Логотип журнала Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология.
ISSN 0137-0936 (Print)
ISSN 2309-9852 (Online)
En Ru
ISSN 0137-0936 (Print)
ISSN 2309-9852 (Online)
Статьи

Статья

Погожина И.Н., Сергеева М.В., Егорова В.А. Цифровая компетентность и детство — уникальный вызов 21 века (анализ современных исследований). // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2019. — №4 — с.80-106

Автор(ы): Погожина И.Н.; Сергеева Марина Владимировна; Егорова Варвара Андреевна

Аннотация

Актуальность. Переход от аналоговой экономики к цифровой сопровождается цифровизацией всех сфер жизни, в частности, сферы образования, и, согласно распоряжению правительства РФ, требует пересмотра целей, учебного содержания и разработки новых средств, обеспечивающих обучение в течение всей жизни человека, а также построения новых компетентностных моделей. 

Цель. Сопоставительный логико-категориальный анализ различных моделей, описывающих цифровые компетенции на основе обзора отечественных и зарубежных исследований. Определение содержания и места цифровых компетенций в современных компетентностных моделях.

Метод. Теоретический критический анализ и синтез литературы по проблемам цифровой компетентности.

Результаты.Вектор развития экономики в РФ на ближайшие 10 лет сместится на развитие экономики знаний. Компетенции, востребованные на рынке труда при аналоговой экономике (профессии категорий «Правило» и «Умение»), будут вытеснены компетенциями профессий категории «Знание». Данный переход создаёт ряд проблем: 1) современное поколение учащихся отличается от поколения, к обучению которого готовили нынешних педагогов. Это проявляется в том, что ученики подкованы гораздо лучше своих учителей в сфере использования цифровых технологий, так как были погружены в цифровую среду с раннего детства; 2) отсутствует единый подход к определению понятия «цифровая компетентность». В первой части представлен анализ имеющихся определений, содержания и видов цифровой компетентности. Во второй – сравнение различных моделей цифровых компетенций. В третьей – противоречивость результатов эмпирических исследований о пользе и вреде цифровых технологий для психического развития детей.

Выводы. 1. Повсеместная цифровизация создаёт необходимость разработки новой компетентностной модели для экономики знаний. 2. Понятие «цифровая грамотность» содержательно включено в понятие «цифровая компетентность» по принципу «часть-целое». 3. Наука предоставляет всё больше результатов положительного влияния цифровой среды на развитие психики и поведения человека. 4. Необходим планомерный подход к формированию цифровой компетентности в виде специализированных образовательных программ, базирующихся на обобщенных ориентировочных основах действия (ООД) с учетом возрастных особенностей обучающихся.

Разделы журнала: Эмпирические исследования; Теоретические исследования

Поступила: 20.07.2019

Принята к публикации: 08.09.2019

Страницы: 80-106

DOI Number: 10.11621/vsp.2019.04.80

Ключевые слова: компетенции; экономика знаний; цифровая экономика; цифровизация; цифровая грамотность

Доступно в on-line версии с 31.08.2019

Купить на сайте eLIBRARY.RU

Для цитирования статьи:

Погожина И.Н., Сергеева М.В., Егорова В.А. Цифровая компетентность и детство — уникальный вызов 21 века (анализ современных исследований). // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2019. — №4 — с.80-106