Логотип журнала Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология.
ISSN 0137-0936
eISSN 2309-9852
En Ru
ISSN 0137-0936
eISSN 2309-9852

Свобода: ответственность, негативизм, забота

Аннотация

Актуальность и цель работы. В контексте современной общественной жизни и ее рефлексии наукой феномен свободы является одной из фундаментальных теоретико-практических проблем. Понимание истинных причин формирования асоциальной личности, далеких от крайних парадигм, — одна из актуальных задач современной психологии. Целью статьи выступает анализ и рассмотрение проблематики свободы и агрессивного поведения подростков в модусах ответственности, негативизма и заботы.

Метод. Теоретический анализ и синтез релевантной литературы.

Результаты исследования. Рассмотрены аспекты свободы в связи с внешними и внутренними ограничениями, выделены конструктивная и деструктивная виды свободы. Отмечена проблема дифференциации стремления к свободе и рисков негативизма, описаны активный негативизм и пассивный негативизм. Раскрыты аспекты предвзятой атрибуции враждебности как структурно-мотивационного элемента девиантного и делинквентного поведения. Рассмотрены эгалитарная и традиционные концепции семейного воспитания и их связь с развитием автономной, независимой личности. Отмечены условия, при которых ценности свободы, самостоятельности и заботы выступают предикторами субъективного ощущения счастья подростков.

Выводы. Свобода является необходимым условием развития ответственности, личности с интернальным локусом контроля. Свобода должна быть сопряжена с ответственностью, при этом значительный вклад в социализацию свободы и ответственности вносит семья и реализуемый опыт предоставления свободы и родительского контроля по отношению к подростку.

Феномен эмансипации в подростковом возрасте может быть сопряжен с рисками негативизма как одной из форм агрессии. С негативизмом коррелируют высокие парциальные самооценки (способность к лидерству и самооценка своего «физического Я»). Одним из существенных механизмов формирования и функционирования негативизма является предвзятая атрибуция враждебности, склонность к которой связана с высокими рисками делинквентного поведения.

Для детей из семей с воспитательной стратегий свободы характерна депривация заботы, они чаще менее удовлетворены своим «семейным» детством. В то же время гиперконтроль и гиперзабота могут играть и отрицательную роль, увеличивая риски агрессии.

Литература

Архипова В.Ю. Влияние родительского контроля на формирование личности подростка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2020. № 3. С. 108–114. [Электронный ресурс] // URL: http://e-koncept.ru/2020/202010.htm (дата обращения: 26.02.2021).

Бандура А. Теория социального научения. СПб.: Директ-Медиа, 2008.

Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб.: Питер, 2014.

Валиуллина М.Е. Образ мира, агрессивность и рефлексивность у студентов педагогического профиля // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. 2016. Т. 158, кн. 4. С. 941–949.

Волков Б.С. Психология подростка. М.: Академический Проект, 2017.

Волкова М.А., Петрова С.С. Проблема гиперопеки в семье // Вопросы педагогики. 2020. № 11-2. С. 79–82.

Зимбардо Ф., Коломбе Н. Мужчина в отрыве: игры, порно и потеря идентичности. М.: Альпина Паблишер, 2017.

Кемалова Д.И. Психологическая профилактика подросткового негативизма // Форум молодых ученых. 2017. № 11 (15). С. 429–434.

Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989.

Науменко М.В. Взаимосвязь форм агрессии с коммуникативными способностями подростков-спортсменов // Интернет-журнал «Мир науки». 2018. № 5, Т. 6. [Электронный ресурс] // URL: https://mir-nauki.com/PDF/40PSMN518.pdf (дата обращения: 26.02.2021).

Реан А.А. Психология личности. СПб.: Питер, 2017.

Реан А.А. Подростковая агрессия / Психология подростка. СПб.: Прайм-Еврознак, 2008.

Реан А.А. Отношение молодежи к институту семьи и семейным ценностям // Национальный психологический журнал. 2016. № 1. С. 3–8.

Реан А.А., Шагалов И.Л. Личностные ценности как предикторы переживания счастья подростками // Вопросы психологии. 2018. № 6. С. 16–28.

Реан А.А., Коновалов И.А. Индикаторы детско-родительских отношений в контексте различных социально-демографических показателей // Интеграция образования. 2020. Т. 24, № 3. С. 433–452.

Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М.: Ин-т практ. психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.

Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник: Пер. с англ. и нем. / Под ред. Л.Я. Гозмана и Д.А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1990.

Фромм Э. Бегство от свободы. Человек для себя / Эрих Фромм; пер. с англ. М.: ACT: ACT МОСКВА, 2006.

Шестакова Е.Г. Агрессивность в структуре личности: интегративный подход: Автореф. дисс… канд. психол. наук. Пермь, 2011.

Baumgardner, M., & Boyatzis, C.J. (2018). The Role of Parental Psychological Control and Warmth in College Students’ Relational Aggression and Friendship Quality. Emerging Adulthood, 6 (1), 72–76.

Dodge, K.A., Price, J.M., Bachorowski, J.-A., & Newman, J.P. (1990). Hostile attributional biases in severely aggressive adolescent. Journal of Abnormal Psychology, 99 (4), 385–392.

Flouri, E., Midouhas, E. (2017). Environmental Adversity and Children’s Early Trajectories of Problem Behavior: The Role of Harsh Parental Discipline. Journal of Family Psychology, 31 (2), 234–243.

Foshee, V.A., McNaughton Reyes, H.L., Tharp, A.T., Chang, L.-Y., Ennett, S.T., Simon, T.R., Latzman, N.E., Suchindran, C.M. (2015). Shared Longitudinal Predictors of Physical Peer and Dating Violence. Journal of Adolescent Health, 56 (1), 106–112.

Jackson, S., Goossens, L. (2019). Handbook of Adolescent Development [Electronic resource]. Psychology Press. URL: https://doi.org/10.4324/9780203969861 (date of retrieval: 26.02.2021).

Lee, S.-A., Yu, J.J. (2018). Parental Psychological Control and Children's Relational and Social Aggression [Electronic resource]. Southeastern Council on Family Relations Conference. URL: https://dc.etsu.edu/secfr-conf/2018/schedule/26/ (date of retrieval: 26.02.2021).

Llorca, A., Richaud, M.C., & Malonda, E. (2017). Parenting Styles, Prosocial, and Aggressive Behavior: The Role of Emotions in Offender and Non-offender Adolescents [Electronic resource]. Frontiers in Psychology, 8, 1246. URL: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2017.01246 (date of retrieval: 26.02.2021).

Martinelli, A., Ackermann, K., Bernhard, A., Freitag, C.M., Schwenck, C. (2018). Hostile attribution bias and aggression in children and adolescents: A systematic literature review on the influence of aggression subtype and gender. Aggression and Violent Behavior, 39, 25–32.

Masud, H., Ahmad, M.S., Cho, K.W. (2019). Parenting Styles and Aggression Among Young Adolescents: A Systematic Review of Literature. Community Mental Health Journal, 55, 1015–1030.

Pinquart, M. (2017). Associations of parenting dimensions and styles with externalizing problems of children and adolescents: An updated meta-analysis. Developmental Psychology, 53 (5), 873–932.

Ross-Gray, M.C. (2020). Parental Supervision and Monitoring and Deviant Adolescent Behavior [Electronic resource]. Walden Dissertations and Doctoral Studies, 8486. URL: https://scholarworks.waldenu.edu/dissertations/8486 (date of retrieval: 26.02.2021).

Ruiz-Hernández, J.A., Moral-Zafra, E., Llor-Esteban, B., & Jiménez-Barbero, J.A. (2018). Influence of parental styles and other psychosocial variables on the development of externalizing behaviors in adolescents: A systematic review. The European Journal of Psychology Applied to Legal Context, 11, 9–21.

Santos, C.V.М. dos, Campana, N.T.C., & Gomes, I.C. (2019). Egalitarian Parental Care: literature review and conceptual construction [Electronic resource]. Psicologia: Teoria e Pesquisa, 35. URL: http://dx.doi.org/10.1590/0102.3772e35311 (date of retrieval: 26.02.2021).

Schwartz, S.H. (2012). An Overview of the Schwartz Theory of Basic Values [Electronic resource]. Online Readings in Psychology and Culture, 2 (1). URL: https://scholarworks.gvsu.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1116&context=orpc (date of retrieval: 26.02.2021).

Steinberg, L. (2020). Adolescence (12th Edition). N.Y.: McGraw-Hill Education.

Tyler, S. (2020). Human Behavior and the Social Environment I [Electronic resource]. University of Arkansas Libraries. URL: https://uark.pressbooks.pub/hbse1/ (date of retrieval: 26.02.2021).

Verhoef, R.E.J., Alsem, S.C., Verhulp, E.E., De Castro, B.O. (2019). Hostile Intent Attribution and Aggressive Behavior in Children Revisited: A Meta-Analysis. Child Development, 90 (5), 1–23.

Yan, F., Zhang, Q., Ran, G., Li, S., Niu, X. (2020). Relationship between Parental Psychological Control and Problem Behaviours in Youths: A Three-level Meta-analysis [Electronic resource]. Children and Youth Services Review, 112. DOI: 10.1016/j.childyouth.2020.104900 (date of retrieval: 26.02.2021).

Статья на сайте ELibrary.ru Скачать в формате PDF

Поступила: 01.03.2021

Принята к публикации: 15.04.2021

Дата публикации в журнале: 15.09.2021

Ключевые слова: свобода; негативизм; ответственность; забота; подростковая агрессивность; семья; делинквентное поведение

DOI: 10.11621/vsp.2021.03.05

Доступно в on-line версии с: 15.09.2021

Номер 3, 2021