Логотип журнала Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология.
ISSN 0137-0936
eISSN 2309-9852
En Ru
ISSN 0137-0936
eISSN 2309-9852

Статья

Донцов А. И., Зинченко Ю. П. Корпоративная безопасность в условиях глобализации. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2011. - №4 - с. 12-16.

Автор(ы): Донцов Александр Иванович

Аннотация

Рассматриваются проблемы безопасности в условиях глобализации современного мира. Показано, что глобализация является мультипликатором рисков для всех сфер жизнедеятельности человека. Анализируются перспективы корпоративной безопасности с позиции макропсихологии.

Разделы журнала: Психология безопасности

PDF: /pdf/vestnik_2011_4/vestnik_2011-4_12-16.Pdf

Страницы: 12-16

Ключевые слова: глобализация; психология корпоративной безопасности; корпоративные отношения

Корпоративная безопасность в условиях глобализации

В современных условиях при невиданном по масштабу, глубине и интенсивности росте мер, средств и потенциала угроз различного характера развитие психологии безопасности становится исследовательской задачей для понимания влияния этих угроз на индивида, их значимости для изменения мотивационно-ценностных установок социальных групп, путей преодоления личностной деструкции, изменения социальных взаимосвязей. Глобализация информационных войн, экономических противоречий и политических конфликтов, интернет-пространства изменяет содержание целей развития психологической науки. 

Значимость глобализационных процессов предопределяется их объективным влиянием на все сферы жизнедеятельности человечества. Однако в науке до сих пор нет однозначной оценки, понимания и определения глобализации. 

Говоря об изменении характера и значимости психологии безопасности в условиях глобализации, необходимо корректно интерпретировать этот феномен. В онтологическом аспекте глобализация представляет собой объективную реальность, процесс, в ходе развития которого качественно изменяются производительные силы и производственные отношения. В гносеологическом аспекте процессы, протекающие в рамках глобализации и рассматриваемые как атрибутивные, порождают категории и институты, имеющие всеобщий характер, выводят из обращения или делают менее значимыми ряд базовых макроэкономических категорий. 

Основной тезис неустойчивости современного мира — это противоречия интересов и ценностей, действующих многообразных акторов геополитики, которые не способствуют стабилизации мира, а скорее наоборот, являются фактором возникновения все большего числа и качества рисков. Так, например, по мнению многих ученых, глобализация служит мультипликатором рисков, порождаемых трансформационными процессами внутри страны. Эти процессы связаны: 1) с резким возрастанием рискогенной среды обитания; 2) с изменением логики формирования социального пространства (от территориального принципа к сетевому), что создает угрозы для расчленения пространства России на два мира: множество локальных сообществ и «бескорневые» глобальные сетевые системы; 3) социальный порядок все более подчиняется мощной и не имеющей обратной связи вертикали власти международных финансовых политических институтов («организованная безответственность»), а сетевой и поточный характер глобальных рисков (терроризм, криминал и др.) делает неэффективной территориальную организацию общественной безопасности; 4) под воздействием «сырьевой ориентации» изменяется вся социальная структура общества, а индивидуальное и групповое поведение приобретает защитный характер; 5) в ценностно-нормативном плане социальное пространство России отличается множественностью конкурирующих мировоззренческих парадигм, где существует опасность утраты социальной идентичности России и где многонациональная культура будет носить не интегрирующий, а этнографический характер. 

Безопасность целостности системы порождена определенным взаимодействием и поведением ее элементов, которое не только организовано «целесообразно» (т.е. ориентировано на решение конструктивных задач и на преодоление конкретной ситуации), но и располагает определенной ценностной системой, где во главу угла поставлена общая идея (цель) и др. В этом заключается один из ключевых компонентов идеологии безопасного развития общества и решения глобальных проблем человеческой цивилизации. 

Происходят различные изменения, трансформации. Они реализуются в действиях, поступках, решениях людей — от политических лидеров до немощного старика, заботящегося о тишине в его доме, о вкусных и безопасных продуктах, об отсутствии конфликтов в семьях детей и внуков и т.д. Субъектами рассматриваемых изменений выступают и организации, предприятия, государства, международные союзы и т.д. Грань опасности и безопасности очень тонкая. Во многом выбор актора зависит от его морального выбора, от социокультурных оснований, от убеждений и установок. 

Вся мировая социально-политическая, экономическая, культурная система в процессе глобализации имеет тенденцию к усложнению, становится нелинейной, многомерной и многофакторной, а значит (в силу вышесказанного), у нее появляются новые системные свойства, с которыми связаны как новые ресурсы глобального развития, так и новые угрозы глобальной безопасности. 

Глобализация меняет экономическую, социальную, культурную и информационную среду обитания человека. Она ведет, с одной стороны, к возрастанию взаимозависимости между странами в реализации их национальных интересов практически во всех измерениях, а с другой, в силу своего многослойного и многоформатного характера, — к неравномерному развитию мирового сообщества, что обусловливает необходимость обращения к вопросам пересмотра аспектов личной, организационной, корпоративной, международной безопасности. 

Известный американский политолог, специалист в области теории безопасности М. Интрилигатор утверждает, что в результате глобальных нестабильностей и взаимозависимостей традиционные методы обеспечения безопасности становятся все менее подходящими, поэтому мировое сообщество должно выработать новые механизмы безопасности. 

В современной ситуации необходимо трактовать безопасность исходя из глобальной, а не организационной, национальной или даже международной перспективы. Таким образом, традиционные концепции безопасности необходимо заменить новейшей концепцией глобальной безопасности, определяемой как отсутствие или избежание угроз жизненным интересам планеты. По сути, содержание и сущность безопасности в процессе глобализации расширяются далеко за пределы корпоративного измерения. Глобальная безопасность должна охватывать взаимосвязанные военные, политические, экономические, экологические и др. угрозы жизненным интересам планеты, т. е. возрастает роль невоенных компонентов. Даже в рамках традиционного более узкого определения безопасности, включающего предотвращение военных угроз жизненным интересам суверенного государства или группы объединенных государств, существуют более широкие проблемы глобальной безопасности.

Психология корпоративной безопасности — область исследований возникновения, функционирования и развития механизмов защищенности психической активности субъекта корпоративного взаимодействия в его целостном состоянии продуктивной деятельности. Фактически существует одна общая психологическая проблема — изучение закономерностей деятельности человека в условиях опасности и поиск путей обеспечения ее безопасности, в центре которой стоит человек — субъект деятельности, а не ее орудия. При таком подходе к организации исследований открываются возможности для выявления общих психологических закономерностей, присущих различным видам деятельности, связанным с опасностью. И именно эти общие теоретические положения должны лечь в основу частных исследований, проводимых с учетом специфики отдельных видов деятельности, объединив их в единое научное русло. Тогда-то на общей научной базе станут возможными и более продуктивные исследования безопасности в отдельных видах деятельности, способствующие развитию и обогащению всего этого научного направления.

Можно констатировать, что в современных условиях происходит трансформация психологии безопасности. Россия, вступив в период социальных трансформаций, неизбежно пришла к необходимости изменения отношения к проблеме безопасности, причем сложившиеся современные условия нельзя назвать определенными и аналогов им практически не существует. На протяжении многих десятилетий психология ограничивалась изучением отдельных психических процессов, личности, малой и большой группы, игнорируя более глобальные уровни социального. Данная проблема коснулась и психологии безопасности. Изучение психологии безопасности личности и индивидуальной жизнедеятельности достаточно долгое время было центром внимания практических психологов, игнорируя макросоциальное поле. Сегодня социальный заказ общества включает в себя решение важнейших проблем: терроризм, криминализация, разрушение морали и нравственности, имущественное расслоение, социальная несправедливость, этнические конфликты и т.п. — все это является объектом психологии безопасности как компонента глобализационных изменений. Таким образом, сегодня происходит и должен происходить перенос акцентов от микропсихологии к макропсихологии безопасности.

Весь предыдущий анализ показывает, что в течение последних ста лет происходит непрерывная трансформация, изменение угроз корпоративной безопасности и социальной защищенности субъекта в целом. При этом до сих пор не обнаружен универсальный инструмент обеспечения эффективной корпоративной безопасности — современный мир нестабилен, текуч и изменчив. Главным в нем стало осознание системной природы этого явления и, следовательно, необходимости системного подхода к его изучению. При таком подходе выявляется, что содержание и степень корпоративной безопасности общества и человека находятся в прямой зависимости от функционирования всех структур общества, прежде всего экономической, политической, социальной и правовой. Потребность в безопасности как базовая в иерархии А. Маслоу так и не удовлетворена, а возникающая социальная депривация ведет к трансформации индивидуального, группового и массового сознания, изменению морально-политического и социально-психологического климата в обществе. Попытка обнаружения решения этой глобальной проблемы может оказаться продуктивной, раскрывающей новые пути и возможности, притом в междисциплинарном научно-практическом масштабе.

Психология корпоративной безопасности — новое направление психологической науки и практики. Системный характер социального феномена корпоративной безопасности подразумевает опору на достижения разных психологических и непсихологических научных дисциплин: общей и социальной психологии, психологии и психофизиологии труда, управленческой психологии, педагогической психологии, психологии развития, психотерапии, психологии профессиональной деятельности, экстремальной психологии, экологической психологии, политической психологии, а также общей теории безопасности, национальной безопасности, психиатрии, социальной психологии безопасности и др. Такой многогранный подход дает возможность увидеть корпоративную безопасность в единстве ее социальных взаимосвязей, социальных параметров и оснований.

Множественность интерпретаций безопасности, ее классификаций и видов красноречиво свидетельствует о сложности изучаемого феномена и о его многомерности, в связи с чем актуальность обсуждения проблем безопасности бесспорна.

Для цитирования статьи:

Донцов А. И., Зинченко Ю. П. Корпоративная безопасность в условиях глобализации. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2011. - №4 - с. 12-16.