоиммерсивной (CAVE) и низкоиммерсивной (стандартный дисплей) сред
было показано, что (1) эффективная коррекция ошибок предупреждает
развитие негативных соматических эффектов, связанных с работой в виртуальной среде, и (2) эффективное обнаружение когнитивных конфликтов
препятствует возникновению феномена присутствия через обнаружение
неестественности виртуального сценария. В низкоиммерсивной среде
обнаружение конфликтов также препятствовало формированию эмоциональной вовлеченности в виртуальный сценарий.
</p>";s:4:"TYPE";s:4:"HTML";}
Поступила: 10.10.2016
Принята к публикации: 01.11.2016
Страницы: 25-33
DOI: 10.11621/vsp.2016.03.25
Автор(ы): Величковский Б. Б.;
Ключевые слова: виртуальная реальность; присутствие; когнитивный контроль; мониторинг ошибок; замедление после ошибки; адаптация к конфликту;

Доступно в on-line версии с 15.11.2016


21 - 40 из 69
Начало | Пред. | 1 2 3 4 | След. | Конец
О журнале Редакция Номера Авторы Для авторов Контакты
Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 2006 - 2019


Все права защищены. Использование графической и текстовой информации разрешается только с письменного согласия руководства МГУ имени М.В. Ломоносова.

Дизайн сайта | Веб-мастер