Статья
Автор(ы): Казанская Ксения Олеговна; Ромащук Александр Николаевич
Аннотация
Актуальность нового рассмотрения проблемы теоретического анализа перехода от житейских понятий к научным обусловлена обнаружением представителями подхода «концептуальных изменений» особой устойчивости житейских понятий при попытках их преодоления.
Целью исследования является прояснение современного состояния разработки темы перехода от житейских понятий к научным.
Методом исследования послужил теоретический анализ в форме сопоставления двух подходов — «концептуальных изменений» и культурно-исторической концепции Л.С. Выготского.
Результаты. Представители подхода «концептуальных изменений» видят переход от житейских к научным понятиям как «вытеснение» одних понятий другими; при этом «заблуждения», то есть наивные теории, преодолеваются, а некоторые формы житейского мышления могут использоваться для «поддержания» начальных форм научных понятий. В подходе Л.С. Выготского переход осуществляется через трансформацию: обыденные понятия трансформируются в научные.
Выводы.
Точкой пересечения позиций Л.С. Выготского и подхода «концептуальных изменений» является понимание детского мышления как сложного целостного образования, которое сопротивляется простому замещению «взрослым» мышлением.
Основное различие между этими подходами состоит в принципах анализа осуществления перехода от житейских к научным понятиям.
Современная система развивающего обучения Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова является наследницей идей Л.С. Выготского, однако имплицитное понимание этой теорией вопроса перехода между житейскими понятиями и научными несколько отличается от позиции Л.С. Выготского.
Разделы журнала: Фундаментальные исследования
PDF: Загрузить
Поступила: 24.03.2021
Принята к публикации: 20.04.2021
Страницы: 239-259
DOI: 10.11621/vsp.2021.03.12
Доступно в on-line версии с 15.09.2021