Логотип журнала Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология.
ISSN 0137-0936
eISSN 2309-9852
En Ru
ISSN 0137-0936
eISSN 2309-9852

Статья

Мельникова О. Т., Хорошилов Д. А. Методологические принципы качественных исследований в психологии // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2013. - №3 - с. 4-17

Автор(ы): Хорошилов Дмитрий Александрович

Аннотация

В статье рассматриваются фундаментальные принципы качественных исследований — контекстуальной чувствительности, понимания, интерпретативной реконструкции и рефлексивности. Принцип контекстуальной чувствительности ориентирует качественные исследования на изучение явления в его социокультурном и диалогическом окружении, а принцип понимания — на изучение субъективных значений и смысловых позиций различных групп. Принципы интерпретации и рефлексивности дают ответ на вопрос о методологическом инструменте качественного исследования — как связываются между собой данные и формулируются аналитические обобщения, оценка валидности которых предполагает отслеживание и контроль влияния рефлексивных и ценностных установок самого исследователя. Названные принципы, сформулированные на основе теоретического анализа и практического опыта работы с качественными методами, доказывают правомерность их объединения в единый методологический подход, который реализуется в различных направлениях и стратегиях качественного анализа данных. Авторами подчеркивается концептуальное единство качественных исследований и лежащей в их основе общей методологии.

Разделы журнала: Теоретические исследования; Эмпирические исследования

PDF: /pdf/vestnik_2013_3/vestnik_2013-3_4-17.Pdf

Поступила: 15.03.2013

Страницы: 4-17

Ключевые слова: качественные исследования; контекстуальная чувствительность; понимание; интерпретация; рефлексивность; полифония; голос

Доступно в on-line версии с 30.09.2013

http://msupsyj.ru/pdf/vestnik_2013_3/vestnik_2013-3_4-17.Pdf

Для цитирования статьи:

Мельникова О. Т., Хорошилов Д. А. Методологические принципы качественных исследований в психологии // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2013. - №3 - с. 4-17