Логотип журнала Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология.
ISSN 0137-0936
eISSN 2309-9852
En Ru
ISSN 0137-0936
eISSN 2309-9852

Статья

Веракса А. Н., Леонов С. В., Горовая А. Е. Психологические особенности художественных гимнасток. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2011. - №4 - с. 134-147.

Автор(ы): Леонов Сергей Владимирович; Веракса Александр Николаевич

Аннотация

В статье представлены результаты исследования психологических особенностей 13 спортсменок, имеющих высокие разряды по художественной гимнастике. Диагностика проводилась с помощью опросника «Использование образов в спорте» (ИОС) и аппаратурных методик, разработанных на базе приборов «Хроноскоп-2006» и «Активациометр». Показано, что гимнастки предпочитают использовать образы когнитивного, а не мотивационного, типа и внутреннюю перспективу образов. Установлено, что испытуемые распределены по всей градации разрядов координированности движений (высокая, выше среднего, средняя и т.д.), т.е. несмотря на то что все они имеют высокие спортивные разряды, уровни их владения двигательным навыком существенно различаются.

PDF: /pdf/vestnik_2011_4/vestnik_2011-4_134-147.Pdf

Страницы: 134-147

Ключевые слова: психология спорта; психология спорта; темпоральность; образ; художественная гимнастика; опросник «Использование образов в спорте»

1. Проблема

Художественная гимнастика — ациклический, сложно координированный вид спорта. Его специфика требует от спортсменки развития и совершенствования гибкости во всех ее проявлениях, тонкой координации движений, чувства ритма, музыкальности, артистичности. В свою очередь сложность структуры двигательных действий обусловливает необходимость запоминать большой объем относительно независимых друг от друга движений. Это предъявляет требования к памяти, а также к таким качествам, как исполнительность, ясность и полнота зрительных представлений, точность воспроизведения движения.

Использование образных представлений — эффективное средство подготовки спортсменов (Morris et al., 2005; Vealey, Greenleaf, 2001). По мнению ряда авторов, его эффективность зависит от профессионального уровня спортсмена (Bohan et al., 1999; Feltz, Landers, 1983; Janssen, Sheikh, 1994; Perry, Morris, 1995).

Основными по данному направлению являются работы К. Холла и его коллег (Cumming, Hall, 2002; Hall et al., 1990). Отметим, что данные исследования базируются на предложенной K. Мартином, С. Морицем и С. Холлом модели использования мысленных образов в спорте (Martin et al., 1999), согласно которой спортсмены могут использовать 5 видов умственных образов: a) когнитивные общие (КО) — связанные с соревновательными стратегиями; b) когнитивные специальные (КС) — направленные на совершенствование или образование навыков; c) мотивационные общие-активирующие (МО-A) — связанные с физиологическим возбуждением, релаксацией и соревновательной тревогой; d) мотивационные общие-регулирующие (МО-Р) — репрезентирующие эффективный копинг и уверенность в трудных ситуациях; e) мотивационные специальные (МС) — образы, олицетворяющие конкретные цели и целенаправленную деятельность. В своей работе мы, вслед за авторами, также будем придерживаться данной модели.

К. Холл с коллегами (Hall et al., 1998) показали, что чем выше профессиональный уровень спортсмена, тем более активно он использует образные представления в тренировочном и соревновательном процессах (обычно до начала соревнования), а также чаще применяет образные техники перед сном. Кроме того, спортсмены-профессионалы чаще, чем любители, представляют то, как они выигрывают соревнования, используя тем самым мотивационную функцию образов. По мнению авторов, поскольку для спортсменов-профессионалов победа — основная цель, образные представления, раскрывающие достижение этой цели, дают им возможность дольше и упорнее тренироваться, а также способствуют повышению уверенности в себе. Спортсмены-любители, напротив, не делают победу своей основной целью, занимаясь спортом скорее для удовольствия и поддержания формы, вследствие чего даже в случае появления у них представления о выигрыше сам факт победы не будет занимать центральное место в содержании подобных образов.

Если вопрос о связи профессионального уровня спортсменов и эффективности использования ими образов достаточно широко освещен в литературе, то специфике использования образов представителями разных видов спорта, а также возрастным закономерностям овладения разными видами спорта уделяется гораздо меньше внимания.

2. Цели и задачи исследования

Наша работа была посвящена исследованию особенностей использования различных видов образов спортсменками, занимающимися художественной гимнастикой. Кроме того, мы сочли необходимым продолжить изучение специфики использования образов спортсменами (Веракса, Горовая, 2010). В связи с этим нами была поставлена следующая задача: установить взаимосвязи специфики использования образов гимнастками с их спортивными успехами, а также с результатами аппаратурных методик, направленных на диагностику уровня координации движений, реакции на движущийся объект, времени двигательной реакции с выбором, методик диагностики темпоральной перцепции. Аппаратурные методики дают наиболее объективные данные об уровне мастерства спортсменов. Диагностика темпоральной перцепции проводилась с целью определения уровня профессионального мастерства, так как ранее было показано, что точность и устойчивость воспроизведения временн

Для цитирования статьи:

Веракса А. Н., Леонов С. В., Горовая А. Е. Психологические особенности художественных гимнасток. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2011. - №4 - с. 134-147.