Lomonosov Psychology Journal
ISSN 0137-0936
eISSN 2309-9852
En Ru
ISSN 0137-0936
eISSN 2309-9852

Article

Konshina T.M., Pryazhnikov N.S., Sadovnikova T.Yu. (2018). The personal professional perspective in modern Russian adolescence: the value and sense aspects. Moscow University Psychology Bulletin, 3, 37-59

Abstract

Relevance. The necessity to research the self-determination of adolescents in the context of significant socio-cultural changes in the Russian Federation at the beginning of the 21stcentury.

ObjectiveStudy of the value and sense orientation of high school students in modern Russia at the stage of preliminary professional self-determination in adolescence.

Methods. Method of studying personal professional perspective (PPP) by N.S. Pryazhnikov; content analysis.

Sample: 240 pupils (133 female, 107 male) of 9th-11thgrades of Moscow schools, aged 14-17.

Results. An analysis of the responses of adolescents to the questions of the methodology of the PPP showed: 1) In 72,5% of answers high school students perceive honest labor as a value; 2) In 81,7% of answers adolescents recognize the necessity and value of professional education after school; 3) In 62,8% of answers the respondents express doubts, and the authors of 23,3% answers deny the value of complicated and expert labor in Russia; 4) 53,3% of adolescent’s answers reflect the wish to leave Russia or thoughts of such possibility.

Conclusions. 1. In the hierarchy of values ​​and sense orientations of modern adolescents in the area of preliminary professional self-determination, the most expressed values are self-development, qualitative education, career achievements, personal success, the perspectives of professional development and decent wages. 2. The adolescents demonstrate a high level of orientation in the current social and economic situation (the economic crisis in Russia) and admit that positive changes in society should be determined by the recognition by society of the value of complicated and skilled labor, the value of honest labor and the value of labor and education exactly in Russia. 3. The data of the study contains widely represented answers without justification, which may reflect the status of the moratorium in the value-sense self-determination of adolescents in the area of labor and vocational education. 4. The current economic situation in Russia is perceived by the surveyed adolescents as unfavorable. More than half of respondents consider the possibility of getting an education and/or moving to a permanent residence abroad as a variant of their professional future.

Sections: Empirical studies;

Received: 06/08/2018
Accepted: 06/22/2018
Pages: 37-59
DOI: 10.11621/vsp.2018.03.37

Keywords: older adolescents; personal professional perspective; values; value and sense orientation; preliminary professional self-determination;

Available Online 07.09.2018

Table 1.

Номер и содержание вопроса методики ЛПП

Ценностно-смысловой аспект ППСП

1. Стоит ли в наше время честно трудиться? Почему вы так считаете («да» или «нет»)?

Осознание ценности честного труда — ценностно-нравственная основа профессионального самоопределения 

2. Стоит ли учиться после окончания школы, ведь можно и так устроиться на работу? Почему («да» или «нет»)?

Осознание необходимости и ценности профессионального образования после школы 

3. Когда, по-вашему, наступят лучшие времена (когда за сложный и квалифицированный труд будут хорошо платить)? Кратко обоснуйте свои прогнозы.

Смысл и ценность сложного и квалифицированного труда; общая ориентировка в социально-экономической ситуации в стране и прогнозирование ее изменения 

13. Собираетесь ли вы в перспективе уехать в другие страны? Почему?

Смысл и ценность труда и образования в России или за рубежом 

Table 2.

№ п/п

Категории обоснования

Кол-во ответов (%)

Примеры ответов

Ответ «ДА»

1

Нет обоснования

64 (34.2)

«Думаю да» (дев., 15 лет, 9 кл.); «Да» (юн., 15 лет, 10 кл.); «Стоит» (юн., 17 лет, 11 кл.).

2

Самоуважение, саморазвитие

37 (19.8)

«Трудиться стоит в любое время, как минимум для саморазвития» (дев., 16 лет, 10 кл.); «Да, это идет от воспитания, всегда, здорово осознавать, что ты честно выполнил свою работу и тебе за нее не стыдно» (юн., 17 лет, 11 кл.).

3

Моральный императив

31 (16.6)

«Мне кажется да. “Учение и труд всё перетрут”» (дев., 14 лет, 9 кл.); «Честно трудиться надо во все времена!» (юн., 16 лет, 10 кл.); «Да, потому что иначе нельзя» (дев., 17 лет, 11 кл.). 

4

Благо общества

23 (12.3)

«Да, для общественного развития» (дев., 15 лет, 9 кл.); «Да. Т.к. честный труд принесет намного более лучший результат и принесет пользу обществу» (юн., 16 лет, 10 кл.); «Да. Честный труд хорошо влияет на общество» (дев., 17 лет, 11 кл.). 

5

Успех, карьера

18 (9.6)

«Да. Если ты хорошо трудишься, то будешь востребован» (юн., 15 лет, 9 кл.); «Да, так как только так можно преуспеть» (дев., 16 лет, 10 кл.); «Да, чтобы добиться чего-то в жизни, добиться своих поставленных целей в жизни» (юн., 16 лет, 11 кл.).

6

Награда, поощрение

10 (5.4)

«Да. Так как чест. труд всегда награждается» (дев., 14 лет, 9 кл.); «Да, потому что мне кажется, что честность награждается» (дев., 15 лет, 10 кл.); «Да, чтобы в последствии заработать деньги» (дев., 17 лет, 11 кл.).

7

Социальный контроль

4 (2.1)

«Да. Потому-что к НЕ честному труду можно отнести незаконные виды деятельности» (юн., 14 лет, 9 кл.); «Стоит. Да. Меньше шансов попать в места заключения и можно спать по ночам» (юн., 16 лет, 10 кл.); «Да, т.к. современные законодательства следят за нелегальностью труда» (дев., 17 лет, 11 кл.).

Ответ «НЕТ»

1

Ситуация в обществе 

20 (57.2)

«Нет, не стоит. В частности в России, многие вопросы решаются за деньги, есть деньги, есть и в какой-то степени власть» (юн., 15 лет, 9 кл.); «Нет. Всё можно купить» (дев., 17 лет, 10 кл.); «Нет, ворам всегда солнце светит все обманывают» (юн., 16 лет, 11 кл.).

2

Личное благополучие 

 

9 (25.7)

«Не стоит, ведь это редко приносит счастье» (юн., 15 лет, 9 кл.); «Чтобы облегчить себе жизнь, нужно уметь лавировать» (дев., 15 лет, 10 кл.); «Нет, не имеет смысла» (юн., 18 лет, 11 кл.).

3

Нет обоснования

6 (17.1)

«Нет» (юн., 16 лет, 9 кл.); «Нет» (дев., 16 лет, 10 кл.).

Table 3.

№ п/п

Категории обоснования

Кол-во ответов

(%)

Примеры ответов

1

Ценности саморазвития, знаний

61 (29.0)

«Да, чтобы повысить уровень знаний» (дев., 14 лет, 9 кл.); «Да, т.к. нужно всё время совершенствоваться» (дев., 16 лет, 10 кл.); «Да, саморазвитие никогда не мешало человеку» (юн., 17 лет, 11 кл.).

2

Трудоустройство и карьера

59 (28.1)

«Да, без высшего трудно устроиться на хорошую работу» (юн., 14 лет, 9 кл.); «Да. Сейчас, без высшего образования никуда не примут» (дев., 16 лет, 10 кл.); «Высш. образование даёт право идти по карьерному росту» (юн., 17 лет, 11 кл.).

3

Моральный императив

34 (16.2)

«Стоит, ведь работа должна быть высокооплачиваемой» (юн., 15 лет, 9 кл.); «Да, образование — это “социальный лифт”, кроме того образование даёт возможность на успешное будущее» (дев., 16 лет, 10 кл.); «Да. Высшее образование обеспечит лучшее положение в обществе и заработную плату» (дев., 17 лет, 11 кл.).

4

Нет обоснования

34 (16.2)

«Да» (юн., 15 лет, 9 кл.); «Стоит учиться» (юн., 16 лет, 10 кл.); «Да, стоит» (дев., 17 лет, 11 кл.).

5

Высшее образование как ценность

19 (9.1)

«Ты никому не нужен со средним образованием» (дев., 15 лет, 9 кл.); «Да, для получения высшего образования» (юн., 16 лет, 10 кл.); «Да, родители хотят, чтобы у меня было высшее образование» (дев., 17 лет, 11 кл.). 

6

Благо общества

3 (16.2)

«Стоит. Чтобы уметь качественно выполнять свои обязанности» (дев., 15 лет, 9 кл.); «Да, стоит, если есть желание принести максимальную пользу обществу» (юн., 15 лет, 10 кл.).

Table 4.

№ п/п

Категории обоснования

Кол-во ответов

(%)

Примеры ответов

1

Нет обоснования

22 (38.6)

«НИ-КО-ГДА!» (юн., 15 лет, 9 кл.); «Никогда :(» (дев., 16 лет, 10 кл.); «Никогда» (юн., 16 лет, 11 кл.).

2

Проблема в современном обществе  (в мире)

20 (35.1)

«Как мне кажется — никогда. Систему сложно сломить» (дев., 15 лет, 9 кл.); «никогда, т.к. люди порочные существа (дев., 16 лет, 10 кл.); «Такое не случится, пока действует капиталистическая система (капитал сосредоточен у незаинтересованных лиц)» (юн., 16 лет, 11 кл.).

3

В России — никогда (невозможно именно в России)

8 (14.0)

«В России? Когда солнце взойдет на Западе, горы уступят рекам, и ветер подует в другую сторону» (дев., 15 лет, 9 кл.); «В России: никогда» (юн., 16 лет, 10 кл.); «Никогда. По крайней мере, в нашей стране — точно. Правительство, играющее в чехарду, ничего не изменит» (юн., 18 лет, 11 кл.).

4

Это невозможно в принципе, по каким-либо причинам

7 (12.3)

«Никогда, ведь в скором времени все заменит робототехника» (юн., 15 лет, 9 кл.); «Никогда не наступит. Лучших времен небывает» (дев., 16 лет, 10 кл.); «Думаю, никогда. Это такой баланс, который нарушать нельзя» (дев., 17 лет, 11 кл.).

Table 5.

№ п/п

Категории обоснования

Кол-во ответов

(%)

Примеры ответов

Ответ «ДА»

1

За границей лучше, чем в России — там ценят труд и лучше образование

57 (70.4)

Да, Россия не перспективна» (дев., 14 лет, 9 кл.); «Да. Чтобы получить достойное образование, которое будут принимать в остальных странах для подтверждения квалификации» (дев., 15 лет, 9 кл.); «Да, там больше зарплаты и условия» (юн., 16 лет, 10 кл.); «Собираюсь, в других странах жить лучше, чем в Москве (деньги, люди, климат)» (дев., 17 лет, 11 кл.); «В Америку, там врачей больше ценят» (юн., 15 лет, 9 кл.); «в Германию, для проф. квалификации» (дев., 16 лет, 10 кл.).

2

Опыт, учеба,  работа

16 (19.8)

«На некоторое время, для расширения кругозора и обучения» (юн., 15 лет, 9 кл.); «Да, чтобы построить свою карьеру (юн., 16 лет, 10 кл.), «да, собираюсь. Чтобы продолжить образование» (дев., 17 лет, 11 кл.).

3

Нет обоснования

8 (9.9)

«уже» (юн., 14 лет, 9 кл.), «да» (дев., 15 лет, 10 кл.), «Да» (юн., 16 лет, 11 кл.).

Ответ «ВОЗМОЖНО»

1

Только на время: расширить кругозор

24 (42.1)

«Да. Чтобы увидеть мир» (дев., 15 лет, 9 кл.); «Я бы не хотела уехать из России, но на год или на 2, почему бы и нет» (дев., 16 лет, 10 кл.); «Очень бы хотелось: хочется увидеть мир и познакомиться с разными людьми, узнать культуру и традиции других стран» (юн., 17 лет, 11 кл.).

2

За границей выше уровень жизни, лучше перспективы

15 (26.3)

«Может быть. Для поиска лучшей жизни» (дев., 15 лет, 9 кл.); «У немцев может быть. Там уровень жизни пенсии, как у нас зарплаты выше» (юн., 15 лет, 10 кл.); «возможно, в других странах перспективы больше» (юн., 17 лет, 11 кл.).

3

Если смогу

9 (15.8)

«Не знаю смогу ли, но хотелось бы» (юн., 15 лет, 9 кл.); «Возможно, если будут позволять средства для переезда, проживания и возможности найти работу» (юн., 16 лет, 10 кл.); «Хотелось бы, но я не настолько хорошо знаю английский язык» (дев., 17 лет, 11 кл.).

4

Нет обоснования

8 (14.0)

«возможно» (дев., 15 лет, 9 кл.); «может быть» (дев., 16 лет, 10 кл.), «возможно, может» (юн., 17 лет, 11 кл.).

Ответ «НЕТ»

1

Нет обоснования

32 (43.8)

«НЕТ» (юн., 15 лет, 9 кл.); «нет» (дев., 16 лет, 10 кл.); «нет, не собираюсь» (дев., 17 лет, 11 кл.).

2

Люблю Россию

25 (34.2)

«Нет не собираюсь; я патриот своей страны» (юн., 14 лет, 9 кл.); «Нет, люблю Россию» (юн., 15 лет, 10 кл.); «Нет, в России мне хорошо живется» (дев., 17 лет, 11 кл.).

3

Не вижу смысла

5 (6.8)

«нет, не за чем» (юн., 14 лет, 9 кл.); «нет, а зачем?» (юн., 16 лет, 10 кл.), «нет, зачем» (юн., 17 лет, 11 кл.).

4

Нет возможности

5 (6.8)

«Нет. Там дорого. Лень, ступор, комплексы» (дев., 15 лет, 9 кл.); «нет, нету денег» (юн., 16 лет, 10 кл.); «Нет, не собираюсь. Проблемы с английским языком» (юн., 17 лет, 11 кл.).

5

Здесь семья, друзья

4 (5.5)

«Бывают обстоятельства при которых приходится, но большого желания нет. В России вся моя семья — и я могу получить образование только в России» (дев., 15 лет, 9 кл.); «Нет, здесь мои друзья и мама» (дев., 16 лет, 10 кл.); «Нет, вся моя семья живет в РФ» (юн., 17 лет, 11 кл.).

6

В России — лучше

2 (2.7)

«нет. В среде комиксов Россия пока слаба, и потому здесь не будет особо жесткой конкуренции» (дев., 14 лет, 9 кл.); «Нет, не очень там любят русских, а я иностранцев недолюбливаю» (юн., 16 лет, 11 кл.).

References

Arendachuk,I.V. (2016). Riski professional'nogo samoopredeleniya starsheklassnikov: psihologo-pedagogicheskij aspekt.Izvestiya Saratovskogo un-ta. Nov. ser. Ser. Akmeologiya obrazovaniya. Psihologiya razvitiya [News of the Saratov University.New Series: Acmeology of education. Developmental Psychology],5,1 (17),70—76.

Aron, I.S. (2013). Professional'noe samoopredelenie starsheklassnikov v kontekste social'noj situacii razvitiya. Natsional'nyy psikhologicheskiy zhurnal [National Psychological Journal],3 (11),20—27.

Asmolov, A.G. (2016). Psychology of modernity as a social situation of development: Challenges of uncertainty, complexity and diversity. Procedia — social and behavioral sciences, 233, 27—34. doi.org/10.1016/j.sbspro.2016.10.122

Belinskaya,E.P., Tihomandrickaya,O.A. (2013). Problemy socializacii: istoriya i sovremennost': ucheb. posobie [Problems of Socialization: History and Modernity: Textbook. allowance]. Moscow: MPSU; Voronezh: MODEK.

Bogomolova, N.N., Malysheva, N.G., Stefanenko, T.G. (2006). Kontent-analiz. In T.V. Folomeeva (ed.) Social'naya psihologiya: Praktikum [Social psychology: Workshop] (pp. 131—163). Moscow: Aspekt Press.

Bozhovich,L.I. (2008). Lichnost' i ee formirovanie v detskom vozraste [Personality and its formation in childhood]. St. Petersburg: Piter.

Burelomova, A.S. (2013). Social'no-psihologicheskie osobennosti cennostej sovremennyh podrostkov: Diss. ... kand. psihol. nauk [Socially-psychological features of values of modern teenagers: Diss. ... cand. psychol. science]. Moscow.

El'konin, D.B. (2011). Detskaya psihologiya: ucheb. posobie [Child psychology: Textbook]. Moscow: Akademiya.

Feldstein,D.I. (2011). A changing child in changing world: Psychological and educational problems of the new school. Psychology in Russia: State of the Art, 4, 383—396. https://doi.org/10.11621/pir.2011.0026

Golovaha,E.I. (2000). Zhiznennaya perspektiva i cennostnye orientacii lichnosti.In: L.V. Kulikov (compil.) Psihologiya lichnosti v trudah otechestvennyh psihologov (pp. 256—269). St. Petersburg: Piter.

Helkama, K. (2004). Values, role-taking and empathy in moral development. Nouvelle Revue do Psychologie Sociale, 3, 1—2, 103—111.

Karabanova, O.A. (2016). Detsko-roditel'skie otnosheniya kak faktor professional'nogo samoopredeleniya lichnosti v podrostkovom i yunosheskom vozraste. Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser. 14. Psihologiya [Moscow University Psychology Bulletin], 3, 54—62. 

Karabanova, O.A. (2018). Sem'ya kak prostranstvo razvitiya lichnosti. Mir psikhologii [The World of Psychology], 1, 37—45.

Karabanova, O.A., Bukhalenkova, D.A. (2016). Perception of success in adolescents.Procedia — Social and Behavioral Sciences, 233, 13—17.doi.org/10.1016/j.sbspro.2016.10.116

Klimov, E.A. (1990). Vvedenie v psihologiyu truda [Introduction to the psychology of work]. Moscow: Prosveshchenie. 

Klimov, E.A. (2004). Vvedenie v psihologiyu truda: ucheb. dlya vuzov[Introduction to the psychology of work: Textbook for universities]. 2-e izd., pererab. i dop. Moscow: Izd-vo Mosk. un-ta; Akademiya. 

Kon, I.S. (1994). Psihologiya starsheklassnika [Psychology of the senior pupil]. Moscow: Prosveshchenie. 

Kon'shina, T.M., Sadovnikova, T.Yu. (2016). Privyazannost' k materi i identichnost' starshih podrostkov v sfere professional'nogo samoopredeleniya. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii [Pedagogical Education in Russia], 6, 189—198.

Molchanov, S.V. (2016). Moral'no-cennostnye osnovaniya professional'nogo vybora v yunosheskom vozraste.Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser. 14. Psihologiya [Moscow University Psychology Bulletin], 3, 81—86.

Molchanov, S.V., Almazova, O.V., Poskrebysheva, N.N., Zapunidi, A.A. (2017). Lichnostnaya avto-nomiya kak faktor razvitiya otvetstvennosti podrostkov. Natsional'nyy psikhologicheskiy zhurnal [National Psychological Journal], 1 (25), 82—88.

Polivanova, K.N. (2011). Izmenenie detstva: proverka gipotezy.In L.F. Obuhova, I. Korepanova (eds.) Na poroge vzrosleniya: Sbornik tezisov uchastnikov Tret'ej Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii po psihologii razvitiya [On the verge of growing up: A collection of abstracts of the participants of the Third All-Russian Scientific and Practical Conference on Developmental Psychology] (pp. 48—60). Moscow: MGPPU.

Pryazhnikov,N.S. (1996). Teoretiko-metodologicheskie osnovy aktivizacii professional'nogo samoopredeleniya: Diss. ... dokt. ped. nauk [Theoretical and methodological bases of activation of professional self-determination: Diss. ... doct. ped. science]. Ekaterinburg. 

Pryazhnikov, N.S. (2016). Proforientologiya: Uchebnik i praktikum [Professional orientation: Textbook and practical work]. Moscow: Yurajt.

Pryazhnikov, N.S. (2017). Metody orientirovki v psihologicheskih “prostranstvah” samoopredeleniya. Natsional'nyy psikhologicheskiy zhurnal [National Psychological Journal], 3 (27), 144—150.

Sadovnikova, T.Yu. (2016). Cennostnye osnovaniya i social'no-ekonomicheskie usloviya samoopredeleniya sovremennyh rossijskih podrostkov v sfere truda. In Yu.P. Zinchenko, A.B. Leonova, O.G. Noskova (eds.) Psihologiya razvitiya cheloveka kak sub"ekta truda. Razvitie tvorcheskogo naslediya E.A. Klimova: Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (Moskva, 12—15 oktyabrya 2016 g.)[Psychology of human development as a sub-subject of labor: Development of the creative heritage of EA Klimov:Materials of the International Scientific and Practical Conference (Moscow, October 12-15, 2016)] (pp. 900—904).Moscow: OOO «Akropol'». Electronic edition — 1 CD (17 Mb) ISBN 978-5-98807-076-4.

Sadovnikova, T.Yu. (2017). Adolescents’ economic socialization in the modern Russia: Experience of investigation. In 18th European Conference on Developmental Psychology (ECDP2017). Utrecht, Netherlands, 29 August – 1 September. Abstract book, pp. 447—448.

Sobkin,V.S., Burelomova,A.S., Smyslova,M.M. (2010). Idealy sovremennogo rossijskogo podrostka.Obrazovatel'naya politika [Educational Policy], 9-10, 59—64.

Sobkin, V.S., Mursaliev, T.A. (2011). Emigracionnye plany starsheklassnikov (po materialam oprosa starsheklassnikov Moskvy i Rigi). Natsional'nyy psikhologicheskiy zhurnal [National Psychological Journal], 2 (6), 126—130.

Tolstyh, N.N. (2015). Sovremennoe vzroslenie. Konsul'tativnaya psihologiya i psihoterapiya [Consultative psychology and psychotherapy], 4, 7—24.

Vartanova, I.I. (2016). Sistema cennostej, motivaciya i samootnoshenie: gendernaya specifika starsheklassnikov.Natsional'nyy psikhologicheskiy zhurnal [National Psychological Journal], № 4 (24), 115—121.

Zakrevskaya, O.V. (2015). Cennostno-smyslovaya sfera lichnosti kak faktor professional'nogo samoopredeleniya uchashchihsya starshego podrostkovogo vozrasta: Avtoref. diss. ... kand. psihol. nauk [The value-semantic sphere of personality as a factor in the professional self-determination of pupils of the senior adolescence: Author's abstract. diss. ... cand. psychol. sciences] Ekaterinburg. 

Zeer, E.F., Rudej, O.A. (2008). Psihologiya professional'nogo samoopredeleniya v rannej yunosti: ucheb. posobie [Psychology of Professional Self-Determination in Early Adolescence: Textbook]. Moscow: Izd-vo MPSI; Voronezh: MODEK. 

Zelenkina, T.D., Pryazhnikova, E.Yu., Sergeeva, M.G. (2016). Roditel'skoe sodejstvie v professional'nom samoopredelenii starsheklassnikov [Parent assistance in the professional self-determination of high school students]. Kursk: Regional'nyj finansovo-ekonomicheskij in-t.


For citing this article:

Konshina T.M., Pryazhnikov N.S., Sadovnikova T.Yu. (2018). The personal professional perspective in modern Russian adolescence: the value and sense aspects. Moscow University Psychology Bulletin, 3, 37-59