Логотип журнала Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология.
ISSN 0137-0936
eISSN 2309-9852
En Ru
ISSN 0137-0936
eISSN 2309-9852

Статья

Автор(ы): Александрова Юлия Юрьевна; Коробанова Жанна Владимировна; Пряжников Николай Сергеевич; Пряжникова Елена Юрьевна; Маркина Ольга Сергеевна

Аннотация

Актуальность. Актуальность проводимого анализаопределяется низким уровнем внимания в обществе к профилактике девиантной экономической социализации детей и подростков в условиях высокой степени неопределенности социально-экономических перспектив российского общества, высоких рисков экономических катаклизм.

Цель. Обосновать важность профилактики девиантной экономической идентичности на этапе становления «экономического этоса культуры» в старшем дошкольном возрасте и последующего «технологического этоса культуры» в младшем школьном и подростковом возрастах. Определить основные направления профилактики.

Метод. Теоретико-методологический анализ, сравнительный анализ, критический анализ как средства, используемые для уточнения понятия «девиантная экономическая идентичность» и определение ее места в контексте близких и смежных понятий (например, «экономическая социализация», «экономическая девиантность», «профессиональная идентичность» и др.).

Результаты. Уточняется понятие «девиантная экономическая идентичность», понимаемая как отождествление человека не только с данной экономической деятельностью, конкретными профессионалами (как примерами для подражания), но также – и с ценностями, и с мировоззренческими позициями, лежащими в основе такой деятельности. Отмечается «парадоксальность» девиантности, при которой возможно несоответствие норм конкретного общества и общекультурных норм, а также – несоответствие общепринятых представлений о девиантности и представлений на девиантность конкретной личности или группы (на уровне семей, коллективов), что часто и провоцирует кризис идентичности.

Выводы. Обоснована важность психолого-педагогической работы с детьми и подростками по решению задач профилактики развития девиантной экономической идентичности, особенно в силу восприимчивости данного возраста к социально сомнительным вариантам экономических отношений и слабой пропаганды в обществе достойных образцов экономического поведения. Выделены психолого-педагогические условия возникновения, развития и профилактики девиантной экономической идентичности у детей и подростков, которые могут быть использованы в практике работы психолога, связанные не только с ориентацией на устоявшиеся ценности, но и с культурой (методом) самого поиска этих ценностей.

Разделы журнала: Теоретические исследования

PDF: Загрузить

Поступила: 04.07.2020

Принята к публикации: 23.07.2020

Страницы: 50-68

DOI: 10.11621/vsp.2020.03.03

Доступно в on-line версии с 20.09.2020

Для цитирования статьи: