Логотип журнала Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология.
ISSN 0137-0936 (Print)
ISSN 2309-9852 (Online)
En Ru
ISSN 0137-0936 (Print)
ISSN 2309-9852 (Online)
Памяти Пенти Хаккарайнена (1944-2021)

Памяти Пенти Хаккарайнена (1944-2021)

Аннотация

1 июня, обычно радостный день, посвященный защите детей ЮНЕСКО, в этом году был печальным днем. В этот день в 2021 году скончался профессор Пентти Хаккарайнен. Пентти был выдающимся психологом и методологом теории деятельности и культурно-исторического подхода. Начиная с пере- вода книги Леонтьева «Деятельность, сознание и личность» (1977) на финский язык, он продолжал проникать в глубины деятельности и культурно-исторической теории на протяжении своей научной карьеры.

1 июня, обычно радостный день, посвященный защите детей ЮНЕСКО, в этом году был печальным днем. В этот день в 2021 году скончался профессор Пентти Хаккарайнен. Пентти Хаккарайнен был большим другом для всех, кто его хорошо знал, и у нас была счастли- вая возможность побывать в его компании не один раз. Его лучезар- ная улыбка и нежная манера говорить были очень привлекательны и сразу вызвали ощущение близкой дружбы и взаимопонимания. Даже если Пентти был тихим и не всегда реагировал во время обсуждения, его терпеливое присутствие часто было важнее, чем постоянные раз- говоры других участников.

Пентти был выдающимся психологом и методологом теории деятельности и культурно-исторического подхода. Начиная с пере- вода книги Леонтьева «Деятельность, сознание и личность» (1977) на финский язык, он продолжал проникать в глубины деятельности и культурно-исторической теории на протяжении своей научной карьеры. Важно подчеркнуть, что он не рассматривал эти теории как отдельные, а скорее обращались к различным исследовательским про- граммам. Об этом свидетельствует тот факт, что он стоял у истоков ISCRAT в 1984 году и поддержал его последующее преобразование в ISCAR в 2002 году.

Пентти Хаккарайнен родился в Финляндии в 1944 году. Он окончил факультет педагогических наук Университета Ювяскюля в 1967 году и получил степень магистра на том же факультете в 1970 году. Пентти Хаккарайнен получил докторскую степень в 1972 году в Университете Ювяскюля, факультет педагогических наук и степень доктора педагогических наук (хабилитат) после защиты второй диссертации в 1991 году. С 1970 по 1972 год Пентти Хаккарайнен работал научным сотрудником в Финском институте исследований в области образования, а в 1973 году был ассистентом в Институте педагогических исследований. Институт педагогических наук Университета Ювяскюля. В 1974–1975 годах он был приглашенным научным сотрудником в Академии педагогических наук в Москве, где познакомился с В.В. Давыдовым и глубоко заинтересовался теорией деятельности и системой развивающего обучения Эльконина–Давыдова. С 1976 по 1982 год он был научным сотрудником Финского института педагогических исследований в Ювяскюля. В 1983 году он был приглашенным научным сотрудником в Институте философии, а в 1984 году — лектором в Институте психологии Орхусского университета, Дания. С 1985 по 1992 год он был научным сотрудником и старшим научным сотрудником Финского института исследований в области образования, а в 1993–1995 годах — научным сотрудником лаборатории сравнительного познания человека Калифорнийского университета в Сан-Диего, США. В 1996 году он стал старшим научным сотрудником Финского института исследований в области образования, а в 1997–2011 годах — профессором Консорциума университетов Каяани, Университета Оулу, где в 2002 году он основал исследовательскую лабораторию игры «Силму». В 2008–2009 годах он был приглашенным научным сотрудником в Лаборатории сравнительного познания человека Калифорнийского университета в Сан-Диего. В 2006–2008 и 2009–2011 годах он был научным деканом факультета педагогических наук Университета Оулу. В 2012 году профессор Пентти Хаккарайнен перешел на факультет психологии развития и педагогики Литовского университета педагогических наук. Осенью 2019 года начал работать в Академии образования Университета Витаутаса Великого.

С 2012 года возглавлял Научно-исследовательскую лабораторию игры. Эта лаборатория стала известной среди психологов культурно-исторической ориентации, ее посещали специалисты и студенты из разных стран (Россия, Мексика, Колумбия, Польша, Финляндия, Япония, Великобритания, Австралия и другие). Все исследовательские гранты были посвящены темам обучения и развития в игре.

Пентти Хаккарайнен был главным редактором журнала «Психология России и Восточной Европы», M.E. Шарп, Нью-Йорк, с 2001 г.; член экспертного комитета журнала «Культурно-историческая психология» с 2005 г.; член экспертного совета журнала «Педагогика» с 2002 г.; член редколлегии журнала Educational Forum с 2012 года. Был одним из основателей ISCRAT и был членом ISCAR с момента основания этого международного сообщества. Пентти Хаккарайнен был научным руководителем 6 докторских диссертаций, он принял участие в качестве научного руководителя, оппонента и читателя 20 докторских диссертаций.

Пентти Хаккарайнен был автором нескольких книг на финском, английском и литовском языках и многих научных статей, посвященных теоретическим и методологическим темам раннего образования, творческой игры и обучения в повествовательной среде, развивающего обучения и обучения в вертикально интегрированных классах для 4–8-летние дети, игры и обучение в виртуальной среде (5D) и т.д.

В ноябре 2012 года Пентти Хаккарайнен вместе с Милдой Бредиките и Татьяной Ахутиной посетил Международный семинар, посвященный игровой деятельности по культурно-исторической психологии в Пуэбле, Мексика. В семинаре приняли участие более 1000 психологов, учителей, логопедов и студентов университетов из разных регионов Мексики. Большой успех этого мероприятия был гарантирован высоким академическим уровнем и человеческими качествами лекторов. Пентти Хаккарайнен прочитал блестящую лекцию на тему обучения повествованию в игре. Нам посчастливилось провести вместе много прекрасных и продуктивных дней. Все участники семинара запомнили профессора Пентти Хаккарайнена как доброжелательного человека и эмоционального лектора. Это действительно было потрясающее событие, и мы благодарны за возможность пообщаться с Пентти Хаккарайнен, Милдой Бредиките и Татьяной Ахутиной на мероприятии такого исторического значения.

Пентти представлял для нас реальный пример совпадения аффективной и рациональной жизни в общечеловеческой культурной деятельности, где интеллект аффективен, а аффекты разумны. Мы думаем, что с нами согласятся многие коллеги, друзья и последователи Пентти.

Мы благодарны Пентти за его жизнь и время, которое он провел со своей семьей, друзьями, коллегами и с детьми, с которыми он работал, играя…

Работа и жизнь Пентти останутся в наших сердцах примером преданности, щедрости и дружбы.

Поступила: 01.06.2021

Принята к публикации: 09.06.2021

Дата публикации в журнале: 15.12.2021

Ключевые слова: Пентти Хаккарайнен; теория деятельности; культурно-исторический подход

Доступно в on-line версии с: 15.12.2021

Номер 4, 2021