Статья
Автор(ы): Погожина Ирина Николаевна; Егорова Варвара Андреевна
Аннотация
Актуальность. Специалисты, оказывающие психологическую помощь детям с особенностями развития, используют развивающие технологии, построенные на базе разныхдетерминационных моделей.Каждая модель и вытекающая из нее технология решает четко очерченный круг проблем и имеет ограничения. При этом содержание моделей, как правило, не рефлексируется, что снижает эффективность их использования.
Цель работы – сопоставление моделей детерминации развития психики и поведения как основы для построения программ психологической помощи детям с особенностями развития.
Метод.Теоретический критический анализ и синтез литературы по проблеме исследования.
Результаты. Сопоставлено содержание детерминационных моделей развития психики и поведения (классических, неклассических, постнеклассических) по 4-м характеристикам. Проанализированы виды детерминационных факторов и программы психологической помощи детям с особенностями развития. Показано, каким образом изучаемые группы факторов учитываются в содержании обучающих программ. Проведен сопоставительный анализ программ психологической помощи и детерминационных моделей, на базе которых они построены. Выделены и описаны ограничения моделей при использовании их для построения развивающих программ. Предложенаинновационная технология и алгоритм изучения системы детерминационных влияний в рамках постнеклассической модели частного уровня для их использования в исследованиях и практике помощи трудным детям.
Выводы. Детерминационные модели продуктивно рассматривать как уточняющие и дополняющие друг друга. Понимание возможностей и ограничений интервенционных технологий, разработанных на базе разных моделей, расширяет возможности оказания психологической помощи детям и подросткам с особенностями развития.
Группы внешних факторов, детерминирующих показатели развития «трудных» детей принципиально не отличаются от таковых у детей нормотипичных. Группы внутренних факторов, связанных с показателями жизнеспособности ребенка и подростка с особенностями развития, могут выступать как цели обучения при построении программ психологической и педагогической помощи трудным детям.
Анализ программ психологической помощи детям с особенностями развития показал, что они строятся на базе классических и неклассических моделей и имеют как сильные стороны, так и ограничения, обусловленные заложенными в моделях представлениями о системности психики человека.
Постнеклассические детерминационные модели преодолевают ограниченность классических и неклассических и открывают возможности создания инновационных технологий при работе с особенными детьми. Разработанные автором на базе постнеклассической парадигмы программы формирования логических операций и сложных познавательных умений доказывают эффективность такого подхода.
Разделы журнала: Теоретические исследования
PDF: Загрузить
Поступила: 30.06.2020
Принята к публикации: 23.07.2020
Страницы: 23-49
DOI: 10.11621/vsp.2020.03.02
Доступно в on-line версии с 20.09.2020