ISSN 01370936
Ru | En
Russian Psychological Society
The Faculty of Psychology. Lomonosov Moscow State University.
Main RSS Search

Bityutskaya E.V.

Publications

Filter
En:
DOI Number:
  

Bityutskaya E.V.(2015).The development of psychological culture in practical classes on the course Diagnostics of coping with difficult situations. Moscow University Psychology Bulletin. Series 14.Psychology,1,60-77

In the article author analyzes the development of psychological culture as an important task of the professionalization of high school psychologists. The following conditions of the psychological culture development are highlighted: professional situations modeling; usage of interactive methods; student-centered approach to learning; organization of environment, which enables communication and collaboration of students, reflection and creativity. The content of the course Diagnostics of coping with difficult situations designed by the author is presented. Goals and forms of knowledge control are determined, the content is presented. Practical classes techniques are described in detail: a) methods of interactive work for the assimilation of the theoretical material; b) reacting when there are difficulties in understanding of the educational information; c) the organization of joint activities and communication of students; d) polylogue when analyzing the results used in the workshop techniques; ) ways to increase reflection. The effects of the used methods are discussed. The results of the course based on feedback from students, the dynamics of the perception of a difficult situation are analyzed. The results of the course are related to the criteria of psychological culture

Received: 11/10/2014

Pages: 60-77

DOI: 10.11621/vsp.2015.01.60

Available Online: 03/31/2015

Bityutskaya E.V. (2013). Cognitive appraisal of the difficult life situation in A.N. Leontievs activity approach. The Moscow University Herald. Series 14. Psychology, 3, 40-56

In the most cited psychological theory of stress and coping by R. Lazarus the concept of cognitive appraisal includes evaluation of threat, loss, challenge, control, as well as the analysis of the possibilities of coping. The approach is based on separation of cognitive appraisal and emotion. The article presents a different point of view, the theoretical foundations of which are world image concept by A.N. Leontiev, the principle of unity of the cognitive and emotional components of the appraisal, and the categorization as the basis of evaluation. The processes of formation and the structure of the image of a difficult situation are described on the basis of the works by A.N. Leontiev and his followers. Perception creates a sensual image of the situation; cognition creates a meaning, which is linked with understanding of the situation. Reflection represents in ones conscious a personal meaning, understood as the ratio between the motive and the goal. In the course of categorization the situation is classified as difficult on the basis of certain features (criteria). Based on the theoretical analysis and empirical data, the author shows that the results of evaluations are: a) the significance of the situation; b) matching the events with motives and personal meaning; c) the definition of success of the activities in relation to the goal; d) assessment of accountability, clarity, predictability of the situation, and its impact on the future life; e) the comparison of ones capabilities with the conditions; f) level of the situation difficulty.

Pages: 40-56

Available Online: 06/30/2013

Bityutskaya E.V., Smetanova Yu.V.(2008).The first All-Russian summer psychological school. Moscow University Psychology Bulletin. Series 14.Psychology,4,107-113

The first All-Russian summer psychological school.

Pages: 107-113

Available Online: 12/31/2008

Bityutskaya E.V. (2011). Modern approaches to the research of coping with the difficult life situations. The Moscow University Herald. Series 14. Psychology, 1, 100-111

The issue provides the overview of modern approaches to the definition and research of coping with difficult life situations. The article highlights the problems of difference between the concepts of coping and defense mechanisms. Coping as personality dispositions and dynamic process is considered. The issue deals with the controversial issues of questionnaires’ use and other methods of coping strategies research. The article covers the prospects of complex approach to the study of coping.

Pages: 100-111


About Editorial Board Volumes Authors For Authors Contacts
Moscow University Psychology Bulletin, 2007 - 2017

ISSN 0137-0936 (Print)
ISSN 2309-9852 (Online)
Ru | En
РПО
Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова
Главная RSS Поиск

Битюцкая Е. В.

канд. психол. наук, науч. сотр. кафедры общей психологии ф-та психологии МГУ. E-mail: bityutskaya_ew@mail.ru 

Публикации

Фильтр
Ru:
DOI Number:
  

Битюцкая Е. В. Развитие психологической культуры на практических занятиях по курсу «Диагностика совладания с трудными жизненными ситуациями» // Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.- 2015.- №1 -с.60-77.

В статье анализируется развитие психологической культуры как важная задача профессионализации психологов в вузе. Выделены усло­ вия развития психологической культуры: моделирование профессио­ нальных ситуаций; использование интерактивных методов; личностноориентированный подход к обучению; организация среды, дающей возможности коммуникации и сотрудничества студентов, рефлексии, творчества. Дано описание разработанного автором курса «Диагностика совладания с трудными жизненными ситуациями»: определены задачи и формы контроля знаний, представлено содержание. Подробно описаны приемы проведения практических занятий: а) способы интерактивной работы для усвоения теоретического материала; б) взаимодействие при за­ труднениях в понимании учебной информации; в) организация совместной деятельности и общения студентов; г) полилог при анализе результатов методик, которые разбираются в практикуме; д) способы активизации рефлексии. Обсуждаются эффекты используемых приемов. Представлены результаты курса, полученные на основе обратной связи от студентов, анализа динамики восприятия трудной жизненной ситуации. Результаты курса соотносятся с критериями развития психологической культуры.

Поступила: 10.11.2014
Страницы: 60-77
DOI: 10.11621/vsp.2015.01.60
Ключевые слова: психологическая культура; рефлексия; опыт «потока»; опыт; диагностика; совладание с трудными жизненными ситуациями; практическое занятие; методики;
Разделы журнала: Преподавание психологии;

Доступно в on-line версии с 31.03.2015

Битюцкая Е. В. Когнитивное оценивание трудной жизненной ситуации с позиций деятельностного подхода А.Н. Леонтьева. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2013. - №2 - с. 40-56.

В наиболее цитируемой психологической теории стресса и копинга Р. Лазаруса понятие «когнитивное оценивание» описано как «угроза», «потеря», «вызов», «контроль над ситуацией»; а также анализ возможностей копинга. Данный подход базируется на разделении когнитивной оценки и эмоции. В статье представлена иная точка зрения, теоретическими основаниями которой являются концепция образа мира А.Н. Леонтьева, принцип единства когнитивного и эмоционального компонентов оценки, процесс категоризации как основа оценивания. В опоре на работы А.Н. Леонтьева и его последователей описаны процессы формирования и структура образа трудной жизненной ситуации. Восприятие формирует чувственный образ ситуации, когниция — значение, что связано с пониманием ситуации, ее осмыслением. Рефлексия репрезентирует в сознании личностный смысл, рассматриваемый как отношение мотива к цели. В процессе категоризации ситуация относится к категории трудных путем соотнесения с признаками — критериями. На основе теоретического анализа и эмпирических данных автора показано, что результатом оценивания являются: а) значимость ситуации; б) установление соответствия происходящего мотивам и личностному смыслу; в) определение успешности реализации деятельности в отношении к цели; г) оценки степени подконтрольности, понятности, прогнозируемости ситуации, ее влияния на будущую жизнь; д) соизмерение своих возможностей с условиями; е) степень трудности ситуации.

Страницы: 40-56
Ключевые слова: когнитивное оценивание ситуации; трудная жизненная ситуация; образ мира; личностный смысл;

Доступно в on-line версии с 30.06.2013

Битюцкая Е.В., Сметанова Ю.В. Первая Всероссийская летняя психологическая школа // Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.- 2008.- №4 -с.107-113.

С 28 сентября по 3 октября 2008 г. факультеты психологии МГУ им. М.В. Ломоносова и Томского государственного университета (ТГУ) при финансовой поддержке Оксфордского российского фонда совместно провели Первую Всероссийскую летнюю психологическую школу (ВЛПШ). В ней приняли участие более 50 студентов и аспирантов из разных городов (Москвы, Томска, Новосибирска, Кемерова, Иркутска, Челябинска) и 20 преподавателей. Школа проводилась в одном из самых живописных и уникальных мест России — Алтайском крае, на озере Ая. Тема школы — «Архитектоника психологии: плюрализм и единство».

Страницы: 107-113
Ключевые слова: Первая Всероссийская летняя психологическая школа;

Доступно в on-line версии с 31.12.2008

Битюцкая Е. В. Современные подходы к изучению совладания с трудными жизненными ситуациями // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2011. - №1 - с. 100-111.

В статье представлен обзор современных подходов к определению и исследованию совладания с трудными жизненными ситуациями. Обсуждается вопрос о неоднозначности критериев разделения механизмов психологической защиты и копинга. Рассматривается понимание совладания как устойчивой личностной характеристики и динамического процесса. Анализируются дискуссионные аспекты применения опросников и других методов изучения стратегий и стилей совладания. Подчеркивается перспективность комплексного подхода к исследованию совладания. 

Страницы: 100-111
Ключевые слова: копинг; трудные жизненные ситуации; защитные механизмы; стратегии совладания; стили совладания; когнитивное оценивание ситуации;


О журнале Редакция Номера Авторы Для авторов Контакты
Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 2006 - 2017


Все права защищены. Использование графической и текстовой информации разрешается только с письменного согласия руководства МГУ имени М.В. Ломоносова.

Дизайн сайта | Веб-мастер