Логотип журнала Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология.
ISSN 0137-0936
eISSN 2309-9852
En Ru
ISSN 0137-0936
eISSN 2309-9852

Статья

Деева Т.М. Усвоение простых закономерностей в исследованиях имплицитного научения. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2020. — №1 — с.124-142

Автор(ы): Деева Татьяна Михайловна

Аннотация

Актуальность. Согласно современным эмпирическим данным, неосознанно обработанная информация может оказывать существенное влияние на поведение человека во всех сферах деятельности. Сведения о механизмах такой обработки фрагментарны и зачастую противоречивы. Для исследования имплицитного научения, то есть процесса неосознанного получения знания, в экспериментальной психологии традиционно применяются различные подходы, ни в одном из которых не получены окончательные ответы относительно степени осознанности и абстрактности усваиваемого знания. Изучение имплицитного усвоения простых закономерностей позволяет более тщательно рассмотреть вопрос о существовании неосознаваемого знания и степени его влияния на решение различных когнитивных задач. Использование такого подхода дает возможность применять более строгие критерии выявления эксплицитного знания и предполагает получение более чистых экспериментальных эффектов имплицитного научения. 

Цель работы. Рассмотреть и проанализировать опыт применения экспериментальных техник, связанных с усвоением простых закономерностей в исследованиях имплицитного научения.

Метод. Обзор и анализ исследований с использованием простых закономерностей в области имплицитного научения.

Результаты. В статье рассмотрены исследования в рамках экспериментальных парадигм «усвоение инвариантных характеристик» и «обнаружение скрытых ковариаций». Представлены наиболее значимые экспериментальные исследования, их результаты и последующая критика, повлиявшая на совершенствование экспериментальных процедур. Описаны проблемы использования различных типов заданий в обучающей и тестовой частях. Обозначены основные возможности и ограничения использования данных парадигм для выявления эффекта имплицитного научения. Рассмотрены дальнейшие перспективы применения описанных техник с учетом необходимости более строгого подхода к измерению степени осведомленности испытуемых.

Выводы. Экспериментальные подходы, связанные с использованием простых закономерностей, могут оказаться перспективными для исследования механизмов имплицитного формирования и усвоения ассоциаций. 

Разделы журнала: Эмпирические исследования

PDF: Загрузить

Поступила: 11.10.2019

Принята к публикации: 25.12.2019

Страницы: 124-142

DOI: 10.11621/vsp.2020.01.07

Ключевые слова: имплицитное научение; усвоение инвариантов; обнаружение скрытых ковариаций

Доступно в on-line версии с 25.03.2020

Для цитирования статьи:

Деева Т.М. Усвоение простых закономерностей в исследованиях имплицитного научения. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2020. — №1 — с.124-142